Педагогика и психология – два направления в одном флаконе: о научной школе ВВГУ

5 апреля 2023
Педагогика и психология – два направления в одном флаконе: о научной школе ВВГУ

Научная школа ВВГУ «Педагогика и психология развития способностей» объединила преподавателей, аспирантов и  студентов магистратуры, занимающихся научно-исследовательской деятельностью под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры философии и юридической психологии ВВГУ, члена экспертного совета Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки по педагогике и психологии Валентины Чернявской.

–  Валентина Станиславовна, вы – педагог, и всю жизнь связаны с психологией.

 Действительно, сложилось так, что первое мое образование  Уссурийский государственный педагогический институт (математика и физика); затем уже спустя годы окончила Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского по направлению «Психология». Я педагог-психолог.

–  Ваша научная школа может гордиться успешной самореализацией ученых ?

Научный состав школы это преподаватели, ассистенты кафедры философии и юридической психологии Института права ВВГУ: Виктория Дудко, Татьяна Величко, Елисей Яровенко; доценты, кандидаты психологических наук: Владимир Шибаев, Ирина Махова, Варвара Малахова, Владислав Екинцев; студенты магистратуры  Дарья  Дейкун, Антон  Чернявский.

Научная школа ведет работу в рамках идеи о самораскрытии способностей. В частности, в настоящее время исследуются метакогнитивные предпосылки успешности в изучении математики школьниками подросткового и предподросткового возраста.

Также предметом исследований является педагогическая интенциональность, которая имеет прямое отношение к профессиональным способностям педагога. В этом контексте научная школа контактирует с Психологическим институтом Российской академии образования, Институтом психологии Российской академии наук, Ярославской школой психологии метакогнитивных способностей, Белорусским педагогическим университетом им. Максима Танка.

У нашей научной школы немало успехов и достижений как в образовательной, так и в научной деятельности. Разработанные проекты были поддержаны финансированием  РГНФ (Российского гуманитарного научного фонда),  РФФИ (Российского фонда фундаментальных исследований), грантами Президента РФ, а именно: научно-практические конференции с международным участием «Инновационный потенциал психологии в развитии современного человека»; «Пилотный проект коллективного управления вузом средствами ситуационного центра»; «Педагогические факторы и психологические механизмы развития стратегического мышления студентов: разработка и внедрение кросс-технологий в вузе»; «Психолого-педагогические предикторы результативности образования и механизмы самораскрытия способностей старшеклассников», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и др.

–  Какова роль молодежи в работе научной школы?

Стоит подчеркнуть, что коллектив научной школы очень молодой: 70 процентов аспирантов и соискателей в возрасте до 39 лет. Практически все вышли из нашей студенческой среды: Варвара Малахова, Елисей Яровенко, Татьяна Сидорова и многие др. Можно похвалиться, что еще на студенческой скамье исследовательская деятельность в психологии захватывает наших студентов, и они продолжают обучение в аспирантуре, защищают диссертации и т.д.
Можно вспомнить десятки историй успеха нашей молодежи, но приведу лишь два основных для нашей научной школы и наиболее значимых по уровню достижений примера.

Мы организовали и провели 5 региональных и всероссийских олимпиад для развития профессиональных и надпрофессиональных ресурсов студентов-психологов, которые включали интенсивные практики, конкурсные задания, разработку и презентацию программ, новые тренинги, исследования, публикации. В них участвовали команды из вузов Владивостока, Хабаровска, Читы, Новосибирска, Комсомольска-на Амуре, Смоленска, Москвы, Новокузнецка, Благовещенска и других городов.

В 2021 году я стала победителем Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За развитие студенческого научного, конкурсного и олимпиадного движения».

В 2021 году получила звание лауреата XXII Национального конкурса «Золотая психея» в номинации «Событие года в жизни сообщества» за организацию и проведение «Всероссийской научной конференции с международным участием «Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека». Без команды ни один, даже самый талантливый и опытный руководитель, не может достичь высоких результатов в своем деле.

– Вовлечены ли студенты ВВГУ в работу научной школы? Как они участвуют в проектной деятельности?

Примером является проект «Опьяненные свободой-серия семинаров-тренингов для студентов-первокурскников» победитель конкурса Президентских грантов. Проект посвящен психологической адаптации студентов-первокурсников. Первый этап проекта подготовка студентов направления «Психология» к роли будущих тренеров, т.е. студенты проходили методические тренинги и помогали в апробации программы. Затем они проводили занятия с первокурсниками, в том числе вместе с тренерами-наставниками. По окончании программы мы провели анализ показателей эффективности тренингов. В настоящее эти методики разрабатывают студенты-психологи ВВГУ.

–  Успешным был для вас 2022 год?

 Результаты есть. Осенью 2022 года на заседании объединенного диссертационного совета на базе Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова и Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского прошла защита диссертации кандидата психологических наук Варвары Малаховой.

В ноябре члены научной школы участвовали  в  Международном конгрессе «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках». Была организована секция  «Самораскрытие способностей в перспективе развития образования и «язык цифры»

–  Какие сейчас перспективы и планы работы научной школы?

Мы продолжим исследования в самораскрытии способностей в прикладных аспектах, а именно: как влияет самораскрытие способностей на успешность изучения математики, физики, обоснование самораскрытия способностей как метакогнитив механизма и самооценки личности, какова динамика самораскрытия способностей от возраста к возрасту, какова роль педагогического профессионализма в самораскрытии способностей и достижении академической успешности. Результаты данных исследований будут в дальнейшем положены в основу диссертационных исследований аспирантов и соискателей нашей школы.