Будущее в образовании: определяем драйвера

4 марта 2019
Будущее в образовании: определяем драйвера

Драйвер (от англ. drive – рулить).  Употребляется термин обычно в смысле «нечто, запускающее что-то» или как «нечто, начинающее и обеспечивающее движение/развитие в той или иной области». Раньше были просто «точки роста», а сейчас говорят о «драйверах» как о чем-то большем, чем просто «точки» - здесь ощущается активистский смысл - драйверы как бы ещё и вытягивают за собой, а не просто двигаются сами по себе.

Драйвер — это программа, которая «объясняет» компьютеру, что он умеет делать с тем или иным устройством.

Допустим, вы купили принтер. Подключили его к компьютеру и... ничего не произошло. Конечно, компьютер понял, что вы к нему что-то подключили. Он может даже определить, что это за устройство. Но компьютер не понимает, какой фирмы ваш принтер, какой он модели и как с ним работать. Это означает, что вы не сможете ничего сделать при помощи нового оборудования. Проще говоря, принтер печатать не будет. Для того, чтобы принтер работал правильно, нужен драйвер.

Так и в образовании. Обучение в университетах будущего ориентировано на достижение проектных результатов, ведение практических исследований, онлайн-обучение. Без применения цифровых технологий это невозможно.

 Геннадий Лазарев, доктор экономических наук, профессор, президент ВГУЭС:

– Когда мне задают вопрос о роли информационных технологий в образовании, я обычно отвечаю, что IT — драйвер всех процессов. А потом рассказываю такую историю.

Десять лет назад ВГУЭС сделал IT-компетенции основным фактором при приеме на работу ключевых сотрудников. Новая команда провела анализ учебных программ и перевела преподавание «формальных» предметов (обязательных «философий-политологий») на систему компьютерных учебников и тестов. Ввели практическое обучение — студенты старших курсов получают практические компетенции.

Оцифровали все учебники — и первыми в России перевели всех студентов на компьютеры (контроль успеваемости, сумасшедшая экономия на печатных материалах). И так во всех сферах.

Результат — лидирующий на Дальнем Востоке вуз, бюджет вырос за 10 лет в несколько раз. «А как же качество?» — будут спрашивать отдельные товарищи. У нас проходил Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (в июне 2017 года ). Студенты показали отличные результаты – от 66 до 70 баллов. Доля студентов, получивших именные сертификаты – золотые, серебряные и бронзовые, превышает 50%. Нам нет равных в таких направлениях подготовки, как «Управление», «Экономика», «Информационные технологии и системы» и многие другие. Вот это и есть — драйвер.

Владимир Крюков, доктор экономических наук, профессор, советник ректора ВГУЭС:

– Большинство абитуриентов поступают во ВГУЭС, используя электронные технологии. Заявление на поступление, а затем анкету подают через наш сайт – vvsu.ru. Если абитуриент приходит в Приемную комиссию, то в помощь ему цифровые информационные панели, электронная очередь, терминалы для внесения данных и другие интерфейсы.

Входя в университет, студент включает Nav-In, – специальный сервис для мобильных устройств, где есть вся справочная информация: от расписания занятий до карты кампуса с аудиториями, спортзалами, кафе.

Круглосуточно на территории университета работают более 800 камер видеонаблюдения. Для прохода в здания и аудитории, доступа в библиотеку используется идентификационная пластиковая карта (ИПК). Она есть у каждого студента и преподавателя. ИПК позволяет еще и контролировать посещаемость занятий. 

Университет одним из первых среди российских вузов создал инфраструктуру на основе облачной автоматизации и внедрил технологии виртуализации на корпоративном уровне для перехода от персональных компьютеров к терминалам на основе применения «нулевых клиентов».

Сервисы электронного кампуса используются и в учебном процессе. Модель, при которой в центре образовательного процесса был преподаватель ушла в прошлое. Во ВГУЭС в центре образовательного процесса находится студент, и под него формируются информационные сервисы, и организуется учебный процесс. Преподаватель остается, безусловно, ключевым, но все же одним из участников образовательного процесса, не с мелом у доски, а с пультом у проектора или за компьютером в информационной среде. Преподаватель становится в большей степени наставником, будет направлять и учить думать, исследовать, решать проблемы, а университет в целом – готовить студента к реальной профессиональной карьере.

Все, что нужно для обучения, студент находит в виртуальном личном кабинете: расписание занятий, учебные материалы, доступ к электронным библиотекам и другим сервисам, учебные электронные курсы и т.п.

В настоящее время в электронной образовательной среде университета размещено более 200 электронных учебных курсов, доступ к которым студенты имеют в любое время и в любом месте через сеть Интернет. В электронной среде студенты могут подписываться на вебинары, проходить тестирование, размещать выполненные задания, участвовать в виртуальных форумах. При проведении аттестационных процедур применяется система биометрической идентификации на основании сервиса распознавания лиц, который разработали наши программисты.

У нас есть аудитории, которые оснащены системой видеоконференционной связи, чтобы организовывать занятия, когда преподаватели (в том числе иностранные) находятся за пределами кампуса. Или наоборот, проводить занятия для удаленных групп студентов. Есть специализированные цифровые лаборатории, где студенты изучают технологии прототипирования, трехмерной визуализации, виртуальной реальности, смарт технологии. Наш университет технологически готов предоставить такие возможности новому поколению студентов.

Персоны

Крюков Владимир Васильевич

Проректор по цифровому развитию и информационной политике