Галина Гомилевская: «В Приморском крае всего 23 маршрута на военно-историческую тематику»

5 сентября 2018
Галина Гомилевская: «В Приморском крае всего 23 маршрута на военно-историческую тематику»

Директор Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС Галина Гомилевская провела исследование на тему военно-исторического туризма в регионе. На сегодняшний день это приоритетная сфера туристской деятельности в России. Тем не менее, существует ряд актуальных проблем, которые препятствуют её эффективному развитию. Одна из них – локальный характер событийных мероприятий.

 — Галина Александровна, какие ещё факторы «стопорят» развитие военно-исторического туризма в Приморском крае?

 — Прежде всего, это ограниченный ассортимент туристских маршрутов и недостаточный уровень государственного финансирования. Я проанализировала порядка 23 мероприятий военно-исторической и военно-патриотической тематики, которые проходят в Приморье, и вот, что получилось: большинство маршрутов проходят на территории города Владивостока – их 14, остальные маршруты охватывают Хасанский, Шкотовский, Лазовский районы, Артёмовский, Уссурийский, Находкинский и Партизанский городские округа.

 Лидирующие позиции занимают экскурсии, связанные с объектами Владивостокской крепости, шесть маршрутов включают посещение средневековых городищ – Краснояровского, Шойгинского, Николаевского, Екатериновского. Есть ещё три маршрута – это посещение туристско-рекреационных парков «Изумрудная долина» в Уссурийском городском округе и «Штыковыские пруды» в Шкотовском районе.

 Из наиболее значимых мероприятий, которые проходят в Приморье, можно выделить следующие: День ВМФ, шествие «Бессмертный полк»; мероприятия, приуроченные ко Дню пограничника, событиям на Каульских высотах, Дню Героев Отечества, событиям на Хасане 1938 года и фестиваль «Владивостокская крепость».

 Большая часть этих мероприятий – это около 52 % – финансируется с участием краевого бюджета; всего 20 % – с использованием смешанного финансирования из бюджета Минобороны РФ и общественны организаций; 16 % – с привлечением муниципальных средств и 12 % – из федеральной казны.

 — В своём докладе особую роль вы отводите фортификационным сооружениям. А целью вашей научной работы является разработка методов организации военно-исторического туризма в условиях взаимодействия различных военно-патриотических организаций и туристического рынка. Расскажите немного подробнее.

 — Научная работа предполагает выполнение сразу нескольких задач. Например, для того чтобы предложить системный подход к развитию туризма на региональном уровне, прежде всего необходимо исследовать теоретические предпосылки развития военно-исторического туризма в целом. Об это можно долго говорить. Что касается фортификационных сооружений, то одним из факторов, ограничивающих развитие туризма с использованием исторических военных объектов, является неразвитый организационно-экономический механизм управления фортами. То есть стороны (ведомства/организации) не могут между собой договориться.

 Решение таких проблем видится в консолидации усилий и опыта всех участников военно-исторического туризма.

 Возможности использования потенциала военно-исторического туризма также заложены в формировании имиджа территории. Множественное наличие военно-исторических объектов, в том числе фортификационных сооружений, может сформировать туристский кластер с тематическим военно-историческим позиционированием.

 Так, на уровне регионального бренда в топ-10 российских городов с позиции военно-исторического туризма на основе брони отелей 2017 года вошли: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Нижний Новгород, Севастополь, Кострома, Великий Новгород, Ростов-на-Дону, Псков. На местном уровне наличие мемориальных объектов позволяет формировать условия для развития отдельных бизнес-проектов как в туристской сфере, так и в смежных отраслях с торговой, промышленной и сельскохозяйственной специализациями, что подтверждается исследованиями ряда авторов.

 Ещё одним видом использования военно-исторических ресурсов является военная реконструкция. В регионе функционируют тематические клубы, среди которых наиболее известные: клуб ролевых игр «Отражения», клуб прикладного фехтования «Грань», клубы «Приморский бастион», «Первый Дальневосточный фронт», «Дикие сердца» и многие другие.

 — Это говорит о высоком потенциале и развитии такого вида туризма?

 — Да, несомненно! Востребованность историко-культурных объектов среди населения только растёт.  В год примерно 90 тысяч человек посещают фортификационные сооружения в Приморье. В то же время нельзя забывать об основных факторах, ограничивающих развитие туризма. Приведу несколько таких примеров: запущенное состояние объектов Владивостокской крепости не позволяет обеспечить эффективное их использование. Фортификационные сооружения средневековой эпохи требуют проведения археологической реконструкции.

 Ограниченный ассортимент туристских маршрутов не охватывает максимально значимых объектов военно-исторического туризма в крае; большая часть туристских фирм не рассматривает данный вид туризма, как приоритетный для предложения.

 При наличии широкого круга клубов военно-исторической реконструкции, данные общества, как правило, функционируют вне туристского рынка, отсутствует система взаимодействия клубных образований и субъектов туризма.

 Для решения указанных проблем в моей научной работе предложение ряд мер, направленных на развитие системы организационно-экономического управления военно-исторического туризма на региональном уровне.