Галина Гомилевская, канд. экон. наук, директор Международного института туризма и гостеприимства: морской туризм как составляющая туристского бренда «Восточное кольцо России»

4 декабря 2017
Галина Гомилевская, канд. экон. наук, директор Международного института туризма и гостеприимства: морской туризм как составляющая туристского бренда «Восточное кольцо России»

Межрегиональный проект «Восточное кольцо России», поддерживаемый Ростуризмом, состоит из туристских маршрутов (продуктов), основанных на природно-климатических, культурно-исторических, этнических региональных особенностях дальневосточных территорий. «Восточное кольцо» рассматривается как основа формирования единого пространства и инструмент сотрудничества со странами, прежде всего, Азиатско-Тихоокеанского региона, но для того, чтобы он стал и цепью готовых маршрутов, и брендом, необходимо сформировать продуктовую линейку и транспортную логистику. В настоящее время проект включен в комплекс мер по развитию туризма на территории Дальнего Востока и Забайкалья (приказ Минкультуры РФ № 2320 от 23.12.2013 г.), Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2022 гг.), региональные программы развития туризма в субъектах федерации.

Необходимость создания Восточного кольца России закреплена практическими действиями Министерства культуры и Ростуризма в продвижении регионов Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе едиными стендами на международных и российских выставках, презентационными фильмами, пресс-турами, государственной поддержкой создания туристских кластеров на территории Восточного кольца. В 2016 и 2017 годах на Тихоокеанском туристском форуме (2016, 2017) и Восточном экономическом форуме (2016) во Владивостоке по вопросу реализации проекта был подписан ряд соглашений Минкульта с администрациями субъектов РФ в составе ДФО и Забайкальского края.

На наш взгляд, абсолютно понятна модель данного проекта, которая реализуется через связь бизнеса, власти и наиболее востребованных маршрутов. Сегодня, в рамках проекта «Восточное кольцо России» уже проработаны такие межрегиональные направления (табл. 1).

Таблица 1

Модель бренда «Восточное кольцо России»

Межрегиональные направления

Города/объекты туристского показа

Большое «Восточное кольцо России»

Владивосток, Хабаровск, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Благовещенск

«Пять столиц

Дальнего Востока»

«Алмазная столица»

Мирный

 

«Столица вечной мерзлоты»

Якутск

«Столица Востока России»

Хабаровск

«Форт-пост России»

Владивосток

«Столица вулканов»

Петропавловск-Камчатский

«Легенды Дальнего Востока»

«По объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО»

 

Ленские Столбы

Республика Саха (Якутия)

Вулканы Камчатки

Камчатский край

Мысы Птичий

и Великан

Сахалинская область

Петроглифы

«Сикачи-Аляна»

Хабаровский край

Озеро Байкал

Забайкальский край

«Пять элементов (пять стихий) к познанию России»

Стихия земли

Республика Саха (Якутия)

Стихия огня

Камчатский край

Стихия воздуха

Хабаровский край

Водная стихия

Приморский край

Железнодорожные маршруты

«Транссиб»

от Владивостока до Иркутска

«БАМ»

от Братска до Совгавани

 

При этом нами выделены факторы, снижающие эффективность использования потенциала сотрудничества в рамках проекта «Восточное кольцо России», которыми являются:

– нестабильная экономическая ситуация;

– несбалансированная тарифная политика;

– несовершенство туристского маркетинга по выявлению и удовлетворению потребностей туристов, стимулированию туристского спроса;

– недостаточно эффективное использование потенциала межрегионального сотрудничества, разбалансированность межрегиональной туристской политики;

– отсутствие в проекте «Восточное кольцо России» продуктового межрегионального каркаса «ВОДА–СУША + опционные региональные туры» (до сих активно реализовывался классический принцип «ВОЗДУХ–СУША+ опционные туры».

Исследование потенциального потребительского рынка морского туризма на территории Дальнего Востока построено на классической сегментации по принципу иностранных и российских туристов. Что касается российских туристов, то традиционно в России популярны речные краткосрочные круизы. Морской туризм в Дальневосточном регионе на сегодняшний момент носит локальный характер в премиальном сегменте, прежде всего, в силу высоких цен. Но по оценкам экспертов ежегодный прирост российских круизных туристов в регионе аналогичен общему росту внутреннего турпотока +30%.

Практика проведения морских круизов на территории Восточного кольца России включает преимущественно северную часть прибрежного Дальнего Востока: с выходом из портов Корсакова и Южно-Сахалинска на Курилы, Камчатку, Чукотку, Командорские острова, Магадан, остров Врангеля и другие уникальные для европейского туриста островные территории. Конечно, неискушенного туриста впечатляет цена на две недели от 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. Безусловно, на цену влияет множество факторов. Но явно при количестве пассажиров в 50 человек и численности экипажа 30 человек формируются весьма высокие расходы. Условно на каждого туриста приходится порядка 35 судовых тонн. Для крупнейших лайнеров с развернутой инфраструктурой категории 3–4 звезды расходы примерно аналогичные. 

Понимая основную проблему в отсутствии линейки круизных судов различного типа и отсутствии ориентированности немногочисленных судостроительных компаний России, а также высокую стоимость инвестиций для строительства судов, нами предложены первоочередные меры, направленные на развитие морских туров в рамках туристского бренда «Восточное кольцо России»:

– совместная работа регионов и бизнеса входящих в «Восточное кольцо России» по созданию единой круизной логистики;

– поиск партнерских отношений с точки зрения глобального партнерства между странами;

– формирование привлекательной экономики судозаходов с учетом снижения размера портовых сборов за счет изменения курса рубля, снижения стоимости бункерного топлива для судов;

– поиск круизных судов, строительство пассажирских морских судов в России;

– развитие технологий наземного обслуживания круизных туристов, включающих церемонию встречи, предоставление экскурсий на объекты показа, организацию событийных мероприятий, предоставление мастер-классов, шоппинга;

– реализация консолидированного подхода к продвижению морских портов ДФО в качестве благоприятной туристской дестинации.

Привлекательный бренд морского туристского продукта должен быть понятным, позволяющим идентифицировать территорию, модным, эмоционально позитивно воспринимаемым, запоминаемым, образно сформированным, удобным для продвижения по различным маркетинговым каналам.

Проведенное исследование выявило недостатки и в организации наземного обслуживания морских круизных туристов, в их числе недостаточно развитую портовую инфраструктуру; длительность паспортно-визового оформления; высокую стоимость и однообразие экскурсионных продуктов. Мерами, направленными на решение указанных проблем, могут стать следующие проекты:  создание центра международного морского туризма во Владивостоке; установка интерактивных карт на остановках; реставрация объектов показа; оптимизация процедур пограничного, таможенного контроля; создание центра развития местных обычаев и культуры русских традиций; разработка порядка выдачи разрешений на осуществление туристских маршрутов по принципу «одного окна» с установлением максимального количества пунктов, разрешенных для захода российских и иностранных круизных судов.

Результаты исследования были обсуждены на II Международном Морском Форуме «Морской туризм Восточного кольца – от туристического маршрута до бренда» (Владивосток, 2016), а также в рамках проведения III Тихоокеанского туристского форума (Владивосток, 2017).

Прочитать статью полностью вы можете, скачав электронную версию журнала «ВГУЭС – территория новых возможностей» здесь: http://science.vvsu.ru/journal/arhiv/2017/