Webometrics 2015

24 февраля 2015

Какие меры помогут сохранить или улучшить позиции университета в международном рейтинге Webometrics

Webometrics 2015

Место ВГУЭС в международном рейтинге высших учебных заведений Webometrics, июль 2014-январь 2015 гг.: 

 

Показатель рейтинга Webometrics

Вес

Июль 2014

Январь 2015

1

Видимость (ссылки на сайт)

1/2

32

2

2

Представленность (число страниц сайта)

1/6

132

108

3

Открытость (число научных и учебных материалов вуза по GoogleScholar)

1/6

50

32

4

Научное превосходство (статьи в WOS и Scopus)

1/6

656

1291

 

Итоговое место в рейтинге

1

46

20

Показатели оценки международного рейтинга высших учебных заведений Webometrics

1. Видимость (Импакт-фактор сайта). ½ рейтинга Webometrics.

Характеризует число ссылок на нас из других сайтов. Считается по информации с сайтов Majestic SEO и ahrefs.

Рейтинг по видимости считается как 

Где X  - число ссылок, а Y  - число доменов, откуда идут ссылки. Нормируется на максимальное.

В ноябре 2014 года сайт ВГУЭС - http://abc.vvsu.ru/, который является устаревшим и фактически не поддерживается нами, на котором хранятся старые учебно-методические материалы, был взломан: на нём была размещена реклама и ссылки на эту рекламу размещены на 11 тыс. доменов. Что позволило нам стать вторыми после МГУ среди российских вузов по показателю Видимость, в июле 2014 ВГУЭС занимал 32 место.

Взлом был обнаружен сразу, реклама удалена, но ссылки на сайт ВГУЭС не торопятся удалять (что не зависит от нас). Поэтому ВГУЭС был учтен в январе 2015 года в рейтинге Webometrics как второй вуз по числу ссылок.

Очевидно, что постепенно ссылки на нас с этих доменов будут удалены и мы опустимся вниз.

Когда кто-то ссылается на ВГУЭС, то часто имеется в виду не только вуз и его главный сайт, но и конкретный материал.  Конкретный материал имеет конкретную URL ссылку. Такая ссылка желательно должна оставаться статической и не меняться. Проблема состоит в том, что сайт ВГУЭС имеет весьма изменчивую структуру в связи с изменчивостью организационной структуры вуза.

Коммерческие компании показывают на сайте только представление о своем продукте или услуге. Никто не показывает все подробности. Вуз абсолютно другое образование. Вуз вынужден открывать все внутренности, в том числе организационную структуру, процессы по оргструктуре и прочее, так как это является и требованием учредителя, и общественности.

Поэтому при такой частой смене организационной структуры держать сайт вуза на чем-то кроме разработанной Центром информационно-технического обеспечения системе управления контентом просто невозможно. Очень большая часть изменений отрабатывается автоматически. Очевидно, что серьёзные изменения в структуре сайта (изменения URL, которые связаны с страницами подразделений) приводят к потерям на нас ссылок и снижению уровня доверия к сайту.

Институт информационных технологий, в частности Центр информационно-технического обеспечения, со своей стороны предпринимает следующие шаги:

  • То, что можно выделить в формат деятельности и не привязывать к подразделениям, выносится в отдельные сайты на поддомены. Примером могут служить сайты Электронный кампус, Наука, Абитуриент
  • При изменении организационной структуры ВГУЭС и соответствующих сайтов старается хотя бы сохранять уже существующие домены

Чтобы уменьшить негативные последствия, можно не обязывать все подразделения ВГУЭС заявлять о себе миру, делая собственный сайт, но формировать документы там, где они доступны сотрудникам. Например, зачем отделу Труда и заработной платы (ОТЗП) или отделу Экономики и планирования свой сайт? Все документы, которые они формируют должны храниться в сервисе Публикации документов

Как повысить показатель «Видимость» честным способом?

  • Публиковать много хорошего интересного контента.  
  • Контент могут формировать не только сотрудники и преподаватели, но и студенты, аспиранты. 
  • Нужно добиваться, чтобы как можно больше страниц сайта входило в первичный индекс Google.
  • Нужно писать хорошие тексты, которые интересы для перепоста.
  • Размещать ссылки на ВГУЭС на других сайтах. Нужно активно работать в социальных сетях.

2. Представленность. 1/6 Рейтинга Webometrics

В этом показателе учитывается число страниц, проиндексированных Google.  То есть здесь нужен масштаб, как можно большее число станиц и файлов. При этом не учитывается содержание страниц, а только их индексация. Надо понимать, что не все страницы Google будет индексировать. Если там будет пустая информация, то Google пропустит их. Поэтому размещать на сайте нужно информативный материал.

В январе 2015 года ВГУЭС по этому показателю в рейтинге Webometrics среди вузов России на 108 месте, в июле 2014 ВГУЭС был на 132 месте.  Это значит, что по сравнению с другими вузами у нас сайт не очень большой. Анализ показал, что у нас публикуется небольшое число новостей. У многих вузов новостей в 2-3 раза больше.

Что делаем для повышения показателя «Представленность»:

Автоматически формируем множество страниц, контент которых извлекается из баз данных:

  1. Сотрудников
  2. Подразделения
  3. Научные публикации сотрудников
  4. Учебно-методические материалы
  5. Портфолио сотрудника с разбитием на несколько тематических страниц
  6. Образовательные программы
  7. Учебные планы
  8. Научные проекты
  9. Список аспирантов кафедры

Что нужно делать для повышения показателя «Представленность»:

  1. Выводить еще информацию из базы данных. Например, следующие претенденты – курсовые и дипломные проекты, темы ВКР и их описание  
  2. Открыть портфолио студентов 
  3. Всем сотрудникам заполнить свой портфолио
  4. Всем подразделениям формировать контент, который способен к индексации в Google.
  5. Привлекать к формированию контента студентов и аспирантов
  6. Пресс-центру писать больше новостей и больше контента по деятельности вуза
  7. Не ломать ссылки

3. Открытость. 1/6 Рейтинга Webometrics

Показатель считается по числу проиндексированных в Google Scholar файлов, которые имеют отношения к науке и образованию и опубликованы на разных научно-образовательных сайтах учеными ВГУЭС. Сейчас оцениваются данные публикаций за 2010-2014 год. У ВГУЭС сейчас 32 место, в июле 2014 было 50. 

Что делаем для повышения показателя «Открытость»

  1. Мы выводим все научные и учебно-методические публикации, чтобы они обязательно были проиндексированы в GoogleScholar. Выводим публикации с файлами.
  2. Мы учим всех размещать информацию в формате pdf, сделанном из Word, а не отсканированном.

Что нужно сделать для повышения показателя «Открытость»:

  1. Всем научно-педагогическим работникам (НПР) быть зарегистрированными в GoogleScholar
  2. Больше публиковаться
  3. Размещать свои научные труды в Хранилище (в настоящее время это делается через Портфолио сотрудника)
  4. Размещать в научных трудах файлы с полным текстом статей, сделанные в формате pdf из Word (текстового редактора) или непосредственно Word формата.
  5. Следить, чтобы все публикации были в открытом доступе в полном тексте в формате, который может быть проиндексирован (pdf, сделанный из текстового редактора, doc) и чтобы была понятна аффилированность с ВГУЭС

 4. Научное превосходство 1/6 Webometrics

В показателе учитываются публикации научных статей в журналах WoS и Scopus. Никакого отношения к сайту не имеет.  В январе 2015 проверяются данные за 2008-2012 год. Поэтому у ДВФУ, например, такой же низкий результат, как и у ВГУЭС. Так как все статьи в учитываемом периоде в рейтинге Webometrics привязаны к ДВГУ и ДВГТУ, а не к ДВФУ. Как только будет обновлены данные, то есть в следующем рейтинге, и расчет показателя будет производится по 2013 или даже 2014 году, ДВФУ сразу улучшит этот показатель.  

Что делать?

                Публиковаться в хороших журналах

Персоны

Шахгельдян Карина ИосифовнаШахгельдян Карина Иосифовна

Директор научно-образовательного центра