С 17 по 19 декабря на площадке Национального центра «Россия» в Москве состоялся IV Всероссийский конгресс по молодёжной политике и воспитательной деятельности. Мероприятие собрало более 600 представителей из 487 образовательных организаций со всей России. Среди участников – проректоры по воспитательной работе, кураторы студенческих инициатив и эксперты в области молодёжной политики. Владивостокский государственный университет представила проректор по молодежной политике и учебно-воспитательной деятельности Юлия Григорьевна Чебова.
Конгресс стал ключевой площадкой для подведения итогов 2025 года и определения стратегических направлений развития воспитательной деятельности в вузах на 2026 год. Участники обсудили механизмы взаимодействия с партнёрскими организациями и федеральными органами власти, а также представили лучшие региональные практики реализации молодёжной политики. Особое внимание было уделено вопросам реализации указа президента РФ №809, укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей среди студентов и интеграции воспитательной работы в рамках национального проекта «Молодёжь и дети».
В приветственном слове к собравшимся начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков подчеркнул:
По его словам, именно воспитание формирует «мировоззренческий щит», защищающий молодёжь от деструктивных информационных влияний.![]()
«Воспитание молодёжи – превыше всего. Если человек воспитан на основе традиционных ценностей, но ему не хватает знаний, то он их со временем получит. Гораздо опаснее, когда человек образован, но неправильно воспитан: такой может представлять угрозу государству».
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова напомнила, что с 2023 года воспитательная деятельность в вузах была переориентирована в соответствии с указом президента №809, определившим приоритетные духовно-нравственные ценности и целевые ориентиры до 2030 года. Она рассказала о корректировке программ воспитательной работы с акцентом на ключевые направления государственной политики, включая поддержку студенческих семей, реализацию мер демографической повестки и развитие патриотических инициатив среди студентов.
Руководитель Федерального агентства по делам молодёжи Григорий Гуров заявил, что за последние пять лет в стране сформирована единая система воспитательной работы.![]()
«Все наши программы, от патриотических проектов и волонтёрских акций до мероприятий, направленных на укрепление семейных ценностей, теперь выстроены на основе стратегических документов», – отметила Ольга Петрова.
В рамках конгресса прошли тематические сессии, дискуссионные площадки и мастер-классы. Особое внимание на конгрессе уделили роли преподавателей и кураторов как «создателей смыслов». Об итогах работы клубов смыслотворцев рассказала Ольга Голышенкова, президент Ассоциации граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования «МАКО», подчеркнув необходимость педагогической вовлечённости в воспитательный процесс.![]()
«Теперь наша задача – делать эту работу честно, ненавязчиво и по-настоящему смыслово. От нас зависит, станут ли традиционные ценности живыми и понятными для молодёжи, или останутся формальными лозунгами», – подчеркнул он.
Мероприятие подтвердило важность системной, согласованной работы в сфере воспитания в высшей школе и обозначило новые векторы развития, направленные на формирование единого образовательного и ценностного пространства России.![]()
«Конгресс – это не просто итоговый отчёт, а значимая площадка для профессионального диалога, обмена опытом и выработки совместных решений. Особенно ценным стало то, что коллеги не ограничивались презентацией собственного опыта, а вместе формировали единое профессиональное сообщество, способное отвечать на вызовы времени. Опираясь на лучшие практики, мы сможем выстроить воспитательную систему, которая будет по-настоящему востребована молодёжью и эффективна в современных условиях» – отметила проректор по молодежной политике и учебно-воспитательной деятельности Юлия Чебова.
Персоны
Чебова Юлия Григорьевна
Проректор по молодежной политике и учебно-воспитательной деятельности






