Top.Mail.Ru
Ректор ВВГУ: Наши выпускники — это те, кто меняет Дальний Восток! | Владивостокский государственный университет (ВВГУ)

Владивостокский государственный университет

Поиск

Ректор ВВГУ: Наши выпускники — это те, кто меняет Дальний Восток!

Поделиться:

Ректор ВВГУ: Наши выпускники — это те, кто меняет Дальний Восток!
В кабинете ректора Владивостокского государственного университета царит атмосфера энергичности и вдохновения. Татьяна Терентьева, женщина с лучезарной улыбкой и огнём в глазах, встречает жестом, полным открытости: «Рада, что вы пришли! У нас столько новостей, которыми хочется поделиться!»  Её голос звучит гордо, когда речь заходит о вузе, который она возглавляет уже почти десять лет.
ВВГУ — не просто университет, это живой организм, пульсирующий инновациями и преданностью родному краю.
О настоящем и будущем университета, наиболее популярных направлениях, внедрении искусственного интеллекта и иных реалиях сегодняшнего дня корр. ИА PrimaMedia побеседовал с ректором ВВГУ доктором экономических наук, профессором Татьяной Терентьевой.

«Статистика показывает, что 75% наших выпускников остаются на Дальнем Востоке» - Татьяна Терентьева

—  Татьяна Валерьевна, в 2010-х ВГУЭС (ныне ВВГУ) мог войти в состав ДВФУ. Почему решили сохранить самостоятельность?

— Это был момент истины! Коллектив встал как один. Мы чувствовали: стать «винтиком» в большой системе — значит потерять душу. Наша миссия — растить кадры для Дальнего Востока. Поэтому программы университета и по высшему и по среднему профессиональному образованию интегрированы с региональными потребностями. Наша статистика показывает, что 75% наших выпускников точно остаются на Дальнем Востоке.


— Что собой сейчас представляет ВВГУ?

— Наш университет – это образовательная организация с многоуровневой системой подготовки: начальное, среднее образование, среднее профессиональное образование (СПО) и высшее образование всех ступеней – это бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура.

В ВВГУ сейчас учится порядка 12 тысяч студентов, из них студентов высшего образования около 9 тысяч человек. 

О тренде на рост женского участия в топ-менеджменте высшей школы

 — Женщин-ректоров в России всего 11%. Как вы видите их роль?

— Когда я только стала ректором 10 лет назад, женщин в этом звене было 2%. Женский стиль руководства часто акцентирован на созидании: формировании комфортной среды, эстетической гармонии и внимании к коллективным потребностям. В то время как мужчины-лидеры традиционно фокусируются на структурной эффективности и рациональных решениях, женский подход дополняет систему эмоциональным интеллектом и социальной ответственностью.
Однако вопрос не в противопоставлении, а в синергии: гендерное равенство подразумевает партнерство. Ключевым становится не доминирование одного подхода, а баланс, при котором сильные стороны обоих гендеров объединяются для решения комплексных задач.

И я уверена, что этот тренд сохранится. В ВВГУ гендерный баланс в руководстве 50/50. В таком альянсе — залог прогресса. Управление университетом — это большая ответственность в режиме многозадачности.

«Владивостоку нужен межвузовский кампус»

— Студенты из каких регионов, кроме Приморья, учатся в ВВГУ?

— Представлен весь Дальний Восток. Есть у нас студенты из Самары, Саратова, Московской области, Сибири, в частности, Красноярска. Когда ездим по российским городам с образовательной ориентацией, рассказываем об университете, Приморском крае, Владивостоке, наших возможностях, чтобы появилось желание сюда приехать.

Есть проблема с проживанием студентов, и наши региональные власти, по моему мнению, на мой взгляд, должны это услышать: когда в Хабаровске построят межвузовский кампус, когда на Сахалине построят кампус мирового уровня, на мой взгляд, Приморский край потеряет конкурентное преимущество. Совет ректоров Приморского края выходил с предложением включить в мастер-план г.Владивостока строительство межуниверситетского кампуса для проживания студентов, как это есть в Санкт-Петербурге, Новосибирске, других городах. У каждого университета там есть определённые квоты, места, они за этим всем следят, вкладывают финансы, содержат, ремонтируют. Таким образом университет, а значит и регион, получают возможность принимать больше абитуриентов. 

— Какие направления популярны? Можете назвать топ специальностей в ВВГУ по набору?

— Популярны все направления. В топе-2024: юриспруденция, IT, экономика, педагогика, инженерные направления и туризм.
Три года назад университет открыл Колледж информационных и креативных технологий (IThub Владивосток), в нем обучение топовым IT-профессиям идёт по совершенно другой системе, со студентами работают только практики, ребята уже на втором курсе и игры пишут, и приложения.

Инженерную школу ВВГУ развиваем с упором на нефтегазовое и горное дело, мехатронику и робототехнику, техносферную безопасность. К 2030 году хотим, чтобы 50% программ были инженерного направления.
Среди лучших в своей сфере – Высшая школа кино и телевидения. Она у нас мегапопулярная.

Несколько лет назад в университете открылась VR-лаборатория. Что ещё появилось продвинутого, инновационного за последний год? Какие новые планируете направления в ближайшие годы?

— Мы каждый год открываем новые лаборатории. Два года назад открыли «Кибер-арену», сформировали команды кибер-спортсменов. Ребята участвуют в соревнованиях и имеют хорошие результаты.

Сейчас открываем ресторан в Колледже сервиса и дизайна на Тихой. Наш университет стал участником федерального проекта «Профессионалитет» и в рамках этого проекта строим  лаборатории туристического и гостиничного бизнеса. Считаем себя лидерами в этой области.

В университете появились лаборатории креативной индустрии, дизайна. В них используется новейшее оборудование, которое позволяет, к примеру, проводить 3D-примерки. В планах – возродить Театр мод.

Огромное спасибо нашим партнёрам. В ВВГУ в 2023 году открылась аудитория Сбера, банк оборудовал её IT-техникой. Мы открыли коверкинг с Альфа-банком. Сейчас планируем открывать студенческое пространство с банком Дом.РФ и с банком ВТБ. И, на мой взгляд, это хорошая интеграция с реальным сектором экономики, финансовой сферой, потому что они не только открывают пространства, еще и ведут занятия.

«С ИИ всё просто: нельзя опоздать. Надо или подключаться, или уже отдыхать»

—  Как внедряете искусственный интеллект?

 —  У нас есть научно-образовательный центр "Искусственный интеллект". Мы сейчас вводим курс по искусственному интеллекту. Нельзя опоздать с этим делом, потому что мы  понимаем, что это завтрашний день. Главное — научить студентов работать с технологиями, как когда-то с интернетом. 

Сейчас уже все понимают, что дискутировать по поводу искусственного интеллекта, нет смысла. Надо или подключаться, или тогда уже отдыхать.

«В ВВГУ 25% преподавателей – это практики»

 — Как ВВГУ реализует стремление к тому, чтобы образование было более практико-ориентированным? Ведь часто говорят об этом разрыве: чему учат в университете, и что нужно в реальном секторе.

— Владивостокский государственный университет одним из первых вузов России сделал ставку на практико-ориентированный подход в обучении. Ещё 12 лет назад, задолго до того, как тренд на интеграцию образования и реального сектора стал массовым, ВВГУ внедрил уникальную модель «7+1»: семь семестров студенты осваивают теоретическую базу в аудиториях, а весь восьмой семестр полностью посвящён практике на предприятиях, в государственных организациях или коммерческих компаниях. Такой подход позволяет не просто дополнить теорию реальным опытом, но и глубоко интегрировать профессиональную среду в образовательный процесс.

Ежегодно в ноябре весь четвертый курс отпускаем на стажировку, которая длится восемь месяцев. В большинстве случаев студенты идут по тому направлению подготовки, по которому учатся. За время практики студенты приобретают практические навыки, которые невозможно получить в рамках лекций и семинаров, учатся решать реальные задачи, с которыми сталкиваются специалисты в их области, налаживают контакты с будущими работодателями, что часто становится стартом успешной карьеры.
Для предприятий это возможность «воспитать» кадры под свои требования, оценить потенциал студентов и сократить время на адаптацию молодых специалистов. 

— Практикоориентированность невозможна без привлечения к образовательному процессу людей из реального сектора. Возможно, это ошибочное мнение. Но всё же, как строится кадровая политика университета?

— Это правильное мнение. Люди делятся на две категории: или они теоретики, или практики. Для теоретиков обязательна учёная степень, а практики делятся реальным опытом.   У нас 25% преподавателей — практики из бизнеса и госструктур. Например, юристов учат сотрудники силовых ведомств. 

Полностью интервью читать


Персоны

Терентьева Татьяна Валерьевна

Терентьева Татьяна Валерьевна

Ректор
Доктор экономических наук
Профессор