Команда ВГУЭС приступила к третьему модулю обучения в МШУ Сколково

26 февраля 2020 Обучение
Команда ВГУЭС приступила к третьему модулю обучения в МШУ Сколково

Команда сотрудников и преподавателей ВГУЭС сегодня приступила к очередному этапу образовательной программы «Школа ректоров» в Московской бизнес-школе управления СКОЛКОВО. Топовые сотрудники и преподаватели университета: Людмила Кравченко, Илья Бедрачук, Ольга Батурина, Роман Гриванов, Юлия Кравченко и Дмитрий Гмарь отправились в Москву на прохождение уже третьего модуля школы. 

Программа «Школа ректоров» включает 6 модулей, сочетает в себе практические занятия, лекции российских и международных экспертов, тренинги, мастер-классы, групповую работу над кейсами и дистанционную работу в период между модулями. По окончании обучения команда ВГУЭС будет обладать совершенно новыми компетенциями, знаниями и, главное, перспективами. Но что приобретёт университет? Об этом в интервью рассказала ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева.

- Татьяна Валерьевна, наша команда обучается на программе «Управление трансформацией университета». Почему Вы решили выбрать именно эту тему для обучения сотрудников в «Школе ректоров»? Что из себя представляет трансформация?

 - Потому что это - тенденции нынешнего времени. Период реорганизации университетов закончился, образовательный ландшафт уже понятен. Начался новый этап развития образовательной отрасли в России – «трансформация университета». Трансформация – это содержание, соответствующее сегодняшним тенденциям и эпохе цифровой экономики. Это понятие представляет собой достижение университетами определенных показателей. Трансформация университетов захватывает две основных сферы. Первая – содержательная. Сегодня везде фигурирует термин «полезность». Образование сейчас должно быть полезным, соответственно, полезной должна быть та информация, которую преподаватели каждый день дают в аудиториях.

С точки зрения трансформации российских университетов, содержательно в аудитории должен происходить не процесс «получения знаний», а трансформация имеющихся знаний в практические навыки. Студенты должны самостоятельно получать теоретические знания из тех источников, которые сейчас доступны. С учетом возможностей цифровой экономики, сегодня доступно всё - это, с одной стороны. С другой – университеты рассматриваются как корпорации, с их корпоративными культурами. И эта культура сейчас должна быть свойственна каждому университету. Принцип корпорации следующий: если продукт не продаётся, значит, он не производится. Соответственно, здесь мы должны менять все образовательные программы и реализовывать только те, которые нужны реальному сектору экономики, то есть бизнесу. Что нужно будет бизнесу через 10 лет – это огромный вопрос. Но тенденции сегодня уже понятны.

- Почему для обучения ВГУЭС решил выбрать программы бизнес-школы Сколково, ведь сегодня достаточно большой выбор авторитетных образовательных центров и программ?

- Во-первых, Сколково – это самая передовая с точки зрения менеджмента школа, поскольку содержание у них соответствует сегодняшним мировым тенденциям. Они приглашают тренеров со всего мира, для того, чтобы показать, как сейчас развивается образовательная отрасль и в других странах.

- По какому принципу вы определяли кандидатов в команду?

- Принимая решение, мы ставили акцент не только на персональные качества и достижения кандидатов, но, в первую очередь, на возраст. Участники должны быть молоды – 35-40 лет, не больше. Потому что именно этому контингенту (по возрасту) людей дальше управлять нашим университетом через 5-10 лет. И они должны понимать, каким хотят увидеть университет через эти 5-10 лет.

Наша команда сказала: мы хотим, чтобы университет был в концепции «хайтек». Нет вопросов! Тогда вы нам должны сказать, что мы должны сделать, чтобы эта концепция реализовалась.

- По окончании обучения команда должна будет представить собственный проект трансформации университета. Причем, не теоретический, а реализованный на практике.  А если концепция обновленного ВГУЭС, предложенная командой, будет идти вразрез концепции и стратегии развития университета, уже принятым руководством?

- Не может такого быть. Нет «нашей концепции» или «их». Есть концепция всей образовательной отрасли России, которая сейчас, возможно, идет несколько вразрез с общероссийскими традициями, но в полном соответствии с мировыми тенденциями. Общероссийская традиция заключается в том, что мы строили всегда образование на фундаментальных науках. Сейчас, когда включаются принципы «полезности» и «корпоративности», когда фундаментальные образовательные программы не продаются даже на бюджетной основе, соответственно, получился перекос строну прикладных образовательных программ.

Поэтому, вразрез никак не пойдет. Они могут только свой свежий взгляд привнести. Наш багаж знаний и наших традиций больше отягощает. Нам нужно свежее видение, чтобы молодежь нам говорила, что делать. А наша задача – сделать всё, чтобы передать им тот университет, который они хотят видеть. Сейчас ребята должны сделать проект трансформации университета, который продвинет нас в цифровой среде. Конечно, предложить нам что-то сверхъестественно новое невозможно, потому что мы по пути трансформации уже давно идем.

Трансформация в образовании предполагает: 100% практико-интегрированное обучение, а у нас это давно есть; цифровизацию – мы этим уже занимаемся. С точки зрения инфраструктуры должна быть интеграция в городскую среду – мы уже интегрированы всем, чем только можно. Начиная от площадок WorldSkills, заканчивая медцентром «Лотос», спорткомплексами «Чемпион» - все наши образовательные программы строятся на этой интеграции. С точки зрения науки – это хоздоговорные работы, которыми мы занимаемся. Это и есть основные направления трансформации и здесь ничего нового уже не придумаешь.

Придумать надо некоторые «фишечки», которые это все украсят. Например, образовательные программы «премиум-класса», которые будут выделять наш университет среди всех университетов Дальнего Востока. Или сделать так, чтобы наш университет ассоциировался с какой-то сферой, деятельностью, направлением. Сейчас, когда говорят: «Неделя моды и дизайна», четко ассоциируют это мероприятие со ВГУЭС. Когда говорят «предпринимательство» (с точки зрения образовательного процесса) – у всех должна быть ассоциация со ВГУЭС, потому что мы сами –предпринимательский университет, у нас есть кафедра под руководством Татьяны Варкулевич, которая этим занимается, и она в топе всех мероприятий, которые происходят в области предпринимательства. И я думаю, что у каждого нашего направления подготовки должны быть такие эмоциональные привязки. Поэтому задача нашей команды – придумать такие проекты, которые бы точно ассоциировали с нашим университетом.  

- Стоимость образовательных программ в бизнес школе очень высока, университет вложил в обучение команды порядка 5 млн. рублей. Чем оправданы такие вложения? Что университет получит взамен своим затратам?

- Участники этой школы уже давно показали свою лояльность к нашему университету. Каждый из них проработал в университете не меньше 5 лет и за это время сделал немало для нашего вуза. Все они уже занимают топовые позиции, и у каждого есть свой отдельный проект по развитию основных направлений деятельности ВГУЭС – экономики, информатизации, WorldSkills, учебно-методическому, международной деятельности. И все эти проекты они будут продвигать уже со знанием, как это делается в мире, топовых российских университетах.

- На какой конечный результат рассчитывает руководство университета, уже понятно. А как скоро можно будет увидеть четкую границу: было - стало?

- Мне, прежде всего, важно, чтобы они «переключили» свои мозги. Чтобы ребята приехали с пониманием, что мы должны двигаться ещё активнее и эффективнее. Они уже будут мыслить другими категориями, создавая вокруг себя непрерывное движение. А что касается проекта, который они представят, если он будет готовым к реализации, мы сразу же им займемся. А дальше в наших планах отправить на обучение в Сколково - на школу менеджмента - всех заведующих кафедрами. Мы хотим, чтобы в университете произошла тотальная «перестройка мозгов», чтобы выдернуть руководителей из той колеи, в которой они застряли в силу разных причин – рутинности, академической консервативности, той же традиционности, и перевести их на новые рельсы: новые образовательные технологии, новые подходы, корпоративную культуру (с точки зрения образования, как бизнеса), новые метрики.

Когда высшей школе говорили о том, что они должны выполнять какие-то показатели, в том числе, и финансовые? Никогда этого не было. А сейчас условия такие. Сейчас ученые должны быть менеджерами. И в этих условиях нам тоже нужны не просто заведующие кафедрами- ученые, нам нужны менеджеры. Организаторы. Они должны организовать работу на кафедре таким образом, чтобы к ним шли абитуриенты, записывались на их программы. Это значит, внутри кафедр преподаватели должны быть соответствующие: грамотные, интересные. Тогда и студенты хотели бы учиться, а не отчисляться, а работодатели расхватывали выпускников. Так вот, если всё это есть, значит, выполняются все показатели – формально, а фактически – это наличие самых лучших образовательных программ и продукта на образовательном рынке.

- Более 60 % выпускников школы ректоров – действующие ректоры. В ваших планах стоит работа в рамках одной из школ?

- Вы знаете, Петр I говорил: «Не царь делает великих министров, а министры делают великим царя». Как бы пафосно это ни звучало, пусть молодежь сделает так, чтобы обо мне говорили. Мне уже не надо учиться, я буду делать ровно то, что уже они мне говорят. И пусть они творят дела, которые сделают великим наш университет. А я буду их поддерживать.