Встреча с приглашенным спикером президент кампании «Ейлан» Еленой Добржанской со студентами-международниками и регионоведами

18 марта 2019 Партнерство

Особенности делового этикета в Японии

Встреча с приглашенным спикером президент кампании «Ейлан» Еленой Добржанской со студентами-международниками и регионоведами

В рамках программы «Приглашенный спикер» 14 марта 2019 года состоялась встреча студентов-международников и регионоведов ВГУЭС (выпускающая кафедра Международных отношений и права Института права) с президентом кампании «Ейлан» Добржанской Еленой Алексеевной.

Главное, что нужно помнить о японской культуре ведения бизнеса, это то, что японцы деликатные, осторожные, дотошные, не умеющие говорить «нет», это люди, которые выстраивают бизнес надолго. У японцев все по-другому: понимание о партнере складывается из мелочей и начинается со знакомства. Около года может уйти на знакомство с японским поставщиком. Они приезжают к нам несколько раз, потом мы к ним, обсуждаем все условия. Что касается ведения переговоров, японцы задают тысячу вопросов о любом товаре: какого размера коробки, какой штрих-код и т.д. Японская дотошность положительно сказывается на результате совместного бизнеса. Когда мы заключаем сделку вопросов больше не возникает, посчитать объем в кубах легко, потому что оговорен размер коробки. Японцы никогда не меняют план: если что-то сделали, то это сделано на следующие 10 лет. Еще одна особенность переговоров состоит в том, что японцы не говорят «нет», даже если их что-то не устраивает: «подумаем», «посмотрим». Если они не задают дополнительных вопросов – это плохо, они уже приняли отрицательное решение и будут стараться не обидеть своего партнера отказом.

Если на переговоры приехало несколько человек – решение принимает старший. Если решение принимается коллегиально – они уйдут, подумают, вернутся с решением, никогда не примут его при вас. У них иерархическое строение кампании и бизнеса, подписание договора – это долгий процесс.

В подписании договоров у нас разные юридические системы. Сами проформы контрактов очень простые. После того как они задали «миллион» вопросов, в контракте будет 5-6 пунктов, очень коротко будут указаны название товара, количество, дата выхода, условие платежа. С нашей стороны вносится больше пунктов, особенно подробно в части перехода ответственности от одного партнера к другому в зависимости от условий поставок. Смотрим, чтобы были оговорены условия поставок: валютный контроль, условия платежа, возвращение оплаты в случае необходимости т.д. Японцы выстраивают долгосрочные отношения, их не устраивает одна сделка, они пытаются поучаствовать в развитии, например, поставить какое-либо оборудование, чтобы в будущем сохранить цену меньше. Они привязаны к контракту и не могут просто выйти из сделки. Для нас это хорошо, особенно в контексте современной российской политики поддержания отечественных экспортных проектов.

В бизнесе от того, как вы выстраиваете отношения в конкретных сделках, как вы держите слово, зависит то, как они будут относиться к вам. Надо заметить, что первым показателем ведения бизнеса с японцами будет время. Когда японец говорит вам: «встреча состоится около 10:08», это означает именно в 10 часов 8 минут. Понимание времени у них очень жесткое. Если просчитано, что автобус будет идти со скоростью 80 км/ч, он проведет 2 часа в пути, то он приедет ровно в 10:08, это воспитание.

Обратите внимание на работу Японского центра, у них есть сайт, со студентами они тоже работают. Министерство иностранных дел Японии вместе с Японским центром во Владивостоке часто проводят бесплатные семинары, по крайней мере, раз в месяц, по маркетингу, по логистике, по кайцзену. Чем хорошо это обучение? Это полезно, вы услышите японского лектора, и к тому же каждый второй семинар будет с предложением о стажировке. В 1999 году я пришла на семинар по внешнеэкономической деятельности, подала анкету, прошла собеседование и меня отобрали. Я к тому времени не работала ни в какой кампании. На стажировке в Японии мне так доброжелательно показали страну, японские традиции, что возникло ощущение лояльности к стране: если люди так относятся к стране и тому, что они производят, есть смысл с ними работать, в 2000 г. открыла собственную компанию. У вашего поколения есть возможность путешествий, это открывает много возможностей. Пользуйтесь тем, что вы можете послушать людей и представить себя сами, будьте активны, пробуйте себя в разных направлениях деятельности и найдете свою успешную работу.

Составлено доцентом кафедры МОП, к.и.н. Надеждой Васильевной Котляр