Изменения структуры пенсионных отчислений с 2014 года

15 ноября 2013
Изменения структуры пенсионных отчислений с 2014 года

Новая пенсионная реформа подразумевает изменения к распределению на страховую и накопительную часть средств пенсионных отчислений граждан. Чтобы было понятнее, поясним, что средства, направленные на накопительную часть пенсии аккумулируются на специальных пенсионных счетах граждан и должны быть направлены на финансирование (увеличение) будущей его пенсии. Буква закона говорит о том, что те, кто выбрал негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, могут не волноваться и, если их решение не изменилось, то их средства будут автоматически распределены с 2014 года по схеме 6% - на накопительную часть, а 10% - на страховую часть пенсии.

Напоминаем, что страховая часть пенсии – это та часть, за счет которой получают пенсию нынешние пенсионеры (так называемый принцип солидарности поколений).

Для «молчунов», которые по разным причинам не выбрали негосударственную УК или НПФР – с 2014 года ситуация кардинальным образом изменится.

Если они будут продолжать «отмалчиваться» или сознательно выберут эту схему, то на страховую часть пенсии у них будет уходить 14% отчислений, а накопительная часть будет складываться из 2% отчислений. Сегодня эта сумма у каждого работающего разная и целиком и полностью зависит от величины заработной платы. Понятное дело, отчисление 6 рублей со 100 рублей прирастит копилку больше, чем каждые 2 рубля с каждых 100 рублей. Принятием этого закона государство хочет подтолкнуть граждан перестать быть «молчунами», и выбрать свою позицию.

 В то же время есть возможность сохранить средства в управлении государства. Для этого гражданами необходимо обратиться в свое отделение пенсионного фонда с заявлением о переводе средств накопительной части пенсии в расширенный инвестиционный портфель, который формируется из государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, корпоративных облигаций российский эмитентов, гарантированных государством депозитов в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях, ипотечных ценных бумаг, облигаций международных финансовых организаций.  Это позволит увеличить размер накопительной части отчислений до 6%. Однако следует помнить, что доходность ГУК ВЭБ традиционно ниже, чем у частных УК и НПФР. Тут важно сделать выбор либо в пользу большего риска (выше доходность) либо в пользу государства (ниже доходность).

По заверениям чиновников, граждане, выбравшие в качестве управляющей компании негосударственные пенсионные фонды ничем не рискуют, поскольку средства застрахованы и гарантированы к выплате в случае банкротства вышеназванных.

Другими словами, государство хочет стимулировать граждан выбрать схему накопления собственной пенсии.

Для негосударственных пенсионных фондов это будет означать приток новых клиентов и их пенсионных сбережений, расширение инвестиционных портфелей и, при грамотном управлении накопительными сбережениями граждан – увеличение доходности/устойчивости.

Современное состояние пенсионного фонда – как фонда, созданного для выплат трудовых пенсий  гражданам по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца; выплаты правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета; единовременной выплаты средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа; социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; средств материнского капитала, испытывает существенный дефицит средств для исполнения возложенных на него обязательств.

Дефицит средств ПФ РФ стабилен и неизменен и в разные годы достигает трети от его размера и имеет тенденцию к увеличению. Это вызвано, отчасти, отнесением несвойственных обязательств государства на счет пенсионного фонда. К примеру, это выплаты материнского капитала, социального пособия на погребение умерших и т.д. Не являясь прямой причиной дефицита бюджета ПФ РФ – эти выплаты усугубляют положение и увеличивают имеющийся дефицит.

Кроме того, субсидиарная ответственность граждан работающих перед гражданами, вышедшими на заслуженный отдых, подразумевает то, что для эффективной работы пенсионной системы необходимо наличие 3-5 работающих граждан, осуществляющих отчисления в пенсионный фонд на выплату пенсий. А современная структура населения располагает только 2-3 работающими на 1-го пенсионера. Ситуация меняется со временем не в лучшую сторону, поскольку демографический вопрос в России по прежнему острый. По отдельным прогнозам к 2050 году на одного работающего будет приходиться один пенсионер и ситуация будет ухудшаться. Пенсионная реформа 2002 года изначально была обречена на провал в том виде, в котором была заявлена.  Нормально работающая пенсионная система должна дать будущим пенсионерам при утрате их заработка при выходе на пенсию 70% от заработка в трудоспособном возрасте. Расчеты по формуле 2002 года давали такое замещение на 35-40% от заработка. Понятно, что для будущего пенсионера пенсия в  размере 35 000 рублей (35% от заработной платы 100 000 рублей) – весьма неплоха. Однако, много ли людей могут похвастать стабильной заработной платой в течение всего трудового периода в таком размере?? И понятно, что при расчете будущей пенсии исходя из средней заработной платы в 15-20 тысяч рублей, мы получаем такие же безрадостные цифры, похожие по своему размеру на пенсии нынешних пенсионеров…

Попытки государства найти выход и изменить ситуацию понятна и похвальна. Однако, хочется надеяться, что новая формула будет более жизнеспособной, продуманной не на десять лет вперед  и без просчета всех вариантов а, как минимум, на срок трудоспособности человека ( до выхода его на пенсию). По всем формулам получается от 35 до 50 лет.

Бизнеса пенсионная реформа в заявленном виде не должна коснуться. Изменится работа бухгалтера по начислению пенсионных накоплений и отнесению их по счетам бухгалтерского учета (перечислений на накопительную и страховую часть). Для небольшого предприятия – это вряд ли будет заметным, а вот крупные предприятия должны заняться этим вопросом уже сейчас. Как минимум, из закона непонятно, кто должен поставить в известность бухгалтерские службы предприятий об изменении величины отчислений на накопительную (2 % или 6%) и страховую часть (10% или 14%)– пенсионный фонд или сами граждане???

С уважением, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и налоги» ВГУЭС, соучредитель, главный специалист – эксперт (оценщик) ООО «Априори - консалтинг» Кузьмичева Ирина Александровна