28 сентября на федеральном канале НТВ вышла аналитическая программа «Сегодня», главной темой которой стала недавняя поездка президента Д.Медведева по Дальнему Востоку. Корреспонденты телекомпании получили задание отобрать для комментариев трех наиболее авторитетных и сведущих экспертов. В их число вошел и директор института менеджмента, бизнеса и экономики, доктор экономических наук Александр Латкин. Он выступал рядом с Павлом Минакиром, академиком РАН, директором института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН и Алексеем Миллером, председателем правления ОАО «Газпром».
Приводим выдержки из программы «Сегодня»:
Дмитрий Медведев осмотрел Россию за Уралом, и оказалось, что до настоящей повсеместной стабильности еще далеко. Примерно, как от России европейской к России дальневосточной….
Дальний Восток — действительно край земли для простого россиянина. Билеты дороги, дороги плохие. Дмитрий Медведев увидел Камчатские сопки, спустился в кают-компанию подводной лодки «Святой Георгий» и оценил всю противоречивость ситуации на Дальнем Востоке. Военная мощь, красивая природа — и вокруг вся остальная жизнь. Ниже ватерлинии, как кают-компания на подлодке.
Дмитрий Медведев, президент РФ:
- Очень сложные ощущения. С одной стороны — красота, а с другой стороны — убожество. Очень яркий контраст: уникальные природные возможности с одной стороны, и депрессивная, тяжелая, как угодно называйте, но крайне неразвитая экономическая система. И это должно нас побуждать к ежедневной работе. Очень все непросто. Но мы с вами должны понимать абсолютно очевидную истину, которую тоже, кстати, наиболее остро ощущаешь, когда попадаешь на Дальний Восток: если мы не активизируем эту работу, то мы, в конечном счете, просто можем все потерять.
… Дальний Восток имел стратегическое значение для России всегда. Золото, алмазы, полезные ископаемые и Тихоокеанский флот — в общем, необходимые составляющие понятия сверхдержава.
Дмитрий Медведев, президент РФ:
- Для того чтобы заниматься этими вопросами, нужно врубаться в проблемы. А чтобы врубаться, нужно быть в тонусе. Значит нужно ездить, нужно проводить все необходимые мероприятия, быть на контакте с властями регионов, с властями округа. И тогда результат не замедлит себя ждать.
На Дальний Восток до недавнего времени руководители государства нечасто ступали. Но развитие этих обширных территорий — проблема с почти трехсотлетней историей.
Павел Минакир, академик РАН, директор института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН:
- К Дальнему Востоку следовало бы максимально разумно подходить с экономической точки зрения. Как к некоему транзитному звену, связывающему Россию с Тихоокеанским миром, который — признано уже — в ближайшее время начнет играть все более возрастающую роль в мировой экономике и в последствии в мировой политике.
Александр Латкин, директор института менеджмента, бизнеса и экономики Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса:
- Авиаперевозок пассажирских практически нет на местных авиалиниях. Значит, надо сделать так, чтобы государство из бюджетных средств сделало аэропорты на Дальнем Востоке нормальными. И Владимир Владимирович Путин, и новый президент Медведев задают вопрос: как можно долететь от Владивостока, сколько это стоит до Москвы? Но вопрос так и остается открытым.
На Камчатке президент обещал сделать дальнюю дорогу в центральную Россию дешевле и доступней. Повышение конкуренции среди авиаперевозчиков и введение компенсаций на билеты для целых категорий граждан должны дать почувствовать дальневосточным жителям прочную связь с центром.