Top.Mail.Ru
Как сделать рабочую программу дисциплины по-настоящему рабочей? | Владивостокский государственный университет (ВВГУ)

Владивостокский государственный университет

ru
en
cn
Абитуриент
Студент
Абитуриента
Студента
Сотрудника
Выпускника

Поиск

Как сделать рабочую программу дисциплины по-настоящему рабочей?

03.10.2016 12:52

Поделиться:

Как сделать рабочую программу дисциплины по-настоящему рабочей?

Многие преподаватели задаются вопросом, как составить действительно качественную и актуальную рабочую программу, в этой статье мы раскроем все секреты!

Сегодня система высшего образования столкнулась с двумя вызовами: с неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой и с тяжелой демографической ситуацией. Поскольку учащихся почти вдвое меньше, чем несколько лет назад. Началась активная конкуренция за привлечение мотивированных студентов: между вузами, между вузами и колледжами, между различными программами внутри вуза, между кафедрами и отдельными преподавателями. Причем эта конкуренция затрагивает не только студентов-платников и целевиков, но и обучающихся за счет бюджета.

В этих условиях рабочая программа дисциплины становится уникальным инструментом, через который преподаватель может повлиять на привлечение студентов, причем студентов мотивированных к освоению курса.

Как показывают недавние исследования, до 42% нарушений при проверках Рособрнадзора выявлено именно в рабочих программах. Одна из наиболее частых проблем — отсутствие современной, актуальной литературы для обеспечения курса, соответствующей требованиям ФГОС 3+ и утвержденным профстандартам.

Разберем типовые сложности составителей рабочих программ.

  1. Преподаватели мало осведомлены о том, как именно должна составляться рабочая программа.

К сожалению, не в каждом образовательном учреждении активно действуют методические отделы и программы повышения квалификации ППС.

Мы организовали регулярные вебинары по этому вопросу и призываем академическое сообщество активнее участвовать в методической жизни.

Отдельно стоит отметить удачный опыт ведущих вузов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Казанский (Приволжский) федеральный университет, НМСУ «Горный» и др.) по публикации рабочих программ дисциплин в открытом онлайн-доступе. Преподаватели других университетов нам сообщали, что внимательно изучают эти программы и модернизируют собственные.

  1. По дисциплине не указана адекватная базовая и дополнительная учебная литература.

Часто встает вопрос: что делать, если по курсу в принципе нет учебной литературы?

Общим ответом могла бы быть рекомендация пойти «обратным» путем: при разработке нового курса исходить из имеющейся в продаже литературы и строить курс по учебнику, а не искать учебник к курсу.

Если же дисциплина инновационная, носит авторский, междисциплинарный характер, то правильным шагом стало бы написание и издание собственного пособия.

Выбор одного из этих вариантов во многом зависит от квалифицированной помощи автору курса со стороны сотрудников библиотеки, методистов и администрации учебного заведения.

  1. Не соблюдаются нормативы по устареваемости основных учебных изданий  из учебного фонда.

Невозможно вести современный курс с помощью устаревших инструментов — учебников. Как показывает анализ рабочих программ, часто приводятся старые издания, в том числе уже не действующих издательств. Особенно тяжела ситуация с инженерно-техническими и сельскохозяйственными направлениями подготовки.

Конечно, недопустимо использовать пиратские копии в Интернете или иным образом нарушать авторские права. Сегодня многие книги уже вышли в других издательствах, и стоит провести работу по поиску новых изданий. Здесь могут помочь сайты крупных издательств и книжных интернет-магазинов.

Хотелось бы отметить практику некоторых библиотек, которые на своем сайте делают раздел в помощь преподавателям с ссылками на нормативные акты и на профильные издательства.

  1. Нарушаются минимальные нормативы книгообеспеченности.

Увы, составители рабочих программ зачастую не вполне осведомлены о реальном положении дел в университетской библиотеке, о тех информационных ресурсах и электронных коллекциях, к которым обеспечен доступ для студентов и сотрудников вуза.

Удивляет, когда в списке литературы рабочих программ указываются издания позапрошлого века, выходившие мини-тиражом материалы зарубежных конференций, даже рукописи. Как определяет ФГОС, учебная литература должна быть доступна, и такие нарушения очень просто выявить при аккредитации той или иной образовательной программы.

Современные электронно-библиотечные системы ведущих издательств помогают решать проблему книгообеспеченности через заданное количество доступов к электронным учебникам, что становится современной альтернативой бумажным экземплярам.

Как мы видим, разработать актуальный список литературы не так просто. Из своего опыта можно дать рекомендацию использовать современные учебники в качестве базы для программы. В частности привязка тематического плана программы к структуре учебника решает вопрос чтения студентов к каждому занятию, а приводимые в учебниках компетенции, задания и список литературы можно взять за основу соответствующих разделов программы. Проще сделать по образцу, чем изобретать «с нуля».

Цветовые схемы

Размер шрифта

Тип шрифта

Изображения

Цветовые схемы

Размер шрифта

Тип шрифта

Изображения