Проявления экстремизма в ГИС Интернет, СМИ и социальных отношениях на территории Приморского края (2009 - 2014 г.)

5 марта 2015
Проявления экстремизма в ГИС Интернет, СМИ и социальных отношениях на территории Приморского края (2009 - 2014 г.)

Проявления экстремизма в ГИС Интернет, СМИ и социальных отношениях на территории Приморского края (2009 - 2014 г.)

Олешкевич Надежда Алексеевна, канд. филос. наук, доцент каф. Философии и юридической психологии ВГУЭС

      Экстремизм (от лат. extremus – крайний), проявляющийся в приверженности к крайним взглядам и действиям, является одним из признаков «эпохи перемен», – времени, когда приходят в движение языковые, культурные, религиозные и социальные нормы, переосмысляются цели, переоцениваются ценности индивида и общества. Сегодня проявления экстремизма разной окраски и степени агрессивности можно встретить и в  СМИ, и в социальных сетях, и в повседневных социальных отношениях. При этом идеи, образы, лозунги и эмоциональные оценки переносятся из информационного пространства в социальное и обратно, т.е. медиа-рельность и реальная жизнь смешиваются.

      Распространение экстремистских материалов, как правило, направлено либо на манифестацию радикальных идей, либо на заражение этими идеями широкой аудитории пользователей или читателей, либо на провокацию эмоциональных реакций связанных с ксенофобией, массовой истерией, стремлением к превосходству, либо на образование «коннективов» (сетевых коллективов) единомышленников.

      На территории Приморского края проявления экстремизма чаще всего фиксируются в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», в электронных СМИ, имеющих разделы «форум» или «комментарии», – это «Живой журнал», «vostokmedia.com», «lenta.ru», а так же в газете «Арсеньевские вести». Кроме того, правоохранительными органами изымается большое количество аудио- и видеозаписей, видеолекций, обращений, пропагандистских и обучающих роликов, самиздатовских сборников, листовок и брошюр, изданной за рубежом литературы, связанной в основном с радикальным исламом, неонацизмом или расизмом. В последние месяцы появилась литература с признаками украинской русофобии.

      В социальных отношениях экстремизм чаще всего проявляется либо в форме национальной или религиозной нетерпимости, связанной с зараженностью неокрепших умов радикальными идеями, либо в форме конфликтов между представителями различных национальностей на почве различий в понимании «культуры быта»: приличного/неприличного, личного/публичного, допустимого на людях/недопустимого и т.п. Отдельной проблемой является разница в культурно-бытовом поведении местных и приезжих в местах компактного проживания мигрантов, а так же в целом потребительское отношение мигрантов к городской инфраструктуре.

      Согласно Федеральному закону от № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремизм определяется, во-первых, как действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а так же социальной, расовой, национальной или религиозной розни и унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. В экстремистских материалах – это заявления о неполноценности лиц, или национальных групп, зоосемантические метафоры, используемые в качестве характеристик мышления, миропонимания, мироотношения, оскорбления достоинства с использованием приемов дисфемизации и эвфемизмации. 

      В-вторых, – как пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека, либо группы лиц по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. В экстремистских материалах – это проявления гиперидентичности и ксенофобии, связанные с культивированием образа врага, антисемитизмом, одобрением холокоста, геноцида, депортаций.

      В-третьих, – как публичные призывы к насильственным действиям против человека, либо группы лиц по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. В экстремистских материалах – это демонстрация образцов агрессивного поведения (избиений, угроз расправой и т.п.), сопровождающегося понятийным редукционизмом, радикализмом и психологическим манипулированием. Например, на странице «ВКонтакте» «Националисты Владивостока» дается следующее определение национализма: «Национализм – идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государство образующем процессе. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике».

      В-четвертых, экстремизм понимается как пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. В экстремистских материалах – это не только символика и атрибутика Третьего рейха, на флагах, значках, телах, но и символика скинхедов и неонацистов. Наиболее часто пользователи социальных сетей размещают флаги со свастикой, цитаты и изображения Гитлера, Гимлера, Геринга, нацистское приветствие («зига») и исторические фотографии нацистов с современными надписями.

      Наиболее известные группы экстремисткой направленности, действовавшие на территории Приморского края в последние пять лет: «Союз Славян»; «Национал-большевистская партия (НБП)» и связанные с ней панк-группа «25 регион» и банда «Приморские партизаны»; «Хизб ут-Тахрир», «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов», «Дом жизни» (неопятидесятники-харизматы); «Свидетели Иеговы», «Фалуньгун, Фалунь Дафа».

      Таким образом, проблемы экстремизма имеют следующие аспекты проявления:

  1. психологический: проблемы идентичности/гиперидентичности, накопления и канализации социальной агрессии на «разрешенные» объекты, провокации со стороны СМИ и использование заинтересованными лицами техник эмоционального и ментального заражения и внушения;
  2. субкультурно-идеологический: проблемы установления групповой идентичности посредством оппозиций свой/чужой, выработки «инновационного» языка означивания («языка надглобальных понятий, фрагментированных представлений, сетевой онтологии, внегосударственной социальности, наднациональной культуры»), образов-мемов и образов-образцов (скинхеда-нациста-фашиста-патриота), выбора символов и атрибутов, наработки образцов поведения;
  3. историко-мифологический: альтернативное или мифологическое понимание истории, историческое моделирование, постановочные обряды-акции, обыгрывание культурно-религиозной традиции.
  4. религиозно-эскапистский (уход без возврата, по Тойнби): исламисты – уход на «джихад» в Сирию, Ирак; харизматы – уход в глоссолалию; Свидетели Иеговы – уход в альтернативное описание мира, религиозная исключительность, запрет на переливание крови. Поиски ворот в Средиземье, ИГИЛа, «нового неба и новой земли».
  5. сепаратистский: распространение идей сепаратизма, обозначенного в текстах интернет-ресурсов как «регионализм», и организация протестного движения «несистемной активности», направленной на разрушение основ конституционного строя, «против гиперцентрализма»  России, выраженного в виде призывов к нарушению территориальной целостности РФ.