Михаил Сорокин :«Зона свободной торговли с Вьетнамом и проблемы таможенного регулирования»

15 января 2015

Обнуление таможенных тарифов в зоне свободной торговли стран Таможенного союза и СРВ

Михаил Сорокин :«Зона свободной торговли с Вьетнамом и проблемы таможенного регулирования»

Таможенный союз (ТС) и Вьетнам в конце 2014 года  завершили переговорный процесс по подготовке проекта соглашения о зоне свободной торговле (ЗСТ). Ожидается, что заключение соглашения о ЗСТ будет подписано в начале 2015 года. Это соглашение  предполагает «обнуление» импортных тарифов, придаст мощный импульс росту торгово-экономических связей Вьетнама и Таможенного союза. Товарооборот между ТС и Вьетнамом может достигнуть к 2020 году отметки 10–12 млрд долларов в год, что в четыре раза выше нынешнего уровня.

Кроме того, стоит отметить, что расчеты будут вестись в в национальных валютах. Россия и Вьетнам также договорились о создании совместных предприятий в сферах гражданского судостроения и легкой промышленности. По словам статс-секретаря, замглавы Минпромторга РФ Виктора Евтухова, судостроительное предприятие будет построено во Вьетнаме, а три совместных предприятия легкой промышленности - в России. Два из них будут созданы в Приморском крае, еще одно в Московской области.

В 2013 году торговый оборот России и Вьетнама вырос на 8,4% и составил $3,9 млрд. Вьетнам поставлял в РФ в основном рыбу, морепродукты, фрукты, овощи, кофе, чай, злаки, а также одежду и обувь. В российском экспорте преобладали нефть и нефтепродукты, минеральное топливо, металлы и удобрения.

Зона свободной торговли как этап международной интеграции означает устранение всех барьеров в торговле внутри группировки при сохранении разнообразных барьеров в торговле с третьими странами. Создание зоны свободной торговли не предполагает проведения единой таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран. Как показывает мировой опыт, зона свободной торговли может охватывать либо все перемещаемые товары, либо их часть. Тем не менее, в соответствии с принципом недискриминации ВТО, в зоне свободной торговли необходимо устранить все барьеры для торговли всеми товарами.

Таким образом, между странами - участниками зоны свободной торговли применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин, а на внешних границах каждой страной применяются собственные ввозные таможенные пошлины, возможно отличные от пошлин других стран-участников. При перемещении товаров из одной страны - участника зоны свободной торговли в другую страну – участника зоны свободной торговли осуществляется таможенный контроль, а также применяются внутренние налоги. В таможенном союзе «внутреннего» таможенного контроля не производится, но внутренние налоги применяются отдельно каждым государством в соответствии с национальным налоговым законодательством. Например, в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана действует Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 25.01.2008, в соответствии с которым при ввозе товаров в адрес участника внешнеторговой деятельности, зарегистрированного в каком-либо государстве – члене Таможенного союза, применяются внутренние налоги по ставкам этого государства. Если товар затем перемещается в адрес предприятия, зарегистрированного в другом государстве, налоговая служба первого государства возвращает продавцу уплаченные при ввозе внутренние налоги, а налоговая служба второго государства взимает внутренние налоги по ставкам, установленным для производителей аналогичных товаров второго государства.

Создание зоны свободной торговли между Россией и СРВ невозможно без участия остальных стран – членов Таможенного союза. В связи с этим, если Зона свободной торговли будет создана, то она фактически будет между странами Таможенного союза и СРВ.
Данные статистики за 2012-2013 гг. отражают устойчивый тренд к росту объемов российско-вьетнамской торговли. Вместе с тем, удельный вес взаимной торговли в совокупном внешнеторговом обороте двух стран практически не изменился. Доля Вьетнама в общем российском товарообороте в 2013 г., по данным ФТС России, составила 0,47%.

По данным вьетнамской статистики, доля России в общем вьетнамском товарообороте, как и в предшествующий год, составляет около 1%. Доля России во вьетнамском экспорте составила 1,44 %, во вьетнамском импорте - 0,65 % (в 2012 г. – 0,73%). По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в 2013 г. российско-вьетнамский товарооборот увеличился на 8,5 % по сравнению с 2012 г. и составил 3,971 млрд. долл. США, при этом российский импорт во Вьетнам сократился на 1,1%, а экспорт вьетнамских товаров в Россию увеличился на 14,3%. Положительно сальдо Вьетнама в торговле с Россией составило 1,224 млрд. долл. США – рост на 38,4% по сравнению с аналогичным показателем 2012 г.

В 2013 г. основными статьями российского импорта во Вьетнам были топливо минеральное, нефть и нефтепродукты (6% в совокупном экспорте), удобрения (3,4%), печатные книги, газеты (3,3%), черные металлы и изделия из черных металлов (5,7%); реакторы ядерные котлы (5,1%), электрические машины (9,6%), суда, лодки и плавучие конструкции (25%), инструменты и аппараты (8,2%). Наиболее существенным был рост (по отношению к 2012 г.) российского экспорта по таким статьям, как топливо минеральное, нефть и нефтепродукты (в 6 раз), печатные книги, газеты (+2534,6%), суда, лодки и плавучие конструкции (+377%), инструменты и аппараты (214%). Падение стоимостных объемов отмечено по традиционным товарам экспорта – черные металлы и удобрения.
В товарной структуре вьетнамского экспорта в Россию 13,2% приходилось на традиционную продовольственную группу товаров (рыба и ракообразные, съедобные фрукты и орехи, кофе, чай, злаки, продукты переработки овощей); 21,4% на текстильные изделия, одежду и обувь; 38,7% -  на статью «электрические машины». Ускоренными темпами в 2013 г. возрастали поставки злаков (+535%), предметов одежды (+146%), обуви (+132%). В товарном разрезе поставки из Вьетнама готовой технологичной продукции формируются за счет бытовой техники (компьютеры, кондиционеры, мобильные телефоны и др.), что главным образом связано с увеличением поставок мобильных телефонов компании Samsung, имеющей сборочные производства на территории Вьетнама.

По оценкам российских и вьетнамских экспертов, важность зоны свободной торговли между Вьетнамом и Таможенным союзом найдет свое конкретное проявление по следующим конкретным позициям.

Во-первых, Вьетнам получит условия для мощного наращивания всех форм торговой деятельности. Будут созданы благоприятные условия для выхода на рынки Таможенного союза, поскольку почти все налогообложение максимально снизится по темпам и уровню, опережающим условия ВТО. Вьетнамский бизнес получит новый рынок площадью 20 млн. кв. км. с населением 170 млн. человек. Общий объем экспортно-импортного оборота этого рынка в 2012 достиг около 940 млрд. долл., в том числе импорт - около 340 млрд. долл. и экспорт - 600 млрд. долл. Кроме того, товарные структуры Вьетнама и Таможенного союза не конкурируют друг с другом, а взаимодополняются. Практика показывает, что на этом рынке вьетнамские товары пользовались и пользуются спросом.

Во-вторых, ситуация в сотрудничестве в сфере капиталовложений между Вьетнамом и Таможенным союзом быстро меняется в лучшую сторону. Что открывает перед Вьетнамом перспективы расширения сотрудничества в сфере капиталовложений по многим проектам в энергетике, в разведке и добыче нефти и газа, добыче и переработке полезных ископаемых, в легкой промышленности.

В-третьих, Вьетнам является потребителем научных, технических и высокотехнологичных достижений стран-членов Таможенного союза. Страны Таможенного союза располагают развитой научной базой и весьма быстро совершенствующимися, конкурентоспособными по сравнению со многими передовыми странами высокими технологиями. Это является благоприятной базой для внедрения передовых достижений в интересах индустриализации и модернизации СРВ.

В-четвертых, подписание Соглашения о свободной торговле, упрощение правил передвижения окажут значительную помощь в решении проблемы занятости трудовых ресурсов Вьетнама и в развитии туризма. Вьетнам способен полностью удовлетворить потребности стран-членов Таможенного союза в дополнительной, в том числе высококвалифицированной рабочей силе.

По данным высказываниям необходимо внести следующие замечания.

1. Как уже отмечалось, в рамках создания зоны свободной торговли, между странами-участниками действительно не применяются ввозные таможенные пошлины. В этом ключе снижение торговых барьеров во взаимной торговле идет действительно более высокими темпами, чем условия ВТО по снижению средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин. Однако, в отношении внутренних налогов ситуация кардинально иная. Внутренние налоги в каждом государстве - члене Таможенного союза применяются свои. В России, например, это налог на добавленную стоимость и акцизы. Эти налоги в структуре таможенных платежей составляют в последние годы 18-20%. Особенностью исчисления налоговой базы для обложения налогом на добавленную стоимость при ввозе товаров в Российскую Федерацию является то, что она включает не только таможенную стоимость (как в большинстве государств, где этот налог применяется), а еще и сумму исчисленной и подлежащей уплате таможенной пошлины, и сумму исчисленного и подлежащего уплате акциза. Таким образом, в случае неприменения ввозной таможенной пошлины во взаимной торговле между СРВ и Россией, налог на добавленную стоимость в любом случае будет применяться, но без соответствующей суммы пошлины в его налоговой базе.

2. Последние события, связанные с ситуацией на Украине, ясно дали понять, что Российской Федерации необходимо диверсифицировать как транспортные коридоры, так и рынки сбыта нефти и газа. Здесь инвестиционное сотрудничество СРВ и России может быть взаимовыгодным с точки зрения разработки не только технологий добычи, сколько технологий переработки и транспортировки соответствующих товаров.

3. Международные обмены студентами, преподавателями, учеными между Россией и СРВ не достигли необходимого уровня. Создание Зоны свободной торговли может в какой-то мере решить проблему трансфера технологий и знаний.

4. В современном мире, несмотря на все проявления глобализации, среди всех факторов производства относительно немобильным фактором является рабочая сила. Феномен «не мобильности» рабочей силы в современном мире объясняется различными причинами. Одним из них, на наш взгляд, является желание государств в консервации той структуры рабочей силы, которая сложилась к какому-то моменту. Государства подчас инерционно не желают ничего менять, воспроизводя существующее положение с помощью системы подготовки кадров, трудового и миграционного законодательства и т.д. Что касается рабочей силы из СРВ, то здесь, на наш взгляд, самым существенным может стать языковой барьер, ведь при перемещении рабочей силы между государствами Таможенного союза такого барьера практически не существует.

Персоны

Другие новости по теме