В Институте права ВГУЭС работают преподаватели-инноваторы

16 сентября 2013 Жизнь вуза

Около ста пятидесяти абитуриентов стали первокурсниками Института права ВГУЭС в этом году. Кроме хорошо подготовленных и нацеленных на обучение студентов, в институт пришли и новые преподаватели.

В Институте права ВГУЭС работают преподаватели-инноваторы

Около ста пятидесяти абитуриентов стали первокурсниками Института права ВГУЭС в этом году. Кроме хорошо подготовленных и нацеленных на обучение студентов, в институт пришли и новые преподаватели.

Кандидаты юридических наук Алексей Мамычев и Артур Кравченко стали и.о. заведующих кафедрами – Теории и истории российского и зарубежного права и Частного права ВГУЭС. Преподаватели прошли по конкурсу и приехали для работы во ВГУЭС из города Таганрог (Ростовская область). Юристы-преподаватели рассказали о своих планах на будущее, профессиональном опыте, причинах переезда и первых впечатлениях от Владивостока.

- Какие причины побудили вас к смене работы и региона проживания?

Артур Кравченко: Когда мы приехали во Владивосток, многие наши коллеги задавали один и тот же вопрос: «Почему вы столь кардинально изменили географию работы». Ответ достаточно очевиден и прост – нормальный, адекватный специалист сегодня может согласиться на подобные перемены в своей жизни только мотивированный комплексом значительно лучших условий труда. Создание таких условий в отдельно взятой организации может стать центром притяжения для квалифицированных, мобильных специалистов даже вне связи с конкретным регионом. Очевидно, сегодня ректорат поставил стратегическую задачу по усилению профессорско-преподавательского состава отдельных институтов ВГУЭС, и наше приглашение стало следствием стратегической кадровой политики университета в этом направлении. Надо отметить, что сегодня далеко не каждый вуз страны, даже имеющий имя в научной и образовательной среде, обладает экономической и управленческой эффективностью. А именно это делает вуз конкурентоспособным на рынке труда образовательных услуг, обеспечивает ему возможность предложить лучшие условия труда специалистам. Здесь и высокий уровень заработной платы, и перспективы профессионального и карьерного роста, комфортная атмосфера работы. Все это мы увидели во ВГУЭС, поэтому и решились на переезд, оставив прежнее место работы, где фактически с нуля открывали c Алексеем Юрьевичем направление подготовки бакалавриата «Юриспруденция». Естественно, что имея многолетний опыт руководства юридическими кафедрами, мы понимали, что собственный кадровый состав формируется в лучшем случае 5-6 лет, а когда требуется решить подобный вопрос быстро, то необходимо откровенно переманивать хороших специалистов. Поэтому приглашение работать во ВГУЭС не было чем-то необычным, а озвученные условия были на порядок выше, чем могли предложить вузы нашего региона. Не скрою, были сомнения, мы внимательно изучали сайт университета, стенограммы выступлений ректора. ВГУЭС обладает мощной материальной базой, у руководства университета существует четкая стратегия развития и современное понимание роли вузов на рынке образовательных услуг. Особенно порадовало, что многие наши проекты, реализуемые только по собственным инициативам на прежнем месте работы, во ВГУЭС выведены на уровень общей образовательной политики. Не остался без внимания и тот факт, что ректорат университета поддерживает конкретные результаты в научной и образовательной сфере системой внутренних грантов и премирований.

Вообще, самая главная мотивация – это чувствовать себя нужным для организации, в которой работаешь. То есть осознавать востребованность своих профессиональных знаний, умений и навыков, полезность своего труда.

- Какие перспективы вы видите на новом месте работы?

Артур Кравченко: Говоря о перспективах работы во ВГУЭС, необходимо отметить, что сейчас мы как и.о. зав кафедрами разрабатываем тактику и стратегию организации работы на юридических кафедрах. Здесь и развитие модели индивидуальной образовательной траектории студентов в конкретных юридических дисциплинах, и научное проектирование по заданию всероссийских грантов (РГНФ, ФЦП, Гранта Президента РФ) с участием студентов и аспирантов, и т.п. Есть и более амбициозные задачи – воспитание собственных научно-педагогических кадров для Института права ВГУЭС из студенческой среды, создание клуба «Юный законотворец» для привлечения студентов к разработке реальных законопроектов, пуск научно-образовательного центра Института права ВГУЭС.  

Конечно, во ВГУЭС существуют и новые для нас подходы к решению образовательных задач. Так, налицо инновации в формах прикладного образования студентов. Например, реализация студентами проектов по заказу работодателей во ВГУЭС. Есть чему учиться в отношении организации дополнительных образовательных программ. В этом контексте работа в университете обеспечит повышение и нашего профессионального мастерства.

- Алексей Юрьевич, какими методами сегодня достигается эффективное обучение студентов?

Алексей Мамычев: У нового поколения студентов другой стиль мышления, ритм и темп жизнедеятельности, иные интересы, потребности, мечты и ценности, что обусловливает и кардинальную смену форм и технологий образовательных услуг, условия их профессионального ориентирования. Сегодня преподаватель - больше менеджер образовательного процесса, модератор, он организует учебный процесс, требует от студента обратной связи и диалога – это инновационный подход к обучению. Это формирует самостоятельность, уверенность в себе, быструю реакцию.

Артур Кравченко: Специфика юриспруденции состоит в том, что вы можете выбрать в рамках отдельной профессии направление под себя. Скажем, у вас динамичное мышление, вы умеете общаться с людьми, публично выступать – это судебные и переговорные процессы; вы - отличный аналитик – идите юристом в отдел подготовки юридических документов, аналитические отделы правоохранительных органов. Сегодня задача высшей школы - сформировать индивидуальную траекторию профессионального развития студента с учетом его индивидуальности и потребностей рынка труда. Поэтому мы студентам постоянно советуем обратиться к исследованию трудовых интернет- ресурсов, чтобы сегодня они уже могли себе представлять, что им следует изучать углубленно, какие предметы «по выбору» предпочесть. Есть, конечно, и планы по формированию индивидуальной траектории в самом учебном процессе без инициативы студента, исходя из его естественных успехов в обучении и востребованности конкретного юридического направления на рынке труда. Это сложная задача, здесь требуется и работа психологов, и преподавателей первого курса, и учебно-методических подразделений университета, которая должна в результате отразиться в индивидуальной, или по-другому, «маршрутной карте» студента. Наличие таковой будет руководящим документом, во-первых, для преподавателей-отраслевиков, которые в рамках своих предметов будут подбирать индивидуальные задания для каждого студента по его будущей трудовой направленности, а во-вторых, для определения блока специальных юридических предметов, также задающих групповую траекторию обучения студентов.

- Насколько вообще профессия юриста сегодня необходима и востребована на рынке труда? В СМИ постоянно сообщают о том, что рынок перенасыщен юристами.

Алексей Мамычев: Многих абитуриентов интересует: «Востребованы ли сегодня юристы»? У всех преподавателей ответ однозначный: «Хорошие – востребованы». Перенасыщение рынка труда юристами – распространённый миф. К нам в вуз (Таганрогский государственный педагогический институт) постоянно звонили и просили хороших студентов-юристов. Востребованность в мобильном, профессионально мыслящем, постоянно развивающем свой уровень и навыки юристе очень высока. Поэтому мы должны готовить выпускников, обладающих профессиональной мобильностью и большой теоритической базой, за это мы несём  профессиональную и социальную ответственность.

Всегда советую своим студентам с первого-второго курса ходить на судебные заседания и процессы, стараться получить практический опыт, делать себе имя в профессиональной среде, не бояться на начальном этапе низкой зарплаты. Быть уверенным в себе и своих силах. Если ты не уверен в себе, в тебя никто не поверит. Например, наших таганрогских студентов, начиная с 3-4 курса, уже приглашали на работу, увлекали перспективами и др. Хороший юрист всегда востребован. К тому же у юристов очень широкая трудовая ниша. Они могут быть нотариусами, юрисконсультами, прокурорами, судьями и т.д.

Работая в Ростовском юридическом институте МВД России и в Таганрогском государственном институте, мы активно привлекали студентов к сотрудничеству с общественными организациями, политическими партиями, профессиональными ассоциациями. Как справедливо настаивает ректор ВГУЭС, профессор Геннадий Лазарев, без связи с внешней средой невозможно качественно обучать и строить профессиональную карьеру. Более того, пока юрист, как говорится, «не понюхает пороха», он не сможет адекватно выработать к себе профессиональных и личностных требований, не сформирует социальную и гражданскую ответственность за результаты своей работы.

- Кроме практикоориентированного обучения, что, с вашей точки зрения, важно для развития юридического образования?

Алексей Мамычев: Для меня второй важной частью жизни является научно-исследовательская работа. Хотя работой ее вряд ли можно назвать, это часть жизни. Наука – капризная барышня, она холодна и не прощает, если ты ей уделяешь внимание только на работе, она требует быть значимой во всем, определять твой стиль жизни, хобби и т.д. Относительно образовательного процесса, скажу так – практикоориентированное обучение без высоких научных достижений невозможно, как и невозможна качественная и эффективная научно-исследовательская деятельность без ориентации на практику. Инновационный стиль мышления стягивает эти два направления развития, делает их органичными.

Ростовская юридическая школа всегда славилась научно-исследовательской работой студентов, вовлечением молодого поколения в мир науки. Наиболее сильными сегодня являются философско-правовые, теоретико-методологические и государствоведческие школы. Так, если Санкт-Петербургская школа всегда славилась сильными достижениями в области теории права, то ростовская - это теория государства, история политических и правовых учений. Например, практически 80 % диссертационных работ, посвящённых проблемам современного государства, защищённых за последние лет пять, так или иначе связаны с ростовской юридической школой. Исследователи, защитившие диссертации в этом направлении, либо обучались в аспирантуре, либо ими руководили представители ростовской школы, либо заканчивали вузы Южного федерального округа. Мощная в этом плане и ростовская политологическая школа, исследующая проблематику современной публичной власти (государственной, муниципальной), форм и технологий публично-правового взаимодействия в системе – личность – общество – государство.

Соответственно, и мы работали в этом направлении. Причём наши исследования поддерживались различными федеральными грантами. Мы с коллегами выпустили учебник по Теории государства и права (в двух томах), получивший гриф и ставший лауреатом как лучшая учебная книга 2010 года. По отзывам научно-педагогического сообщества, именно теория государства наиболее фундаментально и широко представлена в данном издании. 

Во ВГУЭС мы привезли с собой несколько научно-исследовательских грантов. Один из них – это грант Российского гуманитарного научного фонда, посвящённый проблемам развития электронного государства и сервисной концепции совершенствования государственных услуг. Он заканчивается в этом году. А второй грант РГНФ будем реализовывать совместно с сотрудниками и, надеюсь, студентами Института права до конца 2014 года. Он посвящен правокультурным закономерностям развития государственной власти. В целом мы с Артуром Георгиевичем всегда привлекаем студентов к научно-исследовательской деятельности. Результатом их участия является не только появление у них научных статей, но и подготовка текстов кандидатских диссертаций.

В планах - создание во ВГУЭС научного студенческого сообщества, общества молодых учёных. Мы его называем «Научной средой». На ней мы будем обсуждать наиболее актуальные научно-практические проблемы, учить научным технологиям (как правильно ставить научную гипотезу, как ее доказывать и аргументировать, как написать и оформить свои научные идеи, достижения и т.п.), а также приглашать различных гостей.

Справка:

Мамычев Алексей Юрьевич с отличием окончил Таганрогский институт управления и экономики в 2003 году («Государственное и муниципальное управление»). В 2005 году стал кандидатом юридических наук. В 2008 г. – доцентом.

С 2005 зам. декана юридического факультета ТИУиЭ, в 2008 г. возглавил кафедру государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова». С 2005 по 2013 г. работал в Ростовском юридическом институте МВД России.

Автор 175 научных работ, 19 монографий, 35 учебно-методических изданий (включая 5 учебников с Грифом УМО по юриспруденции), руководитель и соисполнитель грантов РГНФ и ФЦП.

Кравченко Артур Георгиевич с отличием окончил Таганрогский институт управления и экономики в 2002 году («Юриспруденция»).  В 2005 году стал кандидатом юридических наук. Работал в должности зам. Декана юридического факультета ТИУиЭ. С 2009 года занимал должность заведующего кафедрой гражданского и уголовного права в ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова». В 2011 году ВАК РФ присвоено научное звание доцента. Автор более 40 научных работ, в том числе 15 статей в журналах рекомендованных ВАК РФ, автор 9 учебно-методических изданий, монографий, руководитель и соисполнитель грантов РГНФ.