Стратегическое планирование и идеология сайта
В первую очередь, ответьте на вопрос «Зачем мне нужен сайт?». Изложив ряд целей, обозначьте первой главную из них. Указанные цели обязательно должны учитываться во всех последующих работах по созданию сайта.
Составьте перечень основных тем, материалов и сервисов, которые вы хотели бы разместить на сайте. Особо выделите ваши авторские разработки-материалы (при наличии). И теперь из всего перечня выделите в отдельный список те, что наиболее соответствуют поставленным вами целям.
Помните, что успех любого Интернет-проекта – в девизе «Один сайт – одна главная и единственная тема». Итак, вы сформировали тему своего сайта и его информационного содержания (контента).
Чтобы понять, насколько обозначенная вами тема востребована Интернет-аудиторией, воспользуйтесь сервисом формирования статистики запросов любой тематики (как пример, поисковая система Яндекс. С его помощью можно составить список ключевых слов сайта. Такие слова также в дальнейшем помогут вам в продвижении вашего ресурса в поисковых системах Интернета.
А вслед за этим среди ключевых слов своего сайта выберите самое звучное для заголовка вашего сайта – так называемый title для главной страницы. Помните: по этому заголовку вас проиндексируют в своих каталогах поисковые системы, так что теперь это ваша «визитная карточка».
Что такое целевая аудитория сайта? Речь идет о посетителях, которых вы планируете видеть на своем сайте. Задайте для своего понимания примерные критерии: возраст, половую принадлежность, профессиональную деятельность и опыт работы в интересующей вас сере деятельности
Чтоб оценить оригинальность вашего сайта, посмотрите по своим ключевым словам в поисковых системах Яндекс и Google свои конкурентные сайты. Оцените ресурсы, их тематику, предлагаемые технические решения. По итогам этого маркетингового исследования сформулируйте собственную тематику и наполнение сайта, отличающие вас в преподнесении темы.
Планирование технического оформления сайта
С учетом того, что вы делаете профессиональный сайт, предназначенный для специалистов и интересующихся определенной темой, априори претендующий на серьезность, - сайт должен быть преимущественно формального формата. Возможны только отдельные яркие штрихи, но их должно быть совсем немного. Не экспериментируйте со шрифтами, слишком яркими оттенками, флеш-анимацией и т.д. Для справки: главная ценность любого портала – постоянная аудитория. Сайт должен быть индивидуальным, запоминающимся своими отдельными интересными моментами. А вот гротеск, как правило, более-менее серьезных посетителей оттолкнет и постоянной аудитории не сформирует.
Помните, что формирование структуры сайта – одно из наиболее ответственных направлений работы над сайтом. От ее внятности и логичности будет зависеть степень удобства использования пользователями вашего Интернет-ресурса. Нужно тщательно продумать карту сайта: систему главного меню, основных и вспомогательных подразделов. И помните: структура сайта должна в первую очередь отображать главную цель сайта и последовательно, на всех страницах сайта, раскрывать его тему. Особое внимание уделите системе взаимосвязи подразделов сайта друг с другом, а также со сторонними ресурсами.
Насколько привлекательной будет ваша главная страница? Главная страница должна привлекать внимание посетителя только к главным моментам освещаемой темы. Не быть перегруженной – информационно и на визуальном уровне (иллюстрации, баннеры, кнопки и др.). Предпочтительно, чтобы главная страница загружалась в течение 1-3 секунд.
Предпочтительно, чтобы страницы сайта более или менее соотносились друг с другом по внутренней структуре и объему информационного наполнения.
Что касается системы навигации современного сайта, единообразия в определении системы навигации сайта, начиная с главной страницы, в настоящий момент не существует. Структура главной страницы может включать в себя: верхнее горизонтальное главное меню, левое боковое либо «разбросанное» по интерфейсу выделяющимися информационными блоками. Такие указатели ведут посетителя вглубь сайта. Важно следить, чтобы посетители не «заблудились» в глубине сайта и всегда могли попасть либо назад на главную страницу, либо в остальные разделы сайта. В связи с этим предпочтительно, чтобы перед глазами пользователя всегда были кнопки «Главня страница», «Карта сайта».
Что такое «юзабилити» сайта? «Юзабилити» буквально обозначает «удобство с точки зрения использования». В данном случае речь идет об общей системе удобства сайта, логичность и простоту в расположении элементов управления, контента и т.д.
Специалисты web-программирования выделяют ряд главных элементов юзабилити сайта, которые нужно обязательно учесть при работе над своим сайтом
С точки зрения веб-дизайна:
- Привлекательность общего стиля сайта
- Соответствие всех компонентов сайта общему стилю сайта
- Соотношение цветовых решений сайта
- Корректность композиции страницы
- Внятность системы навигации по сайту
- Скорость загрузки страниц сайта, в первую очередь главной страницы
- Лаконичность и соответствие общей тематики в названиях страниц
- Корректное форматирование изображений
- Наличие «пустых» мест на странице и др.
С точки зрения форматирования текста для его корректного просмотра на экране важны такие показатели, как:
- уровень контрастности текста и общего фона сайта;
- умеренная длина строки в тексте;
- размер текстовых блоков на страницах сайта;
- структурирование текстовых блоков;
- оформление заголовков на сайте;
- текстовые показатели: размер и тип шрифта, межстрочное расстояние, выравнивание, а также ряд других показателей оформления текста (выделение фрагментов текста, списки, оформление ссылок, валидность кода, смайлы (эмотиконы) и др.).
Создание технического функционала сайта
Подраздел строится по структуре алгоритма (перечня следующих друг за другом) действий. Предусмотрено 2 алгоритма действий: по теме создания сайта и по теме размещения в системе Интернет.
При необходимости шаги алгоритма делятся на информационные блоки. Это необходимо для визуального облегчения восприятия текстовой информации раздела.
Подраздел может быть в ходе доработки иллюстрированным, а также включать в себя гиперссылки на профильные для сферы сайтостроения сайты (гиперссылки размещаются с согласования Заказчика)
Алгоритм технического создания сайта:
Вариант 1. Можно воспользоваться готовым шаблоном сайта (приобрести шаблоны можно в Интернете), однако это не гарантирует индивидуальности вашего Интернет-ресурса. Готовые дизайн-макеты для создания сайтов – это, как правило, шаблоны, сделанные в HTML с flash-анимацией или полностью статические шаблоны, а также шаблоны, сделанные на CSS (с flash-анимацией и без). Большинство шаблонов сайтов состоит из 5-7 страниц: домашняя страница и внутренние страницы с различной структурой.
Рассмотрим Вариант 2. Создание профессионального, индивидуального сайта потребует получения необходимых знаний по ряду направлений
Шаг 1. Вам потребуется изучение языка HTML – это язык разметки (набор символов или последовательностей) документов в системе Интернет. Языком html задается вид форматирования текстов в Интернете и т.д.
Шаг 2. Вам потребуется изучение технологии «каскадных таблиц стилей» - CSS. Это технология описания внешнего вида документа, которая позволяет сделать визуально привлекательные сайты с индивидуальным сайтом.
Шаг 3. Автоматизировать процесс написания html и css-кода для создания готового сайта можно за счет визуальных редакторов. В качестве примера можно привести один из наиболее известных - Adobe Dreamweaver.
Шаг 4. На основе этих данных вы уже сможете сделать статичный сайт. Если же вам нужен сайт с рядом дополнительных функций в виде форума, авторизации-регистрации посетителей и т.д., вам необходимо получить бесплатно или приобрести систему управления контентом сайта. В качестве примеров можно привести Joomla, NetCat, Bitrix, Drupal и др. Ряд из систем управления контентом сайта бесплатны в использовании.
Шаг 5. В работе над графикой сайта вам помогут специальные графические редакторы.
В частности, для обработки растровой графики (готовых изображений) вам пригодится Adobe Photoshop и др. Для работы с векторной графики существуют CorelDRAW, Adobe Illustrator и др. Для создания flash-анимации вам потребуется изучить AdobeFlash.
Алгоритм размещения сайта в сети Интернет:
Шаг 1. Вам потребуется выбрать и зарегистрировать домен – имя вашего сайта в системе Интернет, которое затем также будет отображено в адресе (гиперссылке) к вашему сайту. Важно, чтобы домен как можно ближе ассоциировался с заявленной вами темой сайта. При этом название домена должно быть как можно проще, чтобы его было сравнительно легко запомнить. Домен каждого сайта уникален.
Бывают домены первого, второго, третьего уровней. Домены первого уровня («зоны»), как правило, относятся к той или иной стране (к примеру, к России относятся .ru, .рф).
Чтобы зарегистрировать домен, вам нужно пройти на сайте компании-регистратора проверку на занятость своего доменного имени, зарегистрировать и оплатить домен. Примерные расценки на регистрацию собственного домена – около 600 рублей.
Шаг 2. Вам потребуется выбрать хостинг - арендуемое на серверах в Интернете пространство, на котором располагается весь ваш сайт. Хостинг бывает платный и бесплатный. Можно начать с использования бесплатного хостинга, а в рамках серьезного, перспективного Интернет-проекта перейти уже на платный. Бесплатный хостинг имеет ряд ограничений и обязывает к размещению своей рекламы на сайте. Платный хостинг имеет более удобную систему управлении и гарантирует более стабильную работу. Ежемесячная плата за хостинг колеблется от 70 до 1000 рублей (в зависимости от того, идет речь о сайте - «визитке» или масштабном, полноценном сайте с глобальной техподдержкой).
Для выбора хорошего хостинга вам потребуется оценить размеры вашего сайта, сколько потребуется места на хостинге. В зависимости от этого вы сможете выбрать оптимальный тариф.
При выборе хостинга вам также следует обратить внимание на ряд моментов:
- на спектр поддерживаемых хостингом технологий (в зависимости от технологий вашего сайта);
- возможно, существуют ограничения по трафику, что нежелательно;
- наличие контактных данных администрации и службы поддержки компании, предоставляющей услуги по хостингу.
Шаг 3. Осталось выложить свой сайт в Интернет.
Вариант 1. Если домен и хостинг приобретены вами у одной компании, вам потребуется только выложить всю информационную базу сайта на хостинг. Проще всего это сделать через ftp-протокол.
Вариант 2. Если домен и хостинг приобретены в разных компаниях, вам потребуется сначала настроить совместную работу домена и хоcтинга. Логика действий – дать знать домену и хостингу друг о друге. Для этого вы сначала прописываете DNS-сервера у регистратора домена - в своей панели управления доменом. Вслед за этим прописываете свой домен у регистратора хостинга - в панели управления хостингом. И выкладываете свою информационную базу через ftp-протокол на хостинг. После обновления DNS- серверов в течение нескольких часов ваш сайт появится в Интернете.
Работа над контентом сайта
Насколько важен контент с точки зрения перспективности развития сайта? Грамотный, профессионально подготовленный и регулярно обновляющийся контент – одно из ключевых условий перспективности проекта. И наоборот, неинтересная, безграмотная и редко обновляющаяся информация способна нивелировать все плюсы самого качественного, оригинального и профессионально сделанного Интернет-ресурса.
Под «контентом» сайта понимаются все информационные и графические материалы вашего сайта. Информационный контент – это: презентационная статичная информация (о сайте, о вашей компании, предлагаемых продуктах/услугах и т.п.), новостные материалы (новости, анонсы, публикации и т.п.), форумы, иные информационные материалы. Графические материалы, соответственно, фото и другие изображения, рекламные баннеры, графическое оформление разделов и т.п.
Динамически обновляющийся контент способствует естественному продвижению сайта в Интернете, привлекает на сайт новых посетителей и стимулирует к формированию постоянной аудитории. Если у вас эксклюзивный (собственный) контент профессиональной тематики, подготовленный интересно и грамотно, и при этом он обновляется хотя бы с периодичностью 1 раз в неделю – определенное внимание вашей целевой Интернет-аудитории к вашему сайту обеспечено.
Если же посетитель, заинтересовавшись однажды вашим сайтом и изучив все его материалы, не найдет новых материалов в течение 1-2 своих последующих заходов, можно сделать вывод, что постоянным посетителем вашего Интернет-ресурса он уже не станет и уйдет в поисках других ресурсов аналогичной тематики.
Вы можете готовить информационные тексты самостоятельно, заказывать информационные материалы у профессиональных копирайтеров либо просто привлечь к работе специалистов с гуманитарным (филологическим, журналистским и др.) образованием.
Главное, чтобы ваши тексты были оформлены во внятный формат (новость, статья, эссе, аналитическая записка, экспертное заключение, репортаж и др.), грамотно (стилистически, орфографически, пунктуационно), логично и интересно изложены.
Что касается форума на вашем ресурсе, очень важно постоянно участвовать в его работе, квалифицированно поддерживать и направлять дискуссию. При этом ни в коем случае не навязывайте своего мнения «как единственно верного на этом сайте», но и не позволяйте посетителям форума беспредметно и подчеркнуто неуважительного отношения к себе и своему ресурсу.
В целом: сделайте ваш сайт не только визуально, но и информационно индивидуальным. Это не только регулярные новости и собственный форум, но и авторские сервисы, постоянное проведение на сайте опросов по самым актуальным темам вашей профессиональной сферы и т.д. Для того, чтобы ваш сайт всегда привлекал внимание, постоянно отслеживайте новые тенденции не только в профессиональной сфере, но и в области развития Интернет-технологий. Ориентируйтесь на другие интересные Интернет-ресурсы профильной вам тематики. Регулярное обновление контента (хотя бы 1 раз в неделю) и периодическое (раз в год-полтора) использование на сайте новых интересных Интернет-решений постепенно сделают ваш сайт успешным и перспективным Интернет-проектом, дав вам также возможность на нем зарабатывать.
Краткое резюме
Подводя итоги обзора комплекса работ по созданию сайта, сформулируем ключевые положения, каким должен быть сайт, имеющий перспективы развития:
- единая тематика,
- соответствующее тематике и легко запоминающееся название (в т.ч. домен),
- привлекательный внешний вид,
- внятная структура и удобная система навигации,
- интересные и грамотные информационные материалы,
- динамично обновляемый контент,
- уважение к каждому посетителю
Дополнительное стимулирование к быстрому развитию вашего Интернет-проекта придаст комплекс работ по его продвижению в поисковых системах.
Источник – Smb.gov.ru