Региональный рейтинг «Три миссии университета» по Дальневосточному федеральному округу был разработан агентством RAEX по поручению Российского Союза ректоров в преддверии объявления конкурса «Приоритет-2030» адресно для дальневосточных университетов. В связи с этим, результаты и методика составления рейтинга имеют особую значимость и привлекают большое внимание со стороны вузовского сообщества.
В рейтинге Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО) за 2021 год ВГУЭС занял шестое место, обойдя все государственные университеты региона с классической структурой подготовки. Первые пять мест в рейтинге заняли медицинские вузы и университет со значительной долей медицинских направлений подготовки.
В рейтинге оценены 25 вузов ДФО (в том числе пять вузов Приморского края), со сравнимыми характеристиками контингента очной формы обучения по программам высшего образования. Исключены вузы с доминирующей специализацией в области культуры, искусства, спорта, религии, подготовки сотрудников силовых структур. Следует отметить, что ВГУЭС выглядит достойно в представленном рейтинге, не имея возможности конкурировать с медицинским университетами. Так, университеты со схожей направленностью подготовки занимают места 16 (Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления) и 22 (Хабаровский государственный университет экономики и права). Остальные приморские вузы также имеют более далекие позиции в рейтинге по сравнению с ВГУЭС.
Место | Наименование вуза | Регион | Образование (ранг) | Наука (ранг) | Общество (ранг) |
1 | Дальневосточный государственный медицинский университет | Хабаровский край | 1 | 4 | 6 |
2 | Читинская государственная медицинская академия | Забайкальский край | 3 | 1 | 2 |
3 | Тихоокеанский государственный медицинский университет | Приморский край | 2 | 6 | 5 |
4 | Амурская государственная медицинская академия | Амурская область | 4 | 7 | 4 |
5 | Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова | Бурятия (Республика) | 9 | 2 | 1 |
6 | Владивостокский государственный университет экономики и сервиса | Приморский край | 6 | 5 | 8 |
7 | Дальневосточный государственный университет путей сообщения | Хабаровский край | 10 | 15 | 3 |
8 | Амурский государственный университет | Амурская область | 5 | 9 | 13 |
9 | Комсомольский-на-Амуре государственный университет | Хабаровский край | 12 | 3 | 12 |
10 | Сахалинский государственный университет | Сахалинская область | 8 | 23 | 7 |
11 | Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема | Еврейская автономная область | 7 | 17 | 10 |
12 | Забайкальский государственный университет | Забайкальский край | 14 | 11 | 9 |
13 | Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского | Приморский край | 11 | 22 | 11 |
16 | Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления | Бурятия (Республика) | 15 | 21 | 24 |
22 | Хабаровский государственный университет экономики и права | Хабаровский край | 22 | 24 | 17 |
23 | Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет | Приморский край | 24 | 18 | 19 |
25 | Приморская государственная сельскохозяйственная академия | Приморский край | 25 | 19 | 25 |
В региональные рейтинги не включены федеральные университеты, так как они оцениваются в рейтингах показателями значимости национального и международного уровней, а локальный рейтинг фокусируется на оценке вузов с точки зрения реализации их образовательного и научного потенциала, влияния на социальную среду региона, то есть подготовки качественных кадров и региональной значимости.
Особенностью использованной методики оценки также явился учет трех рейтинговых факторов: «Образование» (вес 45%), «Наука» (вес 25%) и «Общество» (вес 30%). Таким образом снижена значимость критериев, традиционно важных для глобальных рейтингов – научные публикации и их цитирование, показатели международной интеграции.
Лидерство университетов с доминирующей специализацией в области медицины (первые пять мест) обеспечено набором критериев рейтинга и безусловным влиянием на их значения особенностей медицинского направления подготовки, таких как: высокий конкурс при поступлении, обеспечивающий высокий средний балл ЕГЭ абитуриентов; существенная доля поступающих на целевое обучение; значительная доля обучающихся по программам дополнительного профессионального образования; обязательное прохождение длительного практического обучения по программам ординатуры / интернатуры, высокая численность ППС в расчете на 100 студентов, и другие особенности медицинского профиля обучения.
Еще одной особенностью составления локальных рейтингов является использование данных исключительно из независимых источников. В случае с локальными рейтингами не применялись традиционно используемые в ходе составления национальных рейтингов (агентств Интерфакс и RAEX) процедуры анкетирования вузов и онлайн-опросов респондентов.
Особенности составления и результатов пилотной версии регионального рейтинга «Три миссии университета» свидетельствуют о необходимости доработки его методики. Российский Союз ректоров, учитывая значимость нового рейтинга для вузовского сообщества, уже инициировал обсуждение, и ВГУЭС принял активное участие в подготовке предложений по совершенствованию алгоритма комплексной оценки деятельности вузов.