ВГУЭС в ТОП-10 региональных университетов Дальнего Востока

ВГУЭС в ТОП-10 региональных университетов Дальнего Востока

Региональный рейтинг «Три миссии университета» по Дальневосточному федеральному округу был разработан агентством RAEX по поручению Российского Союза ректоров в преддверии объявления конкурса «Приоритет-2030» адресно для дальневосточных университетов. В связи с этим, результаты и методика составления рейтинга имеют особую значимость и привлекают большое внимание со стороны вузовского сообщества.

В рейтинге Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО) за 2021 год ВГУЭС занял шестое место, обойдя все государственные университеты региона с классической структурой подготовки. Первые пять мест в рейтинге заняли медицинские вузы и университет со значительной долей медицинских направлений подготовки.

В рейтинге оценены 25 вузов ДФО (в том числе пять вузов Приморского края), со сравнимыми характеристиками контингента очной формы обучения по программам высшего образования. Исключены вузы с доминирующей специализацией в области культуры, искусства, спорта, религии, подготовки сотрудников силовых структур. Следует отметить, что ВГУЭС выглядит достойно в представленном рейтинге, не имея возможности конкурировать с медицинским университетами. Так, университеты со схожей направленностью подготовки занимают места 16 (Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления) и 22 (Хабаровский государственный университет экономики и права). Остальные приморские вузы также имеют более далекие позиции в рейтинге по сравнению с ВГУЭС.

Место

Наименование вуза

Регион

Образование (ранг)

Наука (ранг)

Общество (ранг)

1

Дальневосточный государственный медицинский университет

Хабаровский край

1

4

6

2

Читинская государственная медицинская академия

Забайкальский край

3

1

2

3

Тихоокеанский государственный медицинский университет

Приморский край

2

6

5

4

Амурская государственная медицинская академия

Амурская область

4

7

4

5

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

Бурятия (Республика)

9

2

1

6

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Приморский край

6

5

8

7

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Хабаровский край

10

15

3

8

Амурский государственный университет

Амурская область

5

9

13

9

Комсомольский-на-Амуре государственный университет

Хабаровский край

12

3

12

10

Сахалинский государственный университет

Сахалинская область

8

23

7

11

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема

Еврейская автономная область

7

17

10

12

Забайкальский государственный университет

Забайкальский край

14

11

9

13

Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского

Приморский край

11

22

11

16

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Бурятия (Республика)

15

21

24

22

Хабаровский государственный университет экономики и права

Хабаровский край

22

24

17

23

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

Приморский край

24

18

19

25

Приморская государственная сельскохозяйственная академия

Приморский край

25

19

25

В региональные рейтинги не включены федеральные университеты, так как они оцениваются в рейтингах показателями значимости национального и международного уровней, а локальный рейтинг фокусируется на оценке вузов с точки зрения реализации их образовательного и научного потенциала, влияния на социальную среду региона, то есть подготовки качественных кадров и региональной значимости.

Особенностью использованной методики оценки также явился учет трех рейтинговых факторов: «Образование» (вес 45%), «Наука» (вес 25%) и «Общество» (вес 30%). Таким образом снижена значимость критериев, традиционно важных для глобальных рейтингов – научные публикации и их цитирование, показатели международной интеграции.

Лидерство университетов с доминирующей специализацией в области медицины (первые пять мест) обеспечено набором критериев рейтинга и безусловным влиянием на их значения особенностей медицинского направления подготовки, таких как: высокий конкурс при поступлении, обеспечивающий высокий средний балл ЕГЭ абитуриентов; существенная доля поступающих на целевое обучение; значительная доля обучающихся по программам дополнительного профессионального образования; обязательное прохождение длительного практического обучения по программам ординатуры / интернатуры, высокая численность ППС в расчете на 100 студентов, и другие особенности медицинского профиля обучения.

Еще одной особенностью составления локальных рейтингов является использование данных исключительно из независимых источников. В случае с локальными рейтингами не применялись традиционно используемые в ходе составления национальных рейтингов (агентств Интерфакс и RAEX) процедуры анкетирования вузов и онлайн-опросов респондентов.

Особенности составления и результатов пилотной версии регионального рейтинга «Три миссии университета» свидетельствуют о необходимости доработки его методики. Российский Союз ректоров, учитывая значимость нового рейтинга для вузовского сообщества, уже инициировал обсуждение, и ВГУЭС принял активное участие в подготовке предложений по совершенствованию алгоритма комплексной оценки деятельности вузов.

Авторы публикации