Top.Mail.Ru
Философия и Digital-Art | Музейно-выставочный комплекс ВВГУ

Поиск

Философия и Digital-Art: выставка «В фокусе - дрейф»

Выставка «В фокусе — дрейф» представляет авторский проект  Юлии Бочкарниковой, преподавателя, междисциплинарного художника - дизайнера, фотографа, магистра философии, исследователя современного искусства и дизайна. Проект создан на стыке  исследований французской философии  постмодерна и современных «Digital Art» технологий.
Отправной точкой для автора являются философские концепции, посвященные анализу чувственного, индивидуального восприятия. Среди них следует выделить работы Мориса Мерло-Понти, Жака Рансьера (концепция «эстетического режима искусства») и Ги Дебора.

Морис Мерло-Понти (1908-1961) подчеркивал, что тело является основным местом познания мира и это парадоксальное утверждение бросало вызов всей предшествующей философской традиции, рассматривающей сознание как источник знания. Для него воспринимающее тело и воспринимаемый мир не могут быть отделены друг от друга. Окружающее пространство представляет собой интерпретацию, расшифровку телесных ощущений.

В шестидесятые годы интерес к индивидуальной, телесной интерпретации пространства нашел продолжение  в философии, социальных науках, урбанистике, художественных практиках .Одним из ярких новаторов, революционеров-практиков того времени является  Ги Эрнест Дебор (1931 – 1994), развивавший концепции «психогеографии» и «дрейфа».

Ги Дебор в работах «Общество спектакля», «Психогеография», «Теория дрейфа»  и др. выступил с критикой линейной организации общества, предопределённости жизненных сценариев, буржуазного урбанизма. Шестидесятник-анархист Дебор полагает, что человек в  городе отчужден не только от труда, но и от осмысленной свободной жизни, как таковой. Предопределены и маршруты, по которым передвигается человек в городе: «дом-работа-стереотипные развлечения». В таком обществе  индивидуум проживает квази-жизнь в «обществе спектакля» без осознанности и свободы воли.

Философ-революционер предложил несколько практических способов преодолеть несвободу «общества спектакля», назвав их ситуационистскими практиками. «Одной из основных ситуационистских практик является дрейф  - техника быстрого перемещения сквозь разнообразные среды. Дрейфы содержат в себе игровое и конструктивное поведения, а также знание психогеографических эффектов и потому отличаются от общепринятых понятий путешествия или прогулки. В период дрейфа одна или несколько личностей на определенный период времени прекращают все отношения, бросают работу и прочую деятельность, теряют стимулы для активного существования. В это время субъект любуется окружающей местностью и наслаждается случайными встречами» ( Ги Дебор «Теория дрейфа).

Ситуационисты исследовали влияние города на эмоции и поведение людей и конструировали игровые сценарии, чтобы осознать ландшафт. Дрейф (dérive) — это блуждание по городу, в ходе которого каждый участник фиксирует собственные эмоции и идеи. Участник дрейфа подчиняется желанию посетить какой-либо отрезок пути или избежать его, повинуется импульсам самой территории, формируя чувственное представление о ней. От фланёрства и  праздношатания такое времяпрепровождение отличает осознанность происходящего. Для «дрейфа»  характерно созидательно-игровое поведение, предполагающее элемент неожиданности и удивления.

В шестидесятые годы программа Дебора нашла сторонников среди левацкой молодёжи, студентов, богемы. Сознательными (или бессознательными) адептами Дебора в последующие годы были не только философы и социологи, но и любители ездить автостопом, стрит-арт художники, представители таких движений, как анархическое краеведение и рандонавтика. Сегодня к ним присоединились  активные пользователи приложений и социальных сетей, в которых можно отметить, где ты был, что делал и чувствовал, то есть зафиксировать уникальный опыт. Таким образом, «Психогеография» Ги Дебора продолжает стимулировать социальную, философскую и художественную среду.

Идея «дрейфа» раскрывается Юлией Бочкарниковой посредством принципа фотофиксации, для чего автором  вводится  понятие «фокус». Работы, созданные к выставке,  представляют фиксацию  индивидуального, чувственного восприятия городского пространства. Этот принцип также определяет активное использование в работах цвета и техник искажения, как воплощение эмоционального постижения пространства и идеи «дрейфа». В экспозиции представлены графика  и видео, созданные в результате «дрейфа» во  Владивостоке, Москве, Санкт-Петербурге, Токио.

Техники: генеративная фотографика, генеративный видео-арт.