Внутренняя самооценка ВГУЭС на основе модели совершенствования деятельности ВУЗа в области менеджмента качества

25 октября 2012 Жизнь вуза
Внутренняя самооценка ВГУЭС на основе модели совершенствования деятельности ВУЗа в области менеджмента качества

В настоящее время существует достаточно много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций.

Модели премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют широкий диапазон детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмента. Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения.

Нашим университетом была выбрана Модель Совершенства EFQM, адаптированная ЛЭТИ к образовательным учреждениям.

Модель Совершенства, держателем которой является EFQM, — это непредписывающая структура, которая позволяет получить целостный взгляд на организацию. Методология самооценки формирует мотивированное, осознанное и разделяемое сотрудниками оценивание организации, что лежит в основе саморазвивающаяся организация.

Данная модель объединяет девять критериев. Пять из них — «возможности», четыре — результаты.

Критерии «Возможности» включает то, что  и как делает организация.

Критерии «Результаты»— это то чего она добивается. «Результаты» обусловлены «Возможностями», которые улучшаются на основе обратной связи.

Взаимодействие "Возможнестей" и "Результатов" приведено на рисунке 1.

                          Рисунок 1 - Модель совершенствования деятельности

Каждый из девяти критериев имеет определение, которое отражает высшую степень совершенствования в данном аспекте.

Детализация каждого критерия содержится в нескольких составляющих. Составляющие критериев — это формулировки, описывающие какие именно аспекты деятельности присутствуют в успешных организациях.

Уровень зрелости по каждому отдельному подкритерию осуществляется путем сопоставления текущего положения дел с примерами, перечисленными в таблицах и путем определения элементов, уже применяемых в университете, начиная с уровня 1 и переходя к более высоким уровням зрелости.

По значениям «уровней совершенства» критериев Модели строится лепестковая диаграмма, которая показывает  состояние системы качества и направления для ее улучшения в разрезе девяти критериев.

Первая самооценка вуза прошла в 2004 г. В дальнейшем она проводилась в 2006, 2008 и в 2012 годах. В результате была построена сравнительная лепестковая, отражающая состояние вуза за последние года (рисунок 2).

       Рисунок 2 - Лепестковая диаграмма (данные в соответствии  с моделью совершенствования)

Результаты самооценки 2012г. в сравнении с результатами 2006г. демонстрируют отрицательную динамику по многим показателям.

Особенности методологии самооценки заключаются в сборе исходных данных для планирования улучшений, позволяющих привести возможности организации в соответствие с ее текущими задачами, среднесрочными целями и стратегиями.

Основное внимание направлено на выявление слабых сторон деятельности организации и установление причин, по которым запланированные цели не были достигнуты.

Анализ расхождений по критериям, и особенно расхождение по подкритериям, может помочь в планировании и определению первоочередных мер по улучшению или сбор инновационных инициатив, необходимых для перевода отдельных подкритериев на более высокий уровень.