Всероссийская научная школа для молодежи "Научные основания творчества в дизайне: психология, эргономика, педагогика, искусствоведение" начала сегодня работу в большом зале театра «Андеграунд».

22 сентября 2009

Всероссийская научная школа для молодежи "Научные основания творчества в дизайне: психология, эргономика, педагогика, искусствоведение" начала сегодня работу в большом зале театра «Андеграунд».

— Нашему университету удалось добиться значительных успехов в области подготовки дизайнеров, — открыла первое заседание школы проректор ВГУЭС по науке доктор технических наук Галина Петровна Старкова. — Право проводить на своей территории всероссийскую школу для молодых дизайнеров нужно было заслужить в серьезной конкурсной борьбе. Наши студенты востребованы, наш университет комфортно обустроен, а территория кампуса облагорожена с участием дизайнеров. Автором данного проекта, участниками которого вы сегодня являетесь, стала доктор педагогических наук Валентина Станиславовна Чернявская. Мы уже проводили летом видеоконференцию, посвященную исследованиям природы творчества и тому, что управляет нашей профессиональной деятельностью — а это и психология, и культура, и социальный заказ… После конференции мы решили провести более масштабное мероприятие — нынешнюю школу для молодежи.

Выиграв грант Федерального агентства по науке и инновациям, ВГУЭС собрал на своей территории крупнейших ученых-теоретиков из ведущих вузов страны, чтобы они поделились с молодежью и коллегами последними разработками научных школ по следующим направлениям:

• Философско-методологические основы дизайна
• Психология в исследовании творчества и креативности
• Теория и методика профессионального образования в области дизайна
• Дизайн: функционально-эргономический контекст
• Искусствоведение-дизайн - архитектура

До сих пор дизайн как социокультурное явление и научный феномен остается недооцененным и до конца непроясненным. Дизайнеры-практики адаптируют окружающий мир, воспроизводя его предметы, создавая дизайн-проекты. Но делают они это часто «по наитию», и зачастую сами не могут объяснить, почему сделали именно так, а не иначе. Практика дизайна опережает его осмысление, теоретические и мировоззренческие позиции, что и делает дизайн предметом социокультурного конфликта. Молодые дизайнеры и преподаватели дизайна нуждаются в освоении лучших образцов научного и научно-педагогического творчества, они хотят приобщаться к научным подходам, прежде всего к современным гуманитарным. И школа, начавшая работу во ВГУЭС, ставит именно такие задачи: вооружить начинающих дизайнеров историей предмета, методологическими подходами к творчеству и междисциплинарными связями.

Первый же доклад доктора архитектуры из Волгограда Галины Птичниковой открыл молодежи много нового в области связи философии и архитектуры.

— У вас здесь — Восток, начало страны, как нам объяснили. А мое выступление посвящено идеологическим источникам, которыми питается дизайн и архитектура Запада. Что движет креативным разумом архитекторов? Задавшись этим вопросом, я нашла корни современного архитектурного стиля в философии прагматизма. Конечно, действуют не только прагматические, но и другие тенденции,  но прагматизм наиболее распространен сегодня. Отцы-основатели прагматизма — американцы, причем, хочу обратить ваше внимание, что все они — и Чарльз Пирс, и Уильям Джемс, и Джон Дьюи — были преподавателями университетов, так что прагматизм вызрел в академических недрах. Взгляните на слайды — архитектура Чикаго иллюстрирует тезисы отцов-основателей прагматизма о полезности, разумности и функциональности архитектурных форм…

В перерыве некоторые участники поделились первыми впечатлениями об услышанном:

— Для меня это абсолютно новая информация, — говорит студентка Академического колледжа ВГУЭС Ася Зябницкая, — я буду получать специальность «дизайн», сама рисую, поэтому мне особенно интересно было услышать рассказ об истории архитектуры и увидеть ее разнообразие на слайдах. Хотя я, если честно, не очень люблю здания из стекла и металла, мне нравятся старые школы архитектуры, использующие камень и кирпич, но экскурс в историю был полезным! Я еще пла