Формирование системы менеджмента качества вуза

3 июля 2013
Формирование системы менеджмента качества вуза

Проблемами, сдерживающими внедрение системы менеджмента качества в вузах и ссузах, являются: отсутствие методологии ее создания, адаптированной к российскому образовательному стандарту; дефицит специалистов-разработчиков; негативная память об административном внедрении в вузах КС УКП; недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства вузов и недооценка практической пользы от внедрения систем менеджмента качества (СМК) в вузе.

С начала 2000 г. СибГТУ приступил к разработке СМК в соответствии с требованиями ИСО 9001-2000 (в то время еще проекта). Определены требования к СМК вуза, включающие соответствие современному уровню мировых достижений; практичность, компактность, эффективность; возможность сертификации в российской и международных системах; а также создания в корпоративной сети информационной модели деятельности университета. В качестве модели была выбрана СМК согласно требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Разработку системы менеджмента качества вуза следует начать с выбора терминов и определений. Сопоставление современного определения <образовательная услуга> с определением Минобразования России <качество образования>, приводит к тому, что образовательную услугу следует рассматривать в двух аспектах: 1. Знания, умения и навыки студентов и выпускников вуза в соответствии с требованиям государственного образовательного высшего профессионального образования (ГОС ВПО). На этой основе проводится мониторинг и измерение результата образовательного процесса в рамках СМК (п.8.2.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2001). 2. Характеристики системы обеспечения качества (или согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - СМК) определяются качеством процессов и ресурсов вуза. То есть на этой основе можно проводить мониторинг и измерение процессов (п.8.2.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Если десять-пятнадцать лет назад превалировала ценность первого аспекта, и для Минобразования России, и для студентов, то сейчас вхождение нашей страны в рыночную экономику приводит к увеличению доли платного образования, росту конкуренции среди вузов, повышению уровня требований к образовательным услугам. Поэтому стремительно возрастает роль второго аспекта образовательной услуги.

Также нами определено, что заинтересованными сторонами вуза являются: потребители (абитуриенты, студенты, родители, предприятия и организации); Министерство образования РФ, администрации субъектов Федерации, совет ректоров вузов регионов, службы занятости, средства массовой информации, средние учебные и специальные учебные заведения; работники вуза;

Областью применения СМК вуза является образовательный процесс, основной продукцией которого являются образовательные услуги. Учебно-методическая и интегрированная продукция на базе научно-технической продукции и образовательных услуг нами отождествляется с вспомогательной продукцией, обеспечивающей требуемый уровень качества результатам образовательного процесса. В связи со спецификой деятельности вуза, из требований к СМК исключены требования к валидации процессов производства и обслуживания собственности потребителя.

К числу основных особенностей российских вузов как объектов создания СМК, нами были отнесены: разветвленная организационная структура, три уровня управления (университет, факультет, кафедра); большое число поставщиков и внутренних потребителей, значительное количество внутривузовской документации.

Используя графический способ описания, определена методика построения иерархии сети процессов СМК вуза, включающая макропроцессы первого, второго и третьего уровня, а также микропроцессы четвертого уровня, которые описывались с помощью диаграмм хода деятельности. На примере СибГТУ определена сеть процессов деятельности вуза.

Согласно рекомендаций ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в процессы, необходимые для СМК, следует включать процессы управленческой деятельности руководства (ответственность руководства), обеспечения ресурсами (менеджмент ресурсов), процессы жизненного цикла продукции (бизнес-процессы) и измерения (измерения, которые мы определили как макропроцессы первого уровня. Макропроцессы <Ответственность руководства>, <Менеджмент ресурсов>, <Измерение, анализ, улучшение> декомпозировались на макропроцессы второго уровня в соответствии с пунктами этих разделов в ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Нами определено, что бизнес-процессы или процессы жизненного цикла продукции вуза можно разделить на следующие макропроцессы второго уровня

  • процессы, связанные с потребителями;
  • довузовская подготовка;
  • отбор абитуриентов;
  • проектирование;
  • учебно-организационная деятельность;
  • методическая деятельность;
  • учебная деятельность;
  • дополнительное образование;
  • воспитательная работа;
  • распределение выпускников;
  • а также, согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001,· идентификация и прослеживаемость;
  • управление устройствами для мониторинга и измерения.

Установлено, что далее макропроцессы второго уровня <Менеджмент ресурсов> и < Процессы жизненного цикла продукции> разбиваются как на третий, так и на четвертый уровень (микропроцессы).

Было определено, что для вуза макропроцесс второго уровня <Управление инфраструктурой> декомпозируется на сеть процессов третьего уровня, включающую:

  • управление аудиторным фондом;
  • обеспечение безопасности;
  • материально-техническое обеспечение;
  • планово-финансовую деятельность;
  • управление информационными ресурсами библиотеки;
  • управление информационными и техническими ресурсами.

Макропроцессы второго уровня <Ответственность руководства> и <Измерение, анализ и улучшение> декомпозируются сразу на четвертый уровень, то есть на микропроцессы (единичные процессы).

Экспертным методом установлено, что макропроцессы первого и второго уровней почти на 100 % аналогичны во всех вузах, макропроцессы третьего уровня - на 50-60 %, четвертого - в среднем, на 30 %, что обусловлено спецификой деятельности вузов.

Согласно требований ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 и учитывая разработанную нами сеть процессов вуза, разработана иерархия документации СМК. На ее первом уровне, находится руководство по качеству вуза. На втором - документированные процедуры, число которых в нашем вузе составляет 25, включая шесть обязательных. Третий уровень документации представлен положениями, методическими указаниями, стандартами предприятия по вузовской документации, должностными инструкциями, правилами и другие. В вузе это документация составляет около 200 наименований. Четвертый уровень - зарегистрированные данные, которые служат доказательством деятельности вуза, направленной на постоянное улучшение. Самый нижний уровень документации - базовый уровень, включает нормативно-правовую, нормативную и другие виды документации.

Экспертный анализ разработанной нами методики документирования СМК вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, установил, что степень ее универсальности составляет около 70 %.

В 2002 г. в корпоративную сети университета была интегрирована инфоромационно-справочная модель СМК. Были использованы средства разработки информационной модели СМК вуза: Hyper Text Markup Language (HTML), JAVA Script, а также язык программирования Delphi для решения специфических задач (программирования структуры системы, создание каталогов документов, адаптация системы к различным сетям и платформам операционных систем, обеспечение защиты системы в целом). Реализация содержания информационной модели с помощью динамических средств JAVA Script позволила представить ее в виде дерева папок, что значительно упрощает навигацию по системе.

В апреле 2002 г. был издан приказ о внедрении СМК СибГТУ, и с этого времени проводятся внутренние аудиты. В 2003 г. СибГТУ был получен сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (орган по сертификации <Техноцентр-регистр), а также аттестат аккредитации Органа по сертификации систем качества, в область аккредитации которого вошли 8 направлений деятельности, включая образование.