Диана Грудцына: «Академия профессионального роста ВГУЭС прошла общественную аккредитацию»

20 Ноября 2012

Актуальность дополнительного образования стремительно растёт, причём, не только для самих вузов и слушателей курсов. Сегодня правительство и президент ставят задачу перед вузами и центрами дополнительного образования сделать образование непрерывным, и в этой связи ведущая роль отводится именно дополнительному обучению. Почему этот вид образования приобретает такой вес в современном обществе, и как ВГУЭС реагирует на эту тенденцию, нам рассказала директор центра дополнительного образования «Академия профессионального роста» Диана Грудцына.

Диана Грудцына: «Академия профессионального роста ВГУЭС прошла общественную аккредитацию»

Актуальность дополнительного образования стремительно растёт, причём, не только для самих вузов и слушателей курсов. Сегодня правительство и президент ставят задачу перед вузами и центрами дополнительного образования сделать образование непрерывным, и в этой связи ведущая роль отводится именно дополнительному обучению. Почему этот вид образования приобретает такой вес в современном обществе, и как ВГУЭС реагирует на эту тенденцию, нам рассказала директор центра дополнительного образования «Академия профессионального роста» Диана Грудцына.

-На сегодняшний день доля взрослого населения, которое обучается по программам дополнительного образования, составляет 20-30 процентов. Президент Российской Федерации Владимир Путин ставит перед учебными заведениями задачу на период до 2020 года приблизить это число к 50 процентам.

- Как будет осуществляться надзорная деятельность за такой системой образования? Кто будет заниматься разработкой программ?

- Государство уходит от регулирования этой части системы образования. Раньше существовала государственная аккредитация программ дополнительного образования, сейчас, предполагается, что в разработке и экспертизе этих дополнительных образовательных программ должны участвовать профессиональные экспертные сообщества или проводиться общественные экспертизы. К примеру, Академия профессионального роста в этом году победила в конкурсе «Профмарка» в номинации «Курсы повышения квалификации». Это звание мы получили путём голосования. Люди сами выбрали нас, можно сказать, что это общественное признание.

На данный момент мы активно аккредитуем свои программы. Например, сейчас проходит процедура аккредитации по программам медиации при региональном союзе медиаторов.

В этом году Высшая школа менеджмента получила профессиональную аккредитацию по программе МВА.

То есть сейчас во ВГУЭС действует уже две аккредитованные программы по дополнительному образованию. Но можно сказать, что вся Академия профессионального роста ВГУЭС аккредитована общественностью, если за нас голосуют на «Профмарке». Кроме того, путем интернет голосования, анкетирования и опросов мы заслужили звание «Лучший учебный центр РФ 2011 года». О нас знают, о нас говорят. Мы отслеживаем анкеты наших слушателей и заметили, все чаще на наши программы стали записываться по рекомендациям тех, кто уже у нас учился.

Мы сейчас активно ведем работу над тем, чтобы ВГУЭС стал базовым вузом Международной ассоциации непрерывного образования на Дальнем Востоке и свою работу она проводила именно на базе нашего университета. Это профессиональное сообщество в области дополнительного образования также планирует заниматься разработкой стандартов аккредитации программ дополнительного образования, помощью с маркетингом в области этих программ, их разработкой. Членами этой ассоциации являются центры, вузы, занимающиеся дополнительным образованием по всему миру на международном уровне. Это очень значимая организация, которая активно сотрудничает с властями и правительством страны.

В Минобрнауки наконец-то появился отдел по контролю и надзору за реализацией программ дополнительного образования. Они пытаются услышать тех, кто занимается данным видом образования и как-то урегулировать эту область.

Из всего этого можно сделать вывод, что допобразованию сейчас уделяется повышенное внимание и за ним будущее.

- Почему столько внимания уделяется именно дополнительному образованию? В чем его преимущество перед заочным или дистанционным?

- Во-первых, дополнительное образование - это практикооориентированное образование. Человек получает какие-то конкретные навыки нужные ему для работы, для повышения квалификации или просто для своего личностного роста, без каких-либо общеобразовательных дисциплин. То,что нужно человеку здесь и сейчас.

Кроме того, программы допобразования не длительны и имеют прикладной, практикоориентированный характер. В любом случае, высшее образование, будь оно второе, заочное или дистанционное, магистратура или аспирантура сопровождается общеобразовательными предметами. В них слушатель может и не нуждаться.

Во-вторых, на программах дополнительного образования преподают практики той области, на которую ориентирована программа. Естественно, преподаватели ВГУЭС читают и лекции. Важно суметь создать микс теории и практики. На подобных программах слушатель может отработать какие-то профессиональные навыки, пообщаться с ведущими специалистами-практиками в своей сфере деятельности, перенять у них опыт. А в-третьих, бизнес-образование — это своего рода тусовка. Как правило, на программы дополнительного обучения приходят люди уже состоявшиеся и имеющие опыт, уже работающие в профессии. Они приходят за чем-то новым и это новое они могут получить не только от преподавателя, но и друг от друга. Они обмениваются опытом, находят новые связи, новые знакомства и новые бизнес-идеи.

- Это все сторона бизнес-образования. Получается, что вся сфера дополнительного образования рассчитана на конкретную целевую аудиторию взрослых, состоявшихся людей? А есть ли польза и актуальность дополнительного образования для тех, кому нужны именно знания, а не навыки?

- Всё это возможно. Это как раз то, что называют «непрерывное образование». Есть школа, затем университет, сейчас это бакалавриат, затем магистратура, аспирантура - это основные этапы, а вот между ними связкой должно быть дополнительное образование. Чтобы понимать, чем ты хочешь заниматься, стоит ли дальше продолжать свое образование и в какой сфере имеет смысл походить на какие-нибудь курсы. Без сомнения могу заявить, что дополнительное образование актуально для любого возраста. Существуют дополнительные развивающие курсы для школьников начальных классов и дошколят. Это различные языковые и танцевальные курсы, курсы по рисованию и лепки и т.д.

Есть категория абитуриенты. Для них существуют подготовительные курсы, которые нужны для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в университет. Также они помогут определиться с выбором будущей специальности.

Существуют курсы для студентов. И в этом, я считаю, основной плюс быть современным студентом. Для них открывается возможность, не отвлекаясь от получения основного образования, учиться чему-то дополнительно или углублять свои знания по специальности, на которую они учатся. Например, студент-экономист может посещать курсы по бухгалтерскому учёту. С сертификатом об окончании такой программы он уже будет больше цениться на рынке труда.

Существуют курсы переподготовки и повышения квалификации, а также курсы сертифицированных международных программ, по типу МВА. Это курсы для взрослых людей, которые либо хотят улучшить навыки в уже приобретенной профессии, либо приобрести знания по какой-то другой специальности.

И отдельной группой стоят курсы для личностного роста. Например, курсы по дизайну интерьера. Их посещают люди, которые хотят приобрести какие-то навыки в дизайне, например, для того чтобы самостоятельно сделать ремонт в своей квартире. Понятно, что на этих курсах мы не готовим специалистов по дизайну интерьера. Но знаний, которые на них получают, достаточно для того, чтобы создать проект дома или квартиры, выдержать стиль и правильно спланировать помещение. У каждой программы есть своя целевая аудитория, но в этом и есть преимущество дополнительного образования - ты сам выбираешь где, как и чему учиться.

Даже остановившись на определённой программе, как правило, состоящей из нескольких модулей, слушатель не обязан проходить их все. Например, он может пропустить модуль с базовыми знаниями по какому-либо предмету, а ходить уже на углубленные занятия. В Академии профессионального роста есть даже возможность посещения отдельных лекций или занятий.

Достаточно зайти на наш сайт, посмотреть расписание, выбрать интересующий урок и прийти на него, заплатив только за это занятие.

- Получается, что дополнительное образование состоит из одних плюсов. И во многих аспектах выглядит гораздо притягательнее, чем высшее образование. Может, в скором времени программы дополнительного обучения заменят некоторые привычные этапы в образовании?

- Нет, этого не случится, на то оно и « дополнительное», чтобы восполнять пробелы в знаниях и погрешности в образовании. Люди, приходящие на курсы переподготовки, должны понимать, что инженер, отучившись на курсах логистики, не станет сразу специалистом в этой области, но получит все необходимые навыки для эффективного контроля за товарами в своей фирме. Кроме того, программы рассчитаны на то, что слушатель приходит уже с базой среднего, если это курсы для студентов, или высшего (для взрослой аудитории) образования.

Также некоторых желающих посещать курсы часто смущает «цена вопроса». Многие недоумевают, как за три месяца обучения можно заплатить, допустим, 50 тысяч. Следует понимать, что качественное образование, как и любой продукт, требует вложений. Люди не должны думать, что цены на дополнительное образование завышают, просто практикоориентированное образование требует больших затрат. В стоимость программы входят и тренинги, и мастер-классы, и лекции приглашенных специалистов.

Кроме того, в Академии профессионального роста ВГУЭС каждому слушателю составляют индивидуальный график оплаты, учитывая возможности и просьбы клиента.