Каждому хотелось сказать: «Я там был», а я мог сказать: «Я это снимал!» – профессор ВГУЭС вспоминает первые минуты Юрия Гагарина после приземления

Каждому хотелось сказать: «Я там был», а я мог сказать: «Я это снимал!» – профессор ВГУЭС вспоминает первые минуты Юрия Гагарина после приземления

Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космическое пространство, а профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ВГУЭС, кандидат юридических наук Анатолий Пекарский оказался в числе первых военнослужащих, кто 12 апреля 1961 года встретил его на Земле.

Космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте около села Смеловка в Саратовской области, недалеко от месторасположения зенитно-ракетного дивизиона войск ПВО страны, где проходил действительную военную службу рядовой Пекарский.

Анатолий Борисович демонстрирует свой фотоаппарат «Зенит-C», благодаря которому ему удалось запечатлеть историческое событие и рассказывает, что было в тот день:

– О том, что в космосе летает космический корабль с человеком в нем, мы, естественно, не знали. Покинув свои казармы по команде «Тревога!», мы привычно помчались к своим боевым точкам. Будучи в своей аппаратной кабине, услышали по внутренней связи информацию: «Работаем по космосу. Там наш человек»! Через считанные минуты над нами прозвучал мощнейший хлопок, чем-то похожий на многократно усиленный звук лопнувшего возле уха воздушного шарика. Почти все покинули боевые места, ринулись с капониров на бруствер и стали изучать небо. Под крики: «Вон он!», мы увидели парашюты: первый – капсула корабля «Восток», второй оказался – креслом-катапультой. После этого, в небе появился третий парашют, стало ясно – человеческая фигура. На место приземления выехал командир части, майор Ахмед Гассиев.

В 1983 году Ахмед Николаевич дал интервью для Центральной студии документальных фильмов и Главного архивного управления при Совете министров СССР:

«… Подъехали мы быстро… Наша встреча была осуществлена только спустя четыре минуты с того момента, как он коснулся земли…Первые крепкие объятия, быстрые расспросы… Безусловно, я обратил внимание на его состояние. Он выглядел бодро, прекрасно, и даже попытался официально доложить, начал говорить: «Товарищ майор…» Я остановил его. Мы обнялись. Потом я его выслушал: что нужно делать и когда. Он сразу же мне сказал, что надо добраться до ближайшего телефона…»

– Мы ждали их на КПП, – продолжает Анатолий Борисович. Когда подъехала машина, нас поразило, каким образом Гагарин, еще в скафандре, из нее вышел, – а точнее, прыгнул с высокой подножки и отскочил несколько раз от земли, словно мячик. «Вот это тренировочка!» – подумал я, лишь потом узнал, что это специализированная обувь для орбитальных экипажей. Первая мысль всех солдат и офицеров, некоторых офицерских жен, прибежавших из своих близрасположенных домов на КПП была – бросить качать героя, с торжествующими криками: «Ура!», но Гассиев отдал резкую команду: «Не сметь!». Мы тогда не особо поняли таких действий, но впоследствии нам пояснили, что при нем могли быть датчики, отслеживающие здоровье космонавта, которые могли повредить.

Далее Гагарин сделал доклад, что приземлился благополучно, ушибов и травм не имеет. После этого присел на скамеечку – он выглядел уставшим, но было понятно, что он наконец-то испытал облегчение, ведь все удачно завершилось.

По словам профессора Пекарского, в процессе съемок, было сделано несколько удивительных фотографий: Гагарин в объятиях людей, после сеанса связи – на скамеечке. Одна фотография – очень особенная, к сожалению, не уцелела: Гагарин с бабушкой, которая дарит ему весенний цветок и спрашивает видел ли он Бога?

Когда делали общее фото, уже все были готовы к этому моменту – столпились…К сожалению, некоторые не смогли покинуть свои места, поэтому на фотографии запечатлён не весь состав дивизиона. Нам подсказали, чтобы мы быстрее проявляли фотографии, иначе – изымут. Мы придумали очень хитрый ход – проявили пленку и быстро раздали ребятам. Те, в свою очередь, через нашего почтальона организовали письма домой. Я – отправил маме и папе в Казахстан. Более того, мы послали несколько фотографий в «Комсомолку» и «Огонек» – мы понимали, что их читает от «А» до «Я» вся советская молодежь. Сослуживцы сделали все, чтобы фотографии уцелели. Каждому хотелось сказать домашним: «Я там был», а я мог сказать: «Я это снимал!».

В это мгновение Анатолий Борисович делает паузу и со слезами на глазах говорит: «Он человечище! Гагарин – первый в неизвестность, туда, где до него никто еще не бывал, представьте на минуту, что Вы больше оттуда не вернетесь».

– Сегодня данное событие может показаться рядовым для современной молодежи, однако как показывает практика, мое личное знакомство с Гагариным до сих пор вызывает искреннее любопытство. Каждый год в преддверии Дня Космонавтики, я прошу студентов ВГУЭС поразмышлять над этой темой и написать эссе – у каждого полет Гагарина вызывает чувство гордости и патриотизма. Это значит, что в нашем вузе мы идем по правильному пути воспитания молодежи, – подчеркивает профессор уголовно-правовых дисциплин Института права, кандидат юридических наук Анатолий Пекарский

В этом году особенный интерес к истории Анатолия Борисовича проявили журналисты разных СМИ. 

«Телекомпания НТВ»

Новая газета: «Приземлился благополучно. Ушибов и травм не имею»  

РИА PrimaMedia: Свидетель Гагарина: профессор из Владивостока - о первых снимках космонавта на Земле

Россия сегодня: ОЧЕВИДЕЦ ПРИЗЕМЛЕНИЯ Ю. ГАГАРИНА ПРОФЕССОР ВГУЭС А. ПЕКАРСКИЙ

Персоны