Чем удаленней регион — тем меньше понимания: как эксперты ВГУЭС оценивают нацпрограмму развития Дальнего Востока

7 октября 2020 Экспертное мнение
Чем удаленней регион — тем меньше понимания: как эксперты ВГУЭС оценивают нацпрограмму развития Дальнего Востока

В начале текущей недели новую национальную программу развития Дальнего Востока до 2035 года, подготовленную Минвостокразвития, утвердил премьер-министр России Михаил Мишустин. Появление основополагающего стратегического документа для региона вызвало широкий общественный резонанс. Обсуждению программы был посвящен круглый стол «Национальные программы развития Дальнего Востока: оценки и перспективы», который прошел 2 октября во Владивостоке, в Пушкинском театре.

Участие в работе круглого стола приняли: президент ВГУЭС, профессор, доктор экономических наук, депутат Законодательного собрания Приморского края Геннадий Лазарев; руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Латкин; директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев; академик РАН, доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заведующий Центром глобальных и региональных исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин; президент Союза «Приморская торгово-промышленная палата», председатель Общественной палаты Приморского края Борис Ступницкий; генеральный директор ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота», кандидат технических наук Евгений Новосельцев; совладелец и сооснователь Группы компаний DNS Константин Богданенко; заместитель руководителя Дальневосточной Ассоциации производителей муки, хлеба кондитерских изделий Сергей Соловьев; директор Дальневосточного регионального учебно-методологического центра высшего образования, доктор технических наук, профессор ДВФУ Анвир Фаткулин; профессор кафедры математических методов в экономике Школы естественных наук ДВФУ Юрий Авдеев.

В удаленном он-лайн режиме к дискуссии присоединились президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), вице-президент РСПП, кандидат экономических наук Герман Зверев и генеральный директор исполнительной дирекции Международной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»,  доктор экономических наук, профессор Виктор Рудько-Силиванов.

Александр Латкин, доктор экономических наук, профессор, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС:

— В нашем недавнем прошлом есть опыт реализации масштабной программы развития дальневосточной части страны. Речь идет о «Долговременной государственной программе комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области до 2000 г.», утвержденной в 1987 году. Я лично принимал участие в ее разработке, будучи в ту пору замдиректора по науке института Экономических и международных проблем освоения океана Российской Академии наук.

Геннадий Лазарев, доктор экономических наук, профессор, президент ВГУЭС:

— Мне кажется, что все прекрасно понимают, на самом деле, что все эти программы, в частности и по Дальнему Востоку, писались не для того, чтобы их выполнять. Потому что в нашей стране есть примеры программ, которые выполнялись. И мы можем привести целых ряд таких проектов. Взять, например, столицу нашей родины — Москву. Она развивается семимильными шагами, есть программы, нет программ — столица развивается и будет развиваться. Давайте посмотрим программу подготовку к Олимпиаде. В Сочи всё построили — супер, и очень быстро. Или 2008 год, как у нас готовились к саммиту АТЭС. Когда надо — всё с трудом, но делается. А здесь задача чисто политическая  — и так уже десятая программа. И конечно, если говорить о реализации этой программы и в целом о развитии Дальнего Востока, здесь проблема очень большая и это, скорее всего, связано в том числе и с колониальным отношением к Дальнему Востоку. В моём понимании, нет особых проблем  привлечь сюда инвестиции. Освободить от налогов предприятия, людей. И бизнес, и люди, тогда бы активно сюда потянулись. Причём, сколько  нас на Дальнем Востоке – 6 миллионов человек. Страна бы потянула такую нагрузку, инвестиции сюда бы пришли, и то, что называется качеством жизни, тоже бы начало улучшаться. А если посмотреть на сухие цифры, то у нас сегодня ситуация такова: 5,5 тысяч человек уехали из Приморского края. И сами понимаете, что не на Камчатку, а в основном в столицу нашей родины —Москву — и в в Санкт-Петербург.  И я согласен с тем, что, конечно, без развития человеческого потенциала ничего, в принципе, состояться не может. 

Александр Латкин, доктор экономических наук, профессор, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС:

— Похоже, чем удаленней регион — тем меньше понимания. Что волнует дальневосточников? Благоустройство городов, дороги, мосты, тротуары и др. Здравоохранение и образование. Почему дальневосточники выбирают лечение в Корее, Китае, Новосибирске, Барнауле, Москве? Потому что уровень здравоохранения у нас ниже, чем в других регионах. Почему наши выпускники уезжают учиться на запад? Потому что материально-техническая база вузов Дальнего Востока оставляет желать лучшего, а бюджетных мест на самых востребованных специальностях в региональных вузах меньше. И одно из основных – уровень цен на продукты питания. Он у нас в 1,5 раза выше, также, как и услуги Интернета и связи.

Как донести до тех, кто принимает, а потом пытается воплощать различные стратегии, реальную ситуацию на местах? Можно ли добиться того, чтобы голос дальневосточников, их мнения, взгляды и чаяния были услышаны? Насколько адекватна дальневосточная "картинка" в головах федеральных чиновников? Почему, несмотря на, казалось бы, титанические усилия Москвы по развитию Дальнего Востока, люди по-прежнему отсюда уезжают?

Геннадий Лазарев, доктор экономических наук, профессор, президент ВГУЭС:

— Я в своё время работал строителем. В строительном управлении работало 400 человек, в тресте №1 порядка 1500 человек. А сейчас: ВГУЭС заключил в этом году 6 договоров на капитальный ремонт объектов. И ситуация тривиально простая: ни один из подрядчиков не вышел на работу.  Пока мы заключали договоры, все 6 организаций обанкротились. Или, например, построили мы дом для работников образования и работников оборонно-промышленного комплекса, строительная компания «Авангард», с которой мы работали, состоит всего из 27 сотрудников. И перспектив нет. Нет подготовки кадров, хотя такие рабочие кадры подготовить несложно. Вы же понимаете, что без инженерного образования ни о каком развитии, ну, кроме туризма, наверное, речи быть не может.

А что у нас сегодня с инженерным образованием? Мне кажется — горе и беда. И если по серьёзному, но в своё время, когда было принято решение переместить инженеров на Русский остров, то люди, которые это делали, прекрасно видели перспективу и знали, что с переездом инженерной школы ДВПИ в о. Русский на инженерном образовании будет поставлен крест.  А если вспомнить историю: то в советское время   у нас было 2 крупнейших вуза: ДВПИ и ДВГУ. Так вот, сегодня инженерное образование сопоставимо по масштабам с юридической школой. Сколько угодно можно строить планы, говорить о развитии, до тех пор пока на Дальнем Востоке не будет кадров — ничего не получится.

Сегодня нашу ситуацию можно решить только  на самом высоком политическом уровне. Возможно, нужно составлять политическое лобби и лоббировать все наши процессы. Но, учитывая наше 6-тимиллионное населения на Дальнем Востоке, в масштабах страны мы мало что сделаем.

Подробнее на Примамедиа.