Студенты ВГУЭС разработали авторскую методику бюджетирования учебных структурных подразделений университета

Студенты ВГУЭС разработали авторскую методику бюджетирования учебных структурных подразделений университета

Во ВГУЭС проходят защиты выпускных квалификационных работ студентов бакалавриата  кафедры экономики и управления. Одна из работ выпускников привлекла повышенный интерес государственной экзаменационной комиссии, ведь от её результата в ближайшем будущем будет зависеть не только жизнь кафедры экономики и управления, но и всех остальных учебных подразделений университета.

Практико-интегрированный проект «Разработка модели формирования плана финансово-хозяйственной деятельности учебного структурного подразделения на примере кафедры экономики и управления ВГУЭС» выполнили одни из самых успешных студентов университета – Эрик Чудаев, Михаил Блинов и Федор Шорников.

Авторы проекта уверены - разработка более совершенных способов управления финансовыми потоками и рационального использования ограниченных финансовых ресурсов в сфере высшего образования, в том числе моделей бюджетирования деятельности структурных подразделений вуза, позволит университету осуществлять безубыточную экономическую деятельность и поддерживать конкурентоспособность на современном динамично трансформирующемся рынке образовательных услуг. Авторская методика позволит руководству университета и его подразделениям получать необходимую информацию о доходах и расходах для принятия эффективных управленческих решений по основным финансово-экономическим вопросам, обеспечивающим стратегическое развитие университета.

Научный руководитель Федора Шорникова, кандидат экономических наук, доцент Татьяна Мирошникова отметила:

- Современные требования экономики предопределяют необходимость совершенствования механизма управления вузами.  В связи с этим актуализируются вопросы разработки соответствующего финансового механизма с целью реализации программ развития университетов. В системе финансовых потоков образовательных учреждений помимо  роста доходов консолидированного бюджета формируются также положительные внешние эффекты стратегического развития,  зависящие от структуры оборота финансовых средств вуза в системе высшего образования и реального сектора экономики региона.

- В  начале текущего года ректор ВГУЭС Татьяна Терентьева поставила задачу руководителям структурных подразделений: научить заведующих кафедр заниматься бюджетированием своих структурных подразделений. Обладание этими навыками предусматривает концепция эффективного менеджмента, которой придерживается руководство нашего университета, - говорит заведующая кафедрой экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент Татьяна Варкулевич.  – В связи с этим, наша кафедра получила техническое задание от департамента экономики и финансов ВГУЭС на разработку плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) для учебных подразделений ВГУЭС по аналогии с планом ФХД университета.  Разработкой этого проекта трое наших ребят занимались под руководством троих руководителей. Работа была проведена очень серьезная и глубокая. 

Основной задачей проекта было показать кафедрам, как формируется экономика каждого учебного подразделения, наглядно представить расходы и совокупные доходы, привлечь руководителей к управлению финансовыми потоками.

- До сих пор заведующие кафедрами управляли, по сути, только доходами от дополнительного образования и науки, в их ведении были только прямые расходы и расходы на заработную плату, - рассказывает директор департамента экономики и финансов ВГУЭС, кандидат экономических наук, доцент Илья Бедрачук. - Но основными доходами, которые университет получает от реализации программ высшего образования, заведующие кафедрами, фактически, не управляли. Нашей целью было, как раз, вовлечь их в процесс управления этими средствами, чтобы они самостоятельно занимались ценообразованием образовательных услуг, планами набора и управлением контингентом. В отношении косвенных расходов университета, и как они распределяются на каждое учебное подразделение, также не было понимания.  Заведующие кафедрами должны уметь считать свою экономику, контролировать доходы и расходы подразделения, научиться оптимизировать учебную деятельность, понимать ее экономические механизмы.

Применение предложенной модели бюджетирования станет не просто наглядной демонстрацией деятельности, но и дополнительным стимулом для преподавателей. Кафедры с положительным финансовым результатом смогут претендовать на внутренние гранты университета. Руководство вуза будет выделять дополнительные ресурсы для развития успешных кафедр – на приобретение оборудования, повышение квалификации преподавателей и увеличение фонда заработной платы.

Как отметили члены государственной экзаменационной комиссии и руководители проекта, с поставленной задачей выпускники кафедры экономики и управления отлично справились - выведенная модель будет внедрена в работу. Более того, департамент экономики и финансов ВГУЭС рекомендовал будущим магистрантам продолжить работу над проектом в рамках магистерского диссертационного исследования.

- У этой работы было логичное продолжение. Следующей задачей мы бы хотели поставить кафедре экономики и управления разработку себестоимости образовательных услуг с четким научным обоснованием методики, - подвел итог защиты Илья Бедрачук.