«Опьяненные свободой»: во ВГУЭС стартовал первый этап программы психологической адаптации первокурсников

10 января 2020 Обучение
«Опьяненные свободой»: во ВГУЭС стартовал первый этап программы психологической адаптации первокурсников

Программа «Опьяненные свободой» по психологической адаптации студентов-первокурсников была разработана Приморской профессиональной ассоциацией психологов, которую возглавляет профессор кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС Валентина Чернявская, и профинансирована Фондом президентских грантов. В программе принимают участие более трехсот студентов четырех вузов Владивостока. Программа включает серию семинаров, тренингов, психологических практик, консультаций с целью адаптации к образованию в вузе и снижению экзаменационной тревожности у первокурсников разных направлений подготовки.

Подробно о целях и задачах программы рассказала профессор Валентина Чернявская:

— У нас в стране, как в вузах, так и в школах, нет воспитания в хорошем и правильном психологическом контексте. В профессиональные задачи преподавателей вуза не входит обязанность сопровождать, воспитывать студентов. А переход в студенчество связан с психологическим кризисом, базирующемся на очень травматичном опыте сдачи ЕГЭ и отрыве от родителей, которые во многом предопределяли профессиональную карьеру и другие ориентиры бывших школьников. В университете они попадают в другую среду и часто остаются один на один с проблемами, которые возникают в их профессиональной деятельности: они пропускают занятия в университете, у них не налажен контакт с преподавателями, что зачастую приводит к отчислению и выбору асоциальных стратегий поведения. Это проблема не только России: например, в США 40 процентов студентов отчисляются на первом курсе, а в Германии — 60 процентов.  

— Часто причина того, что студент заваливает экзамены — не интеллектуальная несостоятельность или незнание предмета, а внутреннее психологическое состояние, неуверенность, которые он пытается разрешить с помощью стратегии избегания трудных ситуаций, что приводит к накоплению академических задолженностей, — добавляет доцент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, кандидат психологических наук, Ирина Черемискина. 

Напомним, что каждый год во ВГУЭС для первокурсников проходят специально организованные адаптационные недели, когда студенты могут познакомиться с вузом, с его структурой, узнать о внеучебной жизни. Но, как подчеркивает профессор Валентина Чернявская, вопросы психологической адаптации разрабатывают фундаментальные науки: социология, психология, педагогика, поэтому динамика психологической адаптации студентов может быть обеспечена только специалистами с соответствующей квалификацией. Так научный сотрудник НОЦ педагогики и психологии профессионального развития личности ВГУЭС Варвара Малахова провела фокус-группу с первокурсниками вузов приморского края, выяснив основные трудности в период адаптации.

Программа реализуется в основном на площадках ВГУЭС четырьмя тренерами-наставниками: доцентом кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, кандидатом психологических наук, Ириной Черемискиной, доцентом кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, кандидатом психологических наук, Натальей Виничук, заведующей кафедрой клинической психологии Тихоокеанского государственного медицинского университета, доктором медицинских наук, Натальей Кравцовой. Разработчик и руководитель проекта —  профессор кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС Валентина Чернявская.

Первый этап состоит в подготовке студентов направления подготовки «Психология» к роли будущих тренеров, они проходят методические тренинги и помогают в апробации программы. Затем они будут проводить занятия с первокурсниками, в том числе вместе с тренерами-наставниками, достигая таким образом мультипликативного эффекта.

— В рамках учебно-методического тренинга мы обсуждали заданные темы, решали вопросы, обсуждали методики, выполняли соответствующие задания, получая знания, которые в дальнейшем сможем применить на практике, - поделилась студентка 1-го курса направления подготовки «Психология» Яна Антипова. — Так как я являюсь самой молодой участницей проекта, то очень благодарна, что мне удалось принять в нем участие. В итоге я получила знания и умения, которые смогу реализовать не только на практике, но и в научной деятельности.

Магистрант направления подготовки «Психология» Ольга Шарипова так прокомментировала свое участие в проекте:

— Так как я преподаю психологию в МГУ им.Невельского, этот опыт необходим мне как новый формат взаимодействия со студентами, их адаптации к учебному процессу и понижению уровня тревожности перед экзаменами. В рамках тренинга мы разбирали как теоретические вопросы, так и отрабатывали групповые техники, которые я позже повторю со своими студентами. Мои студенты также принимали участие в фокус-группе по выявлению проблем адаптации первокурсников

Завершится программа в марте, когда будут получены результаты.

— Результативность тренинга определяется реализацией целей, которые мы разработали с коллегами, — отмечает Валентина Чернявская. — Первая цель — это адаптация студентов в вузе, которая измеряется по показателям: адаптация к учебной деятельности, адаптация к коллективу, адаптация к среде. Еще одна цель — снижение экзаменационной тревожности, которая включает и взаимоотношения с преподавателями, и внутреннюю устойчивость. Третья цель — самопринятие. В рамках программы также уделяется внимание тайм-менеджменту — первокурсники научатся продуктивно распоряжаться собственным временем, что поможет им жить более насыщенной жизнью.

По завершении программы планируется издать пособие по тренингу. Авторами-составителями являются четыре тренера программы, а редактором выступит профессор Валентина Чернявская. Также будут изданы материалы для участников в формате дневников, которыми они смогут пользоваться после завершения программы.

— Пособие будет авторско-составительским, то есть мы будем использовать как известные упражнения, модифицированные для решения обозначенной проблемы, так и ряд упражнений, разработанный нами специально для этой программы, — резюмирует Ирина Черемискина. — По окончании программы мы проведем анализ показателей эффективности тренингов, но уже понятно, что  набор этих упражнений действительно работает, приводя к снижению экзаменационной тревожности и повышению показателей адаптации к вузу. В дальнейшем эти методики будут разрабатывать студенты-психологи ВГУЭС в рамках подготовки дипломных и курсовых работ. Поэтому мы ведем серьезную работу не только методическую, но и научную.