От чего станет свободным "Свободный порт Владивосток"

29 мая 2015

Концепция Свободного порта и её реализация во Владивостоке

От чего станет свободным
   

 Ворожбит Ольга Юрьевна, председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы города Владивостока,
доктор экономических наук, профессор    

Кузьменко Марина Дмитриевна, начальник управления экономики и развития предпринимательства Администрации города Владивостока,
кандидат экономических наук


 «Станет ли «свободным» Свободный порт Владивостока?»


Не будет преувеличением сказать, что в последние месяцы накал обсуждений вариантов развития событий от реализации проекта Свободный порт Владивостока достиг высоких значений. Высказываются разные, иногда противоположные, мнения о том, какими будут результаты новых условий ведения бизнеса, и будут ли результаты вообще. Не склоняясь к огульному скепсису, и не разделяя безосновательного оптимизма, отметим «ключевые факторы успеха» Свободного порта.
Прежде всего, в настоящее время, проектом Федерального закона «О свободном порте Владивостока» определены особые упрощенные режимы ведения предпринимательской, административной, инвестиционной деятельности, в том числе:
1.    Уникальный льготный налоговый режим.
2.    Режим Свободной таможенной зоны.
3.    Режим безвизового пересечения границ и другие преференции.


Уникальность льготного налогового режима состоит в его двухкомпонентности; иными словами, для стимулирования инвестиционной активности резидентов Свободного порта Владивосток устанавливаются две схемы налогообложения: общий льготный режим и режим уплаты единого налога Свободного порта. Мы не будем подробно останавливаться на конкретных значениях налоговых льгот, об этом, а также о последних изменениях в законопроекты, подробно можно узнать на сайте Администрации г.Владивостока в рубрике «Свободный порт Владивостока». Вместе с тем, как показали многочисленные обсуждения и макроэкономические расчеты, по результатам совместной работы органов местного самоуправления г.Владивостока с представителями научных кругов и бизнеса, экономия собственных средств предприятий от применения режима уплаты единого налога Свободного порта составит, в среднем, 19-24 копеек в расчете на 1 рубль выручки; от применения льготного режима - 10-12 копеек на 1 рубль выручки. И эти средства компании смогу направить на увеличение оборотного капитала, на финансирование инвестиционных проектов развития, что, в любом случае, положительно повлияет в итоге на оживление экономики города и других 12 муниципалитетов, которые войдут в состав Свободного порта Владивостока.


Объяснять важность режима Свободной таможенной зоны жителям Владивостока мы считаем лишним занятием: выгоды очевидны и даже по осторожным прогнозам они колоссальны. Нами сформирована многофакторная макроэкономическая модель, входным параметром которой было допущение, что уже в первый год реализации проекта, ввоз комплектующих и полуфабрикатов будет увеличен на 10% от прогнозного уровня 2015, что повлечет за собой рост количества новых резидентов Свободного порта Владивосток на уровне 3% от числа юридических лиц, действующих сейчас на территории Владивостокского городского округа, и - в пределах прогнозных значений от числа юридических лиц, действующих на территории других двенадцати муниципальных образований в границах Свободного порта. Результаты расчетов этой модели показывают, что, при очень осторожном прогнозе, с учетом создания Свободного порта Владивосток, валовый региональный продукт Приморского края будет увеличен в 2,2 раза к 2015г., в 3 раза -  к 2034г.; количество созданных рабочих мест составит свыше 100 тыс.чел. уже  к 2025г.; инвестиционная активность покажет рост в 2,5 раза к 2025г., более, чем в 5 раз -  к 2034г.


Безусловно, сейчас, когда закон еще не принят, такие результаты кажутся труднодостижимыми, еще и потому, что сам законопроект претерпел уже 4 кардинальные изменения, и, конечно, могут быть внесены новые требования в сего состав. Так, в настоящее время идет активная работа в профильных Министерствах, ведомствах и в Государственной Думе Российской Федерации, в части возможности признания плательщиками единого налога свободного порта Владивосток всех предприятий-резидентов Свободного порта; а также работа, направленная на признание резидентов Свободного порта, применяющие режим уплаты единого налога, неплательщиками налога на добавленную стоимость. С учетом того, что успешно пройдены «нулевые слушания», проведенные Общественной палатой Российской Федерации, а государственно-правовое управление Президента России дало официальное заключение о поддержке закона о Свободном порте Владивосток, мы с большой уверенностью надеемся, что поручение Президента на весенней сессии Госдумы принять законопроект состоится и «свобода»  Свободному порту Владивостока будет обеспечена в нужном объеме для эффективного ведения бизнеса.