Зав. кафедрой международного бизнеса и финансов ВГУЭС Ольга Ворожбит: «Кризис для бизнеса – это проверка на прочность и новые возможности для развития»

26 декабря 2014

Ведущие ученые и аналитики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса продолжают отслеживать и комментировать текущую экономическую ситуацию. Сегодня ¬на наши вопросы отвечает зав. кафедрой международного бизнеса и финансов ВГУЭС, доктор экономических наук профессор Ольга Ворожбит, и разговор пойдет о том, как сложившаяся ситуация может повлиять на бизнес, какие вызовы перед ним стоят, и какие стратегии могут помочь предпринимателям не только выстоять в кризис, но и успешно развиваться.

Зав. кафедрой международного бизнеса и финансов ВГУЭС Ольга Ворожбит:  «Кризис для бизнеса – это проверка на прочность и новые возможности для развития»

Ведущие ученые и аналитики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса продолжают отслеживать и  комментировать текущую экономическую ситуацию. Сегодня ­на наши вопросы отвечает зав. кафедрой  международного бизнеса и финансов ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Ольга Ворожбит, и разговор пойдет о том, как сложившаяся ситуация может повлиять на бизнес, какие вызовы перед ним стоят, и какие стратегии могут помочь предпринимателям не только выстоять в кризис, но и успешно развиваться.

– Последние недели 2014 года мы все были обеспокоены из-за нестабильности, связанной  с резкими перепадами курсов иностранных валют по отношению к рублю. Эта ситуация имеет вполне обоснованные причины, но ей сопутствуют и негативные эффекты – спекуляции как на рынке иностранных валют, так и  на потребительском рынке. Сегодня можно наблюдать, как повышаются цены на продукты питания, производителями которых являются российские компании, и повышение идет даже непропорционально росту курса иностранных валют. В сложную ситуацию попали, например, торговые сети – где-то поставщики продукции требуют расчета вперед, платежей в долларах или фиксации расчетной цены в иностранной валюте. Это понятно – в сложившейся ситуации каждый бизнесмен старается минимизировать риски. Но таковы реалии сегодняшнего дня, и нам всем надо научиться в них жить.

– Ольга Юрьевна, давайте попробуем объективно оценить ситуацию и понять, какие риски она несет малому и среднему бизнесу, какие негативные факторы особенно опасны, и есть ли хоть какие-то положительные стороны.

– Начнем с курса доллара – он неблагоприятный. Но это сигнал для российских производителей, у которых есть конкурентоспособные товары, что настал момент, когда нужно выходить на зарубежные рынки. Можно нашу продукцию, произведенную за рубли, продать за рубеж за доллары и другую валюту, соответственно, получить валютную выручку и на этом выиграть.

Мне кажется, что один из главных факторов, который в следующем году негативно скажется на предпринимательских структурах, особенно на малом и среднем бизнесе, – это повышение ставки рефинансирования. Центробанк сначала поднял ее до десяти пунктов, потом еще на семь пунктов, и на сегодняшний день ставка составляет 17%. Что это означает? Кредитование становится все менее и менее доступным. В новых условиях бизнес сможет получить средства для развития только по ставкам, превышающим 17%, и ему придется изыскивать иные инвестиционные ресурсы. Ни банки, ни инвестиционные фонды не могут предложить бизнесу дешевые ресурсы. И государство эту проблему в полной мере осознает и ищет возможности ее решения. В своем интервью президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что на региональном уровне будут рассматриваться заявки и выдаваться кредиты по ставкам, отличным от ставки рефинансирования, т.е. более низким. Механизма реализации этой инициативы пока нет, но в ближайшее время он будет разработан. Уже сейчас можно определенно сказать: бизнесу придется обосновывать и доказывать, что проект действительно имеет значение, что он важен для края и для страны, и что в результате его реализации государство может рассчитывать на создание новых рабочих мест, выпуск конкурентоспособной продукции и рост экономического потенциала региона.

Еще один негативный фактор, характеризующий текущую ситуацию, заключается в том, что наша экономика очень зависит от зарубежных рынков. И это порождает, в свою очередь, зависимость от курса иностранных валют. Выход из этой ситуации тоже очевиден – сегодня на всех уровнях говорят о развитии производства и об импортозамещении. При всех негативных факторах сегодняшняя ситуация обернется долгосрочным выигрышем для тех, кто сможет правильно сориентироваться и развивать свой бизнес в этом направлении. Нашей стране предстоит провести большую диверсификацию экономики, а бизнесу – научиться работать так, что производить из нашего сырья в нашей стране продукцию, которая будет конкурентоспособна и востребована и здесь, и за рубежом. Речь ни в коем случае не идет о том, что мы возвращаемся на 20-30 лет назад за «железный занавес» – наоборот, нам предстоит сделать серьезный шаг вперед. В Советском Союзе мы не знали, что есть товарное изобилие, что есть совершенно разное качество продукции, а сегодня мы уже умеем в этом разбираться. И сейчас нам предстоит научиться выпускать качественные российские товары и выходить с ними на мировой рынок.

Сегодня возникли возможности, которые раньше были совершенно недоступны. Например, в течение многих лет наши товары легкой промышленности и текстиль априори не могли конкурировать с продукцией стран Юго-Восточной Азии. А сейчас это вполне реально, себестоимость производства  и слабый рубль это позволяют. Но опять-таки, главное условие успеха на внешних рынках – высокое качество продукции. В этом направлении сегодня открываются широчайшие возможности для проявления предпринимательской инициативы. Швейное производство, выпуск текстильной продукции, постельных принадлежностей – все это можно успешно развивать и выпускать конкурентоспособные товары не только для внутреннего рынка – а он у нас достаточно емкий, – но и выходить на зарубежные рынки.

– А из каких источников малый и средний бизнес может привлечь средства для развития и перепрофилирования производства, если дешевые кредиты недоступны?

– Это задачу можно решить за счет привлечения инвесторов. Но есть один момент, о котором я хочу сказать особо. Прошедший период – это были годы достаточно легких заработков, и за это время у нас развилась не совсем здоровая культура предпринимательства. Бизнес думал так, что если этот проект не даст 100% в течение года, то и вкладываться в него не нужно. А сейчас реалии другие, и предпринимателям нужно научиться по-другому в них работать. Кто сможет – станет успешным. Время коротких проектов, приносящих быструю прибыль, прошло.  Длительные инвестиции с продолжительным сроком окупаемости – это то, на что нужно ориентироваться бизнесу, рассчитывать работу на десятилетия, вкладываться в переоборудование производства.

Конечно, здесь поддержка государства играет не последнюю роль, но неправильно было бы говорить о том, что оно должно полностью обеспечить инвестиции в бизнес. А вот в части обеспечения условий, то есть выделения земли и водоотведения, обеспечения и развития инфраструктуры – дорог, коммуникаций – государству предстоит оказать максимальную поддержку бизнесу. Создание подобных преференций в долгосрочной перспективе окупится и даст максимальный положительный результат по всем направлениям. Это и налоговые поступления и поступления во внебюджетные фонды, это и комплекс социальных эффектов в виде создания новых рабочих мест, повышения заработной платы, развития кадрового потенциала, снижения социальной напряженности.

Сейчас наступил тот момент, когда государственная поддержка бизнесу должна быть направленной,  максимальной и эффективной. Например, можно выделять земельные участки в аренду с возможностью выкупа, но при этом должны быть четкие индикаторы: какой вид деятельности будет реализован на этой земле, сколько рабочих мест будет создано, какие дополнительные производства и сервисы могут возникнуть. Такая система поддержки предпринимательства сейчас очень важна и актуальна, и от того, насколько грамотно в субъектах она будет реализована, зависит дальнейшее региональное развитие и в целом развитие экономики нашей страны.

– Такие программы должны быть созданы на уровне города или края?

– Во Владивостоке существует Центр развития предпринимательства, у нас есть программы поддержки бизнеса, которые разработаны на основе федеральных и региональных. Например, для предпринимателей предусмотрены частичная компенсация расходов, связанных с процентами по кредитам, компенсация расходов на подключение к объектам инфраструктуры и другие. Следует отметить наличие налоговых льгот и преференций по налогу на прибыль, по налогу на имущество, по земельному налогу для организаций. Например, если компания реализует инвестиционный проект, то ставка по ряду налогов на первые пять лет может снижаться до нулевой. По земельному налогу во Владивостоке, правда, у нас нет нулевой ставки, но есть пониженная.  Но мне кажется, что такие программы должны действовать на уровне региона, ведь мы говорим о сбалансированном развитии именно края или области, а не отдельного города и поселения. У региональных властей больше полномочий и возможностей в привлечении инвестиций, в реализации федеральных программ, касающихся, например, создания территорий опережающего развития. Весь этот комплекс мер – немаловажные преференции для бизнеса, они разработаны в каждом субъекте РФ на основании майских указов президента. Сейчас настал очень благоприятный момент для их реализации, эти программы будут востребованы.

– И этих мер поддержки достаточно для того, чтобы малый и средний бизнес в стране мог успешно развиваться?

– На самом деле, нужно четко понимать, у нас нет другого выхода, кроме как построить экономику иначе, переориентировать ее с добычи сырья на производство конкурентоспособной продукции. Развитие предпринимательства – это исторически тот путь, который содержит в себе залог успеха, это основа экономического роста. Да, сейчас бизнес находится в сложных и рискованных условиях. Но, если мы обратимся к определению предпринимательства, то риск – это одна из его основных составляющих. Сейчас наступил момент, когда нужно рисковать и двигаться вперед, стоить долгосрочные планы и развивать производство, выпускать продукцию и выходить с ней на зарубежные рынки. Кто сможет сделать это, гарантированно добьется успеха.