минобрнауки росии

владивостокский государственный университет экономики и
сервиса

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

19731

Практикум по межкультурной коммуникации

Ключевые слова

коммуникация, культура, национальный характер, стереотип, толерантность

 

Цель и задачи дисциплины с учетом направления и профиля

Целями освоения учебной дисциплины является формирование способности осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной коммуникации

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ВПО

ООП

Форма обучения

Блок

Модуль

Трудоемкость (З.Е.)

Форма промежут. контроля

035700..62. Лингвистика. Лингвистика

ОФО

Б.3/Группа Б

2

З

080100..62. Экономика. Международный бизнес

ОФО

Б.3/Группа Ж

2

З

080200..62. Менеджмент. Менеджмент в строительстве

ОФО

Б.3/Группа Ж

3

З

080200..62. Менеджмент. Менеджмент нефтехимических производств и газового комплекса

ОФО

Б.3/Группа Ж

3

З

 

 


Формируемые компетенции

ООП

Вид компетенций

Компетенции

035700.62, Лингвистика. Лингвистика

Общекультурные

ОК-1 ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме

ОК-2 руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважения своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума

ОК-3 обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов

ОК-5 осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию

Профессиональные

ПК-1 владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования иностранного языка, его функциональных разновидностей

ПК-2 имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия

ПК-7 обладает готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения

ПК-32 умеет использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме

ПК-33 умеет использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера

ПК-37 умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач

 

В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы знания, умения, владения:

 

Связь с другими дисциплинами и практиками учебных планов

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах ООП ВПО

·         Философия (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-36, ПК-40)

·         Этика (ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-9)

·         Социология (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-7, ПК-37, ПК-38, ПК-40, ПК-41)

·         Психология (ОК-4, ОК-9, ОК-11, ОК-12)

·         Межкультурная коммуникация (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-7)

При освоении данной дисциплины компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП ВПО:

 

ООП

Дисциплина

Блок

Коды компетенций

035700..62, Лингвистика. Лингвистика

Введение в профессию

Б.3.В

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ПК-37

Вводно-фонетический курс русского языка

Б.3.ДВ

ПК-1

История

Б.1.Б

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-5

Коммуникативный практикум

Б.3.ДВ

ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2

Межкультурная коммуникация

Б.1.В

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-5; ПК-7

Научно-исследовательская работа

Б.3.В

ОК-1; ОК-5; ПК-1; ПК-37

Общее языкознание

Б.3.Б

ОК-5; ПК-1; ПК-37

Общий научный стиль речи

Б.3.ДВ

ПК-1

Основы русской культуры (языковой практикум)

Б.3.ДВ

ОК-1; ОК-2; ПК-2; ПК-7

Основы теории русского языка

Б.3.Б

ПК-1

Педагогика

Б.3.Б

ОК-1; ОК-5

Практикум по переводу

Б.3.В

ОК-1; ОК-2; ПК-1; ПК-37

Практикум по развитию речи

Б.3.Б

ОК-2; ПК-2; ПК-7

Практический курс английского языка (базовый уровень)

Б.3.Б

ПК-1; ПК-7

Практический курс английского языка (начальный уровень)

Б.3.Б

ОК-1; ОК-2; ПК-1

Практический курс русского языка

Б.3.Б

ОК-2; ОК-3; ПК-1

Природа и география России (языковой практикум)

Б.3.ДВ

ОК-1; ОК-2; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-7

Производственная практика

Б.5

ПК-1; ПК-2; ПК-7

Профессиональный практикум

Б.3.В

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ПК-37

Реферирование

Б.3.ДВ

ПК-1

Речевая практика

Б.3.ДВ

ПК-2

Русская литература XIX века

Б.3.ДВ

ОК-1

Русский речевой этикет

Б.3.ДВ

ПК-7

Стилистика русского языка и культура речи

Б.1.Б

ОК-5

Теория перевода

Б.3.В

ОК-1; ОК-2; ПК-1; ПК-37

Устная речевая коммуникация

Б.3.В

ОК-2; ОК-3; ПК-1; ПК-37

Учебная практика

Б.5

ПК-7

Философия

Б.1.Б

ОК-1; ОК-2

Функциональная стилистика

Б.3.ДВ.A

ПК-1; ПК-7

Этика

Б.1.Б

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-5; ПК-7

Этикет русского письма

Б.3.ДВ

ПК-1

Язык СМИ (аудиовизуальный курс)

Б.3.ДВ

ПК-1

Язык художественных фильмов (аудиовизуальный курс)

Б.3.ДВ

ОК-1; ОК-2; ПК-1; ПК-2; ПК-7

Языковая картина мира

Б.3.ДВ

ОК-1; ОК-2; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-7

 


Освоение данной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин (модулей), прохождения практик по данному направлению подготовки:

ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

035700.62, Лингвистика. Лингвистика

ОК-1

Знания:

общечеловеческие ценности и ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;

основы философии, социологии, истории, педагогики, психологии, философские, научные, религиозные картины мира;

процесс многообразия культур и цивилизаций в истории обществ;

Умения:

проявлять расовую, национальную, религиозную терпимость;

уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям;

Владения:

навыками общения в полиэтническом обществе;

навыками преодоления влияния национальных стереотипов в ситуациях межкультурного общения

способностью к коммуникации в профессиональной сфере, к критике и самокритике, терпимостью, способностью работать в коллективе;

ОК-2

Знания:

направления межэтнического и межконфессионального диалога

основы межкультурных коммуникаций и взаимовлияния культур;

Умения:

проявлять расовую, национальную, религиозную терпимость;

Владения:

навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;

навыками решения коммуникативных задач;

навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов;

ОК-3

Знания:

особенности социокультурной и межкультурной коммуникации

Умения:

вступать в эффективную коммуникацию, адекватное полиэтническое общение;

обеспечивать межкультурный диалог в обществе;

Владения:

способностью к коммуникации в международной профессиональной деятельности;

ОК-5

Умения:

уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям;

ПК-1

Владения:

навыками общения в полиэтническом обществе;

социально и культурно значимой информацией для социума изучаемого языка

ПК-2

Знания:

направления межэтнического и межконфессионального диалога

основы межкультурных коммуникаций и взаимовлияния культур;

процесс многообразия культур и цивилизаций в истории обществ;

Умения:

поддерживать эффективную коммуникацию в различных социальных ситуациях с различными представителями данного социума

Владения:

навыками общения в полиэтническом обществе;

социально и культурно значимой информацией для социума изучаемого языка

ПК-7

Умения:

осуществлять межкультурную коммуникацию в социально-бытовой, социально-культурной, социально-политической и официально-бытовой сферах;

проявлять расовую, национальную, религиозную терпимость;

Владения:

навыками преодоления влияния национальных стереотипов в ситуациях межкультурного общения

 

ПК-32

Владения:

механизмами разработки новых учебных материалов

 

ПК-33

Владения:

основами современных концепций обучения иностранным языкам

 

ПК-37

Умения:

выявлять и критически анализировать конкретные проблемы межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов

·          

·         Речевая практика (ПК-2, ПК-7)

·         Лингвокультурология (ПК-7)

·         Лингвостановедение (ПК-7)

·         Русская литература (ПК-7)

·         Чтение художественных текстов (ПК-7)

·         Учебная практика (ПК-7)

·         Производственная практика (ПК-7)

·         Основы русской культуры (языковой практикум) (ПК-7)

·         Природа и география России  (ПК-2, ПК-7)

·         Россиеведение (ПК-2, ПК-7)

·         Чтение художественных текстов (ОК-1, ОК-5, ПК-1, ПК-5, ПК-6)

Содержание дисциплины

 

Тема 1 Реальный мир, культура, язык. Реальная картина мира. Культурная (понятийная) картина мира. Культурная карта Европы. Соотношении культурной (понятийной, концептуальной) и языковой картин мира.

Тема 2 Безэквивалентная лексика. Скрытые трудности речепроизводства и коммуникации.

Тема 3 Отражение в языке изменений и развития общественной культуры.

Тема 4 Язык и идеология. Россия и Запад: сопоставление идеологий. Сходство. Различие. Политическая корректность, или языковой такт.

Тема 5 Этикет межличностных отношений. Межкультурная коммуникация и этические основы вежливости.

Тема 6 Некоторые особенности благодарности в русском языке. Общие принципы этикетных формул общения народов Запада и Востока.

Тема 7 Деловая документация в межкультурной коммуникации. Участники коммуникации.

Тема 8 Международные переговоры. Контекст и диспозиция переговоров.

Тема 9 Как выбрать стиль переговоров. Предварительное планирование переговоров.

Тема 10 Коммуникативные помехи и способы их преодоления.

Тема 11 Национально-специфические особенности невербальной коммуникации.

Тема 12 Критерии успешности межкультурного общения и пути его оптимизации.

 

Образовательные технологии

Активные методы обучения: учебные дискуссии, подготовка презентаций, практические занятия.

Имитационные неигровые методы обучения (разбор ситуаций) и игровые методы обучения (деловая игра, ролевая игра, эссе).

Фонды оценочных средств

Контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий и контрольных работ; тесты.

 

Кафедра:

Кафедра русского языка

Ведущие преподаватели

Дербенёва Ольга Дмитриевна
Калькова Ольга Константиновна
Коновалова Юлия Олеговна

 

27.06.2014 14:17