Интернет-конференция с проректором по научно-исследовательской работе ВГУЭС Старковой Галиной Петровной

8 Апреля 2011

О науке говорят сегодня много и по-разному. Одни критикуют  происходящие в научном мире преобразования, другие, напротив, горят  энтузиазмом и рвутся навстречу переменам, поддерживая политику  государства по укрупнению научно-образовательных структур,  финансированию науки на конкурсных условиях и поддержку исключительно  инновационных научных проектов. Однако, тот факт, что науке сегодня  необходимы молодые кадры с новыми компетенциями не оспаривают ни те, ни  другие.

Владивостокский государственный университет экономики и  сервиса один из первых в России вузов, который тезис о подготовке кадров  для инновационной экономики начал реализовывать на практике. В  университете уже давно создана эффективная система отбора талантливой  молодежи, развивается инфраструктура поддержки молодых исследователей,  расширяются связи с реальным сектором экономики, всё больше появляется  возможностей для коммерциализации научных разработок.

На вопросы о  том, как это удалось сделать, и какие перспективы впереди отвечает  проректор по научно-исследовательской работе ВГУЭС, доктор технических  наук, профессор Галина Петровна Старкова .

Присылайте вопросы на e-mail: press@vvsu.ru


Добрый  день! Сегодня среди научных направлений, которые выдвигает государство в  качестве приоритетных, в основном технические науки, как быть  гуманитариям? Что может предложить ВГУЭС молодым учёным по данному  направлению?
Юля

Действительно, тенденция по возрождению  традиций российской науки в рамках технических и естественно научных  направлений сегодня очевидна. Большая часть государственных программ, по  которым объявляют конкурсы на выполнение научно-исследовательских  работ, ориентированы именно на научный прорыв по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации .  В связи с этим наборы по гуманитарным специальностям сокращаются, денег  на «гуманитариев» выделяется в разы меньше, чем на «технарей».  Показателен, на мой взгляд, и факт того, что среди обладателей премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2010 год гуманитариев нет. Означает ли это, что гуманитарные науки не в почете, –  отнюдь. Гармоничное развитие общества без гуманитарных дисциплин  невозможно. Однако следует отметить, что требования к исследованиям  гуманитарного (в том числе экономического и социального) профиля  значительно выросли. Выросли они и во ВГУЭС, сегодня мы перешли от  исключительно инфраструктурной поддержки молодых ученых к практике  «выращивания» научно-педагогических кадров, востребованных научных  сообществом, бизнесом и социальной средой. А востребованы сегодня  грамотные специалисты, исследователи Hi-класса, вне зависимости от  научных предпочтений. В связи с чем мы стараемся максимально вложиться в  подготовку молодого таланта, с надеждой получить равноценный результат  от его научной деятельности.

В настоящее время университет ведет подготовку кадров высшей квалификации по 16 направлениям аспирантуры , значительная часть которых именно гуманитарного профиля.

Это  не просто обучение в аспирантуре, а зарекомендовавшая себя система  тьюторства. Помимо этого, в университете проводятся исследования в  области экономики и управления, политики и права, педагогики и  психологии, социологии. По указанным направлениям ведут свою  образовательную и научную деятельность научно-образовательные центры.  Работает диссертационный совет по экономическим наукам. Так что гуманитариям мы рады.


Если  в университете нет фундаментальной науки – он не может называться  университетом. ВГУЭС – изначально вуз технологический, сейчас -  экономики и сервиса. Как развивается фундаментальная наука в  университете и какое практическое воплощение она находит?
Андрей Николаевич

Более  50% научных исследований в университете - это фундаментальные  исследования, в основе которых лежит получение нового научного знания.  Однако процесс превращения научного знания в практический результат  вопрос не одного десятилетия, но, тем не менее, во ВГУЭС, несмотря на  его сравнительно молодой возраст, достигнуты вполне ощутимые результаты.

Приведу конкретный пример. Традиционно коллектив кафедры экологии и природопользования ВГУЭС занимался исключительно фундаментальной наукой в области  исследования закономерностей и биологической активности растений,  генетики, экологии. По мере развития кафедры, защиты диссертационных  работ молодыми преподавателями, на кафедре начала развиваться не только  фундаментальная наука, но и прикладная. Сегодня к кафедре имеют  непосредственное отношение лаборатория популяционной экологии и  генетики, лаборатория экологического мониторинга и Межведомственный научно-образовательный центр «Растительные ресурсы» .  У каждого из перечисленных подразделений свои задачи. Лаборатория  популяционной экологии и генетики – по-прежнему занимается научными  исследованиями, носящими фундаментальный характер, что обеспечивает  связь кафедры с академической общественностью, наличие публикаций в  высокорейтинговых журналах, научное признание в специализированных  областях.

В рамках лаборатории экологического мониторинга научные сотрудники выполняют работы по мониторингу за загрязнением  окружающей среды по заказу предприятий. Это обеспечивает связь кафедры с  бизнес-средой, возможность прохождения практики студентами-экологами,  дополнительное финансирование.

Межведомственный  научно-образовательный центр «Растительные ресурсы», созданный благодаря  сотрудничеству кафедры с Горно-таёжной станцией ДВО РАН, ведет активную  образовательную и научную работу, занимается подготовкой кадров высшей  квалификации, выполняет научно-исследовательские работы по заказу  Министерства образования и науки, работы в рамках инновационных проектов  по программе « У.М.Н.И.К. ».  Разработки центра имеют значительный потенциал коммерциализации, что, я  думаю, не за горами. Центр оснащен всем необходимым оборудованием  для  проведения исследований и готов принять на стажировку представителей  других вузов и регионов страны.

Приведенный пример не является  единичным. В разной степени своими достижениями в области  фундаментальной и прикладной науки могут похвастаться многие кафедры  университета. С научной точки зрения статус ВГУЭС как университета, на  мой взгляд, неоспорим.


Здравствуйте! У меня  вопрос в продолжение темы экологии. В связи с последними событиями в  Японии экологическая тема весьма актуальна. Во ВГУЭС есть кафедра  экологии, поэтому хочу спросить, как ваша научная общественность  участвует в решении сложившихся проблем?
Дмитрий.

Начнем с  того, что решить проблему мирового значения в рамках кафедры вуза -  нереально, хотя, безусловно, участвуем как можем, а именно - заняты  просветительской деятельностью. События в Японии обнаружили, что  информация, несмотря на век информационных технологий, либо просто  недоступна, либо людям в условиях интенсивного жизненного ритма не  хватает времени отыскать и усвоить достоверные факты. Преподаватели  кафедры экологии и природопользования начали с элементарного –  рассказывать студентам о том, как вести себя при землетрясениях, что  представляет собой атомная станция, чем опасно существующее положение и  что нужно предпринять, чтобы избежать тяжелых последствий. Оказалось,  что такого рода лекции стали  интересны не только студентам, на них  стали приходить преподаватели и сотрудники вузов. Уже родилась идея  провести ряд открытых лекций по данной проблеме, к тому же опыт у ВГУЭС и  возможности в этом плане достаточно большие. Несколько раз ВГУЭС  проводил цикл открытых лекций по актуальным проблемам науки в рамках  проекта «Лекторий», есть уникальная возможность проведения видеоконференций и видеолекций .  Думаю, идея будет воплощена в жизнь в ближайшем будущем и наш  образовательный и научный потенциал будет полезен не только нашим  студентам, но и жителям города.


Говорят,  что в этом году студентов будут набирать в основном на программы  бакалавриата и магистратуры. Программы магистратуры подразумевают  большой объем  научной работы студента. По каким направлениям уже  открыта магистратура, а по каким планирует открыть?
Марина

 Магистратура открыта по таким направлениям как экономика, коммерция, менеджмент,  прикладная информатика и туризм. Это основные направления, но  специальности имеют дополнительные специализации. В рамках программ  действительно большой объем научной работы, но это не академическая  наука, а практикоориентированные исследования, востребованные реальным  бизнесом. Большой спрос на магистерские программы университета и у наших  зарубежных коллег, поэтому мы планируем в дальнейшем развивать это  направление. В планах открытие магистратуры по экологии, дизайну,  технологии швейных изделий и др.


Добрый день!  Галина Петровна, скажите, пожалуйста, в чем разница между аспирантурой и  магистратурой. Что дает обучение по каждому из направления в итоге (не  считая работу в вузах)?
Спасибо, с уважением, Евгения

Здравствуйте, Евгения! Давайте попробуем разобраться, что к чему. Прежде всего, магистратура –  это часть системы высшего образования, аспирантура – часть  послевузовского. И это главное отличие. Помимо этого, магистратура – это  образовательный процесс, учеба с элементами исследовательской работы.  Научный результат здесь не выступает самоцелью. В аспирантуре же напротив, образовательный процесс носит вспомогательный характер.  Обучение в аспирантуре завязано на индивидуальную работу аспиранта, на  уровень получаемых им научных результатов. Есть и ещё отличия.  Кандидатов и докторов наук, выпускников аспирантуры и докторантуры  заказывает и выращивает сама система образования. Человек с таким  уровнем квалификации ценен и полезен исключительно в рамках поля  научно-исследовательской и преподавательской деятельности (в вузах,  академических институтах, различного рода НИИ, предприятиях с развитой  системой НИОКР и.т.д.). Если вы не планируете связывать свою судьбу с  научным исследованием как видом деятельности, то и смысла поступления в  аспирантуру особого нет, хотя, наверное, степень кандидата или доктора  наук придает определенный статус в любой организации.

В подготовке же магистров заинтересован, прежде всего, работодатель.  Если ему нужен уникальный, «штучный» специалист – он размещает заказ на  подготовку магистров, по интересующему его направлению. Магистратура  готовит специализированные кадры для экономики страны, производства и  сферы обслуживания. Конечно, предполагается, что такой специалист на  рынке труда более востребован и соответственно может претендовать и на  престижное место работы и на высокую заработную плату. Однако сегодня,  отчасти из-за низкой активности реального сектора, отчасти из-за  сложившихся стереотипов в получении образования, мы вынуждены  рассматривать магистратуру как предаспирантуру. В будущем должно быть  иначе.

Мы приглашаем Вас и всех желающих обучаться и в  магистратуре и аспирантуре университета, направления, которых охватывают  практически все научные отрасли. Не забывайте и про то, что научная  жизнь в университете начинается не с магистратуры и аспирантуры, а еще  со студенческой скамьи. Так, например, участвуя в XIII международной  научно-практической конференции-конкурсе студентов, аспирантов и молодых  исследователей «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР », попробовать себя в науке может каждый студент ВГУЭС и любого вуза уже сегодня.


Я не студент вашего вуза, учусь в аспирантуре в другом регионе. Где и как можно опубликоваться во ВГУЭС, можно ли заочно принять участие в конференции?
Антон

Конечно, конференция предусматривает и заочное участие. На каких условиях, можно узнать в информационном письме конференции  . Помимо этого, вы можете опубликовать результаты своих научных изысканий в журнале ВГУЭС – «Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС» . Журнал имеет уникальный состав редакционной коллегии, здесь публикуются материалы по различным научным направлениям. Мы связываем большие надежды с этим изданием и надеемся, что в ближайшем будущем он пополнит список журналов, рекомендованных для публикации ВАК.


Можно ли поступить в аспирантуру с дипломом бакалавра?
Елена

В настоящее время - нет. Раньше, когда только система бакалавр-магистр начинала работать, такое допускалось. Сегодня в аспирантуру может подать документы человек, имеющий диплом специалиста, либо магистра. После окончания бакалавриата вы можете поступить только в магистратуру .


Здравствуйте. У меня техническое образование, хочу поступить в аспирантуру по экономике. Если у меня нет базового профильного образования, это возможно?
Максим Николаевич

Да, это допустимо. Однако помните о том, что вступительные экзамены в аспирантуру и экзамены кандидатского минимума включают экзамены по специальности. Экономику вам придется сдавать в любом случае.


Уважаемая Галина Петровна! Я преподаватель ВГУЭС, от студентов услышал, что в составе вуза есть некий ИНПОСТ. Поясните, пожалуйста, что представляет собой эта структура, каковы её основные функции? Почему не привлекаются к его работе преподаватели?
Николай В.

Инновационное научно-практическое объединение студентов (ИНПОСТ) является добровольным объединением студентов, занимающихся научно-исследовательской работой на кафедрах и подразделениях университета в свободное от учебы время. Через ИНПОСТ во ВГУЭС реализуется непрерывный цикл воспроизводства кадров по принципу цепочки: одаренные школьники – перспективные студенты – элитные выпускники магистратуры – аспиранты – докторанты и поддерживается инновационная деятельность молодых ученых в рамках вузовских, региональных и федеральных конкурсных программ.

Студенты на семинарах и собраниях, проводимых ИНПОСТ, получают ценную и полезную информацию, встречаются с успешными предпринимателями, сотрудниками научных подразделений, преподавателями. Это объединение организовано сравнительно недавно, в его состав принимаются все желающие студенты, придерживающиеся активной позиции в отношении своей творческой самореализации, как будущего профессионала. Я думаю, что у вас как преподавателя вуза, будет возможность поучаствовать в работе ИНПОСТ. Рекомендую обратиться непосредственно к координатору объединения Замотаевой Ларисе Васильевне (ауд.1639, 8(4232)404166).


Если я не ошибаюсь, во ВГУЭС работают два диссертационных совета – по техническим наукам и по экономическим наукам. Если я не являюсь аспирантом и сотрудником ВГУЭС, как я могу защитить диссертацию в одном из этих советов?
Александр Владимирович

Важным этапом в процедуре подготовки диссертации к защите является предварительное рассмотрение в диссертационном совете. Вам необходимо хорошо подготовиться к беседе с председателем или заместителем председателя диссертационного совета. Если председатель решает, что диссертация соответствует требованиям возглавляемого им совета, он, как правило, отправляет диссертацию на экспертизу на профильную кафедру. Такая экспертиза предусматривает рецензирование работы двумя экспертами, обсуждение на кафедре и доработку диссертации, если необходимо по итогам обсуждения. При наличии соответствующих документов и при выполнении ряда условий (содержание диссертации должно соответствовать паспорту специальности, по которой диссертационный совет вправе принимать диссертации к защите и основные результаты диссертационного исследования должны быть опубликованы) диссертационный совет должен принять диссертацию к защите, утвердить дату защиты, назначить ведущую организацию и официальных оппонентов. Блестящих Вам защит!


Предусмотрено ли какое-нибудь поощрение студентов за активное участие в научной работе?
Лора

  Несомненно, студенты, участвующие в научной работе, поощряются: объявлением благодарности, награждением грамотой ректора, однократными денежным поощрением, ценными подарками. 

Члены ИНПОСТ, активно занимающиеся научной работой, имеющие хорошую успеваемость, по представлению научных руководителей могут быть рекомендованы: для поступления в магистратуру и аспирантуру и имеют преимущественное право на зачисление перед другими кандидатами; для прохождения стажировки в зарубежных странах, поездки на конференции, симпозиумы в другие регионы за счет средств университета; к представлению на стипендии Президента, Правительства РФ, Губернатора Приморского края, и другие именные стипендии.


Добрый день! В Приморском крае создан федеральный университет, имеются институты Дальневосточного отделения РАН, для которых научные исследования являются наиболее приоритетным видом деятельности. Как вы оцениваете уровень ВГУЭС в сравнение с такими сильными в научном плане организациями?
Александр Иванович

ВГУЭС сложно сравнивать с классическими и техническими вузами в научном отношении, прежде всего потому, что образовательная специфика ВГУЭС предполагает выполнение главным образом прикладных работ в сфере гуманитарных и экономических наук по заказу бизнеса и органов власти. Могу сказать, что здесь мы без преувеличения являемся региональными лидерами, что неоднократно подтверждали, становясь базовым Дальневосточным вузом по реализации крупных проектов Минобрнауки. В частности, совсем недавно мы успешно закончили трехлетний проект по созданию в ДФО центра переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров администраций и вузов региона. Однако, это вовсе не означает, что фундаментальные исследования в области естественных и технических наук у нас преданы забвению. Об уровне наших работ говорит множество фактов. Буквально несколько дней назад стало известно, что ВГУЭС вошел в число победителей конкурса по направлению 1.4. «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах» программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в области математики и механики. Согласно условиям конкурса к нам должны приехать 10 молодых перспективных исследователей из разных городов России, чтобы под руководством ученых ВГУЭС выполнить краткосрочные НИР. Согласитесь, если бы у науки ВГУЭС не было необходимого авторитета, то вряд ли нам удалось бы заручиться поддержкой для выполнения этого проекта со стороны ведущих вузов региона, России, нескольких институтов ДВО РАН.


Добрый день, Галина Петровна! Я преподаватель одного из приморских вузов, хотя уже не молодой учёный, но у меня много подопечных аспирантов. Все, о чем говорилось выше - есть в любом вузе, магистратура, аспирантура, журналы, конференция, фундаментальные и прикладные исследования. В названии интернет-конференции ВГУЭС позиционирует себя как уникальная площадка для молодых учёных, скажите – в чем же заключается эта уникальность? Спасибо.
Альберт Рудольфович

Когда меня спрашивают, в чем уникальность вуза, хочется сразу перечислять и перечислять. Но не буду углубляться в детали и подробности, выделю три основные составляющие управления наукой, которые делают ВГУЭС уникальным, с точки зрения предоставления возможностей молодым учёным.

Во-первых, ВГУЭС – единственный вуз в Приморье, который оказывает инфраструктурную поддержку аспирантам, соискателям и молодым учёным. Все аспиранты нашего вуза обеспечены нетбуками, доступом в интернет. Создан уникальный блок лабораторий, в котором проводят исследования научные коллективы университета. Это «Профессорский этаж» - уютные кабинеты с оргтехникой, где спокойно вне кафедры и учебного процесса, учёные ВГУЭС работают со своими аспирантами. Аудитории с мультимедийным оборудованием и оборудованием для проведения видеоконференций, просторные конференц-залы для проведения открытых лекций и теоретических семинаров: все это способствует плодотворной научной работе.

Во-вторых, ВГУЭС – предпринимательский вуз, исходя из этого, мы ориентируем наших молодых учёных на развитие предпринимательских компетенций. Для этого построили бизнес-инкубатор (3500м2, отдельно стоящее здание), где студенты, аспиранты и молодые учёные вуза могут попробовать реализовать свои бизнес-идеи. Организуем участие молодой научной элиты в соответствующих мероприятиях: конкурсах инновационных проектов, выставках и венчурных ярмарках, мастер-классах ведущих специалистов в области предпринимательства.

В-третьих, самое главное – это уникальная система сопровождения молодых кадров. В университете организовано инновационное научно-практическое объединении студентов , именно здесь молодые люди проявляют свои научные таланты и способности. Отслеживают талантливых ребят в университете специалисты отдела аспирантуры, магистратуры и докторантуры, приглашают к участию в научных мероприятиях, обеспечивают необходимой информации, помогают в оформлении документов на стипендии и конкурсы, рекомендуют к поступлению в аспирантуру и магистратуру, содействуют в поиске научного руководителя. В университете реализуются программы «Молодой специалист» и «Доктор наук», цель которых погасить финансовые затраты аспирантов и докторантов на подготовку диссертации, публикации, стажировки в ведущих научно-образовательных центрах страны, защиту. ВГУЭС входит Консорциум вузов сервиса , это открывает немало возможностей для мобильности молодых учёных. В общем можно много говорить об уникальности. Я рада, что наши выпускники, молодые кандидаты и доктора, ярки, заметны и обязательно успешны, вне зависимости от того, посвящают они себя работе в академических институтах, вузах или бизнесе.


Здравствуйте! Я аспирант ВГУЭС, много раз участвовал в научных конференциях, еще в студенчестве. Недавно обратил внимание, что конференция этого года  называется конференция-конкурс. В чем принципиальное отличие?
Александр

Да, вы правы. Международная научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР приобрела статус конкурса сравнительно недавно. Основное её отличие от существующих подобных мероприятий заключается в том, что доклады, заявленные на конференцию, рассматриваются предварительно на секционных заседаниях и только лучшие из них рекомендуются к участию в итоговом заседании конференции. Авторы же научных трудов, попавших в число лидеров, выдвигаются на получение наград и поощрений в виде денежных премий и ценных подарков. Это некий соревновательный элемент, который зачастую является хорошим стимулом к участию в научных мероприятиях.


Не кажется ли вам, что обучение в аспирантуре это некая фикция, которая все равно ничем не заканчивается… Я просто много знаю людей, которые воодушевившись «гениальными идеям» поступали в аспирантуру, а потом либо уходили в бизнес, потому что надо работать и зарабатывать, либо нагружали себя преподавательской работой, по той же самой причине и уходили в рутину.
С уважением, Анна.

Вопрос очень актуальный. Поступают в аспирантуру многие, доводят дело до защиты далеко не все, и зачастую влияют на это действительно объективные факторы, а не отсутствие желания и способностей работать над диссертацией у соискателя. Вынуждена признать, что современная система подготовки научно-педагогических кадров не является совершенной и не обеспечивает материального благосостояния молодых ученых. Мы со своей стороны стараемся предоставить максимум возможностей аспирантам и молодым учёным для реализации своего научного потенциала без ущерба материальному положению. В этом отношении значительным подспорьем для молодых учёных выступают гранты, госконтракты и хоздоговорные работы на проведение НИОКР.

Так, например, программа «У.М.Н.И.К.» предоставляет возможность поучаствовать в конкурсе инновационных проектов и получить грант в размере 200 тыс. рублей в год. Выполняя, по сути, собственную диссертационную работу, можно получать дополнительно к аспирантской стипендии около 10 тысяч в месяц.

В рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» большая часть мероприятий направлена именно на поддержку молодых исследователей и аспирантов. Мероприятие 1.3.2 предусматривает двухгодичное финансирование научно-исследовательских работ аспирантов в объеме до 500 тыс. рублей в год. И это только государственная поддержка, но есть еще реальная возможность выполнять научные работы по заказу бизнеса. Маркетинговые, социологические исследования, консалтинговые услуги в области финансов и банковского дела, юридические услуги, оценка экономических рисков и экономические прогнозы, бизнес-планирование, разработка и сопровождение программных продуктов, научно обоснованные работы в сфере дизайна и архитектуры – всё это находится на пересечении науки и бизнеса, и, несомненно, имеет значительный спрос на рынке. Нужно лишь иметь некую предпринимательскую жилку, чтобы откликнуться на запрос среды и сформировать адекватное предложение, а затем реализовать его в рамках темы диссертации на территории родного кампуса ВГУЭС.

Помимо этого, много в процессе доведения аспиранта до защиты зависит от научного руководителя, от его личной заинтересованности в воспитании поколения молодых учёных. Хороший научный руководитель у которого гарантировано защищаются аспиранты, это человек не просто с педагогическим талантом. Здесь необходимы и вполне тривиальные вещи как то: умение выстроить график научной работы, знание и навыки управления людьми, связи и отлаженная система взаимодействия с вузами, редакциями журналов и диссертационными советами. Таких людей во ВГУЭС много и все они готовы принять под свое крыло желающих получить степень кандидата наук.