В «Центре внимания» ОТВ-Прим: президент ВГУЭС Геннадий Лазарев о «дипломе из дома»

В «Центре внимания» ОТВ-Прим: президент ВГУЭС Геннадий Лазарев о «дипломе из дома»

Геннадий Лазарев, президент ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор и Валентин Шуматов, ректор Тихоокеанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук в телевизионном эфире ОТВ-Прим рассказали о том, как в университетах проходит обучение в дистанционном формате.  

Ведущий: - Геннадий Иннокентьевич, переход на дистанционный формат обучения – нестандартное решение. Вуз был к этому готов? Всё ли у вас было сделано?

Геннадий Лазарев: - Жизнь не остановишь, прогресс тоже, поэтому весь мир переходит на цифровые технологии обучения. Понятно, что они должны быть не единственными, но должны быть превалирующими. Мы в нашем университете давно и серьёзно этими технологиями занимались, но жизнь у нас устроена так, что, говоря по-русски, пока гром не грянет, крестьяне креститься не собираются. Мы много говорили о переходе на цифровые технологии, но медленно делали. Сейчас жизнь нас заставила в экстренном порядке переходить на такие технологии, и это очень большой стимул к тому, чтобы и преподаватели и студенты эти технологии активно осваивали. Мы сейчас этим делом активно занимаемся и настрой в университете такой – мы собираемся переходить на эти технологии всерьез и надолго, то есть – окончательно.
У нас будет сочетание цифровых и традиционных технологий. Если бы не было этого кризиса, времени, которое нам потребовалось бы для перехода к таким технологиям, было бы намного больше. Понятно, что не всё у нас гладко, но мы свои проблемы видим, знаем и понимаем. Мы считаем, что качество обучения с использованием этих технологий только поднимется.

Ведущий: - Валентин Борисович, медицинский вуз же не подчиняется Министерству науки и высшего образования РФ, он подотчетен Министерству здравоохранения РФ. Ваши студенты сейчас больше учатся у компьютеров или осваивают профессию на практике?

Валентин Шуматов: - В медицинском вузе мы действительно  готовим врачей, и они должны работать в разных ситуациях – и при различных заболеваниях и в условиях эпидемии. Сегодня ординаторы уже врачи, они имеют право работать в первичном звене, и ординаторы 2го года сегодня работают в практическом здравоохранении, занимаются вопросами профилактики и борьбы с коронавирусом. Они посещают пациентов и наблюдают за их состоянием. Все необходимые средства защиты им предоставляют лечебные учреждения.
Помимо всего мы тоже перешли на дистанционные формы обучения, но у нас подготовку врача можно разделить на 3 этапа: теоретическая, практическая в условиях симуляционного центра и только после этого наши студенты идут к пациентам. Теоретический этап мы перевели в дистанционный формат, около 1000 лекций сегодня в цифровом варианте студенты прослушивают и решают практические ситуационные задачи.

Ведущий: Геннадий Иннокентьевич, а обратная связь есть со студентами?

Геннадий Лазарев: - На первом этапе, а мы, можно сказать, прошли уже первый этап, были сбои, но в систему заложены объективные возможности взаимного контроля. По нашей технологии преподаватели раз в две недели оценивают академические успехи студентов, а студенты оценивают насколько добросовестно, понятно и эффективно работают преподаватели. Такие системы взаимного контроля будучи положенными в цифру дают возможность без больших затрат дополнительных  ресурсов обрабатывать большие массивы информации. Так что всё это работает, и в перспективе будет работать еще лучше.

Ведущий: - Как у ваших студентов обстоят дела с практикой, ведь, наверняка есть специальности, студенты которых в сложившейся ситуации не могут пройти практику?

Геннадий Лазарев: - Во ВГУЭС студенты 4-го курса уходят на практику на 8 месяцев, это технология продолжает работать. Студенты трудоустроены, я знаю, очень много ребят проходят стажировки и практику.

Ведущий: - Геннадий Иннокентьевич, по результатам интерактивного голосования во время нашей программы телезрители больше голосуют за то, что дистанционное обучение – это сомнительная замена. В чем всё-таки мы пока не убеждаем население, что дистанционное обучение в данной конкретной ситуации – это хорошо?

Геннадий Лазарев: -  Я считаю, проблема в том, что мы долго раскачивались и одномоментно к широкому переходу на такие технологии не очень-то готовы. Ведь это большой пласт работы: надо подготовить инфраструктуру, надо чтобы преподаватели онлайн технологии освоили, чтобы студенты были к этому готовы. Сегодня цифровые технологии позволяют преподавателю и студенту активнее включиться в работу, организовать эффективную коллективную деятельность, появляется возможность вести и объективный контроль участия каждой стороны в решении коллективных и практических задач.
Понятно, что на старте есть много проблем, но, с точки зрения потенциальных возможностей, за этими технологиями, безусловно, большое будущее. И мы это видим. Кроме всего прочего, мировой опыт показывает такие перспективы. Сегодня традиционные лекции, которые были в 20 веке, не актуальны.  Сегодня не нужно преподавателю излагать прописные истины на лекции, учебный процесс должен быть построен по-другому, цифровые технологии это позволяют.

Но, абсолютно однозначно, что на 100% на них переходить нельзя, очень важен живой контакт преподавателя со студентами.

Ведущий: - В связи с переходом на дистанционное обучение вступительная кампания будет меняться?

Геннадий Лазарев: - Если говорить о нашем университете, то мы уже ведем прием документов. Сегодня есть базы данных, электронные возможности, документы подают, не посещая университета. В зависимости от того, как будет развиваться ситуация с выпускными экзаменами, я думаю, мы получим указания, до какого времени нам нужно будет закончить прием документов. Все под контролем Минобрнауки.

Ведущий: - Геннадий Иннокентьевич, возможен перенос сроков сессии у студентов?

Геннадий Лазарев: - Нам представляется, что все эти процессы затянутся. После мая не будет смысла переходить на традиционную технологию обучения (офлайн), поэтому строим планы таким образом, чтобы ничего не переносить, семестр закончить вовремя и максимально дать возможность студентам защитить курсовые, а выпускникам - дипломные работы дистанционно.

Ведущий: - Если у студента нет дома компьютера, как-то вуз среагирует на такую ситуацию?

Геннадий Лазарев: - Пока с такими ситуациями мы не сталкивались. У нас есть комфортные читальные залы, они оборудованы этими технологиями. Приходи, занимайся, предварительно оформив пропуск. Готовы, но пока таких обращений не было.

Ведущий: - Как организовано образование в колледжах ВГУЭС и Школе-интернате для одаренных детей ВГУЭС?

Геннадий Лазарев: - Школьники отправлены к родителям, но они продолжают учиться. СПО (среднее профессиональное образование) тоже работает по дистанционным технологиям.

 Ведущий: -Вы ходите на работу?  Как на всех уровнях контролируется безопасность в университете?

Геннадий Лазарев: - Сюда приехал с работы. Но в маске, на входе и выходе мне померили температуру, надо сказать, очень непривычно: университет пустой, территория университета пустая, жизнь как-бы замерла. Мы правильно подготовились: разработали подробный приказ, который регламентирует работу всех подразделений и служб. На первом месте сейчас даже не учеба, а безопасность, студентов, преподавателей и сотрудников университета.

Ведущий: - Валентин Борисович, вы – профессиональный врач. Те меры, которые принимает государство с переводом на дистанционное обучение, с режимами самоизоляции и повышенной готовности для Приморского края, это правильная история? Мы правильно поступаем или всё-таки стоит отпустить ситуацию и снова ходить всем на работу и в университеты?

Валентин Шуматов: - Нет, нужно соблюдать эпидрежим, это прописано и это не ново. Нужно разъединить большие массы людей, в связи с чем мы и перешли на дистанционный формат обучения и работы. Как врач скажу: безусловно массовых мероприятий быть не должно, необходимо соблюдать личную гигиену. 99% передача вируса от носителя здоровому человеку осуществляется через руки и лицо, - это первое. Второе, маску нужно надевать, когда заходите в магазин или общественный транспорт, если вы едете в личном транспорте, этого делать не только не надо, но и вредно. Личная гигиена прежде всего поможет прекратить передачу вируса.