Владимир Шибаев: «Интеллект - самое сильное оружие»

15 февраля 2019 Преподаватели
Владимир Шибаев: «Интеллект - самое сильное оружие»

Российская наука должна войти в пятерку ведущих стран мира до 2024 года. Амбициозная цель поставлена президентом России перед Министерством науки и высшего образования.

С задачей, которая поставлена государством перед российскими вузами, во ВГУЭС удается справляться благодаря огромному вниманию к развитию научных школ, «взращиванию» и привлечению в университет молодых ученых. Среди них – преподаватель истории и психологии, ассистент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС Владимир Шибаев, который рассказал, как попасть в международную базу данных, стать ученым и даже изменить социально-демографический статус страны.

 - Владимир, несмотря на вашу молодость, ваше резюме впечатляет. У вас три высших образования, готовится диссертационное исследование, несколько научных публикаций в солидных изданиях, одна из которых уже попала в международную базу данных. Увлеченность учебой и наукой у вас проявлялась с детства? Его можно сравнить с детством Шелдона?* (*Шелдон Купер – главный герой ситкома о жизни молодых учёных «Теория большого взрыва» и его спин-оффа «Детство Шелдона»)

- Я не смотрел сериал «Теория большого взрыва» и «Игру престолов», кстати, тоже не смотрел. Не люблю смотреть кино и сериалы, даже если знаю, что они хорошие. Я человек увлекающийся, а сериалы опасны тем, что затягивают и отнимают много времени. Подобные увлечения вредят производительности.

Что же касается моего детства и школьных лет, не могу сказать, что я увлекался учебой. Мне просто всегда нравилось получать новые знания. Мне было интересно, как устроен мир, почему так, а не иначе. Повышенный интерес был к биологии и общественным наукам. Как и других детей, некоторые вещи меня заставляли родители. Например, книги определенные прочитать, задания выполнять. Но если попадалось что-то очень интересное, то я, конечно же, читал взахлеб. Но если был выбор – почитать или поиграть в компьютер, то выбор был однозначным.

- Книга?

- Компьютер, конечно! Книги были моим хобби.

- С какого момента произошла перестройка мозгов и вы серьезно втянулись в науку?

- Когда пришло время самообразовываться – в 11 классе и при поступлении. Я поступал на факультет международных отношений ДВГУ, но мне не хватило баллов. Поступил на исторический. В то время я хотел стать политологом, поэтому параллельно поступил на политологию.  А психологией я увлекся уже позже, учась в магистратуре по этому направлению. Хотя, мне всегда было интересно как устроены общественные группы, как и на основе чего они взаимодействуют, почему были те или иные явления в истории или в обществе. Всё то, что можно отнести к социальной психологии.

После окончания магистратуры я поступил на соискательство в Институт психологии РАН в Москве, и по рекомендации своего бывшего преподавателя -  заведующей Кафедрой философии и юридической психологии ВГУЭС Валентины Станиславовны Чернявской – пришел работать в университет. Сейчас я преподаю психологию студентам всех направлений подготовки, веду англоязычные курсы.

 - Английский язык вы осваивали дополнительно?

- Я всегда понимал необходимость знания языка, но изучал его не в академической форме, а на практике. Когда я стал работать по теме магистерской диссертации, нужно было понимать, что пишут зарубежные авторы, с ними контактировать. Я стал ездить на международные конференции, и знания стали кумулироваться.

- Одна из Ваших статей опубликована в журнале, индексируемом в международных базах данных WoS и Scopus. Как вы этого достигли, ведь ни для кого не секрет, что статья может быть опубликована во включенном в эти базы издании, если написана учеными с солидным именем и ученой степенью, имеет огромную научную ценность или за очень немалые деньги?

  - Да, вы правы, работа должна быть мега серьезной. Но у меня были очень серьезные соавторы. Это Майкл Вудли оф Мени, Ян Ноенхьюж, Ян Смит и Мяо Ли. Мы познакомились в Санкт-Петербурге на международной конференции исследователей интеллекта (ISIR) в 2016 году. Стали общаться, обмениваться статьями, а потом они предложили мне стать участником их исследования – соавтором этой статьи. Поэтому публикация в индексируемом в Web of Science журнале «Personality and Individual Differences», наверное, закономерна. Да и тема была очень интересной.

Мы с коллегами рассматривали проблему влияния вредных металлов (свинцовых испарений) на развитие интеллекта человека в перинатальный период, то есть ещё до его рождения. В итоге пришли к выводу, что волнения по поводу неблагоприятного влияния загрязненной окружающей среды на умственные способности человека сильно преувеличены. Понятно, что здоровая экология - это хорошо, и в чистой среде интеллект будет развиваться лучше, но наука на то и наука, чтобы устанавливать четкие закономерности и, в том числе, быть заслоном от социальных предубеждений. представлений.

- В этом году вы планируете защитить кандидатскую диссертацию, о чем она?

- Моя диссертация о том, как интеллектуальные способности населения влияют на различные факторы: социально-демографические, экономические и так далее. Проще говоря, как умные люди (имеется ввиду средний интеллектуальный уровень региона) делают мир лучше.

Есть взаимосвязь: чем ниже интеллектуальный потенциал населения, тем больше преступность, хуже социальные условия, выше уровень безработицы, незапланированных беременностей и так далее. Вот, пример: сейчас в мире существует проблема - повышается средний возраст рождения первого ребенка. Почему? Ответ очевидный. В раннем возрасте детей заводят не обеспокоенные будущим люди. Посмотрите на семьи асоциальных людей: там вообще не заботятся о том, рожать или нет, как вырастить детей и обеспечить. Чем выше интеллект родителей, тем, соответственно, выше уровень их ответственности и тем больше они будут вкладывать в своих детей. Но вклад этот будет касаться не только периода рождения, детства, но и всей их жизни. Вот на таких примерах строятся научные выводы.

- И такие очевидные заключения «тянут» на диссертацию?

- Конечно, потому что здесь проведены научные статистические математические измерения по 76 регионам страны. Огромное количество обработанной информации. Тема настолько актуальна, что её можно развивать и дальше. Кстати, большая часть грантов, которые сегодня выигрывают ученые, именно по этой проблематике.

Это стратегически интересная тема для Российской Федерации. Приведу пример, который я использовал в своей диссертации – высказывание одного известного американского бизнесмена: «Как уничтожить Россию? Нужно просто 1% наиболее высокоинтеллектуального населения переманить в США. И на это нужно потратить порядка 1 млрд долларов», чем в принципе они и занимаются. И это тоже говорит об актуальности таких исследований. Сейчас, в информационную эпоху, интеллект – это одно из главных видов оружия. Вот у Сингапура, Южной Кореи нет ресурсов, но это высокоразвитые страны с большим доходом и ВВП на душу населения. Уровень интеллекта и, главное - его применимость в экономике решают, насколько успешно будет развиваться страна. 

Борьба за лучшее будущее, в котором у нас будет много умных людей, я считаю - стратегическая цель. Таким же, как и США путем идет Китай. Пользуясь своим экономическим преимуществом, они просто переманивают к себе лучшие умы со всего мира и из России, в том числе, и наращивают свои конкурентные преимущества. Проблема утечки мозгов более чем актуальна.

- Что на ваш взгляд надо делать, чтобы не было утечки мозгов как на уровне страны, региона, так и на уровне вузов?

- Если говорить о ВГУЭС, могу сказать точно, что интеллектуальный состав у нас не уступает другим крупным вузам нисколько. А периодическая миграция специалистов была и будет всегда. Опять же, нельзя не вернуться к теме выше - наиболее интеллектуальные люди стараются обеспечить себе, своей семье и своему потомству наилучшие условия, а в капиталистическом мире это можно сделать только одним способом.  На региональном уровне то же самое. Если не будет регионов с явным перевесом финансирования, тогда и распределение специалистов будет более равномерным.

- Все своё время вы тратите на науку. А как же тогда строить личную жизнь?  Наверняка у вас в планах семья, а это значит, нужно зарабатывать деньги.

- Конечно, личная жизнь даже более чем нужна. Но я же не «тону» в науке, с одной стороны. А с другой – это дело моей жизни, и на этом поприще я могу сделать и имя, и деньги. Есть множество примеров, когда люди состоялись и в науке, и в личной жизни.

- Свою жизнь планируете связать с нашим городом, регионом или поедете в сторону запада?

- Я вообще не хочу никуда ехать, не из города, не из страны. Я очень люблю Владивосток, Приморье. Могу сказать, что я патриот своего региона. А заработать на свое достойное будущее здесь, уверен, у меня получится.

Персоны