Во ВГУЭС профессионалы обсудили развитие школьного туризма

17 февраля 2017 Экспертное мнение
Во ВГУЭС профессионалы обсудили развитие школьного туризма

На площадке Владивостокского государственного университета экономики и сервиса 16 февраля состоялся круглый стол «Школьный туризм. Активное образование». Инициаторами мероприятия выступили ВГУЭС, рабочая группа по развитию детского туризма Общественного экспертного совета по развитию туризма в Приморском крае, профессиональные  объединения в сфере туризма «ТОММИ «Окно в Евразию» и Приморское региональное объединение Российского Союза Туриндустрии.

Детский туризм и, в частности, школьный туризм имеют глубокие корни. Использование возможностей социализации детей через активные формы занятий с применением экскурсионных и туристических  маршрутов, краеведческой деятельности позволяет решать целый ряд задач: занятости ребенка, его эффективного обучения, профессионализации, в итоге – формирования полноценной личности.

Вопросам детского туризма сейчас уделяется особое внимание, для исполнения указа президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и поручений президента России о развитии детского туризма во всех субъектах федерации созданы координационные советы по развитию детского туризма. В рамках стратегии патриотического воспитания молодёжи с 2013 года реализуется национальная программа культурно-познавательного туризма «Моя Россия», которой только в 2016 году было охвачено 14 тыс. детей из различных регионов страны, в том числе 150 детей из Приморского края посетили маршруты «Моя Россия: град Петров», «Москва – Золотое кольцо», туристские программы детского туризма активно предлагаются турфирмами Приморского края.

В то же время, за последние 20 лет число детей, занимающихся туристско-экскурсионной и краеведческой деятельностью сократилось более чем в 10 раз. До конца не решены проблемы обеспечения безопасности путешествий несовершеннолетних; в том числе регламентирования морских перевозок для детей, что актуально для Приморского края. В целом, необходима большая системная работа в направлении популяризации школьного  туризма, широкого использования активных форм туризма и туристско-экскурсионных программ в системе школьного образования, туристской профориентации школьников.

Галина Гомилевская председатель рабочей группы по детскому туризму общественного экспертного совета по развитию туризма в Приморском крае и директор Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС отметила:

– В своей профессиональной деятельности, как образовательной, так и туристической, мы постоянно сталкиваемся с разобщённостью и несогласованностью действий различных заинтересованных сторон, в том числе это касается и школьного туризма. Можно сказать, что при производстве турпродукта, проведении экскурсии для школьников прямыми или опосредованными участниками этого процесса являются представители школ, турфирмы, транспортные предприятия, органы координации в сфере туризма и образования, туристско-краеведческие объединения, объекты туристского показа. Для поиска решений по таким острым вопросам нами было предложено создание на регулярной основе отраслевой рабочей группы по вопросам регулирования детского туризма, что было активно поддержано участниками круглого стола.

Один из важных вопросов, затронутых на прошедшем мероприятии, касался использования активных форм обучения в образовательной деятельности школ и популяризация туристского образования в Приморском крае с целью профориентации школьников. Учитель географии ШИОД  Захар Шакуро в своём выступлении отметил:

– Туризм для детей туризм – способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенною образа жизни. А для учителей он – способ лучше понять своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.

В ходе обсуждения реализации этой роли туризма и активизации использования методов туризма в образовательной деятельности был выработан целый ряд предложений, в том числе по включению в региональный конкурс «Лидеры туриндустрии» номинации «Экскурсионно-краеведческая работа школьными педагогами», подключить родительские и попечительские советы к подбору туристических маршрутов для детей, использовать ресурсы туристско-информационного центра или иного объединяющего центра в качестве информационной площадки по детскому туризму с привязкой к сайтам школ Приморского края.

По итогам круглого стола председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы города Владивостока Ольга Ворожбит подчеркнула два основных момента:

– Детский туризм – это часть социальной политики государства. Без правильно ориентированной и продуманной программы действий по патриотическому воспитанию детей, создания условий для органичного развития молодого поколения у любого общества нет будущего.  В то же время в нашем городе есть все условия для развития школьного туризма, большой арсенал социально ориентированных туристических объектов. Я говорю о музее им. Арсеньева и Владивостокском океанариуме. На их основе уже сейчас создаются образовательные центры, которые реализуют задачи включения активных форм обучения по истории, географии, биологии, краеведению и другим предметам в школьные программы. Это направление нужно, безусловно, развивать.

По итогам круглого стола будет подготовлена резолюция с предложениями в органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях, муниципальные образования.