Алексей Мамычев: Наступивший год будет трудным, но решающим

27 января 2016

Алексей Мамычев: наступивший год будет трудным, но решающим.

Алексей Мамычев: Наступивший год будет трудным, но решающим

Заведующий кафедрой теории и истории российского и зарубежного права, доктор политических наук Алексей Мамычев рассказывает о возможных вариантах развития экономической и политической ситуации в России и Приморье.

Алексей Юрьевич, экономисты и политологи обещают, что наступивший год станет для нашей страны весьма сложным. Каковы Ваши прогнозы? Когда можно ждать улучшения ситуации?

– Думаю, что 2016 год станет трудным, но очень важным периодом в нашей стране, а ближайшие 3-5 лет – решающими для развития российской цивилизации как таковой. Поясню эти тезисы.

Во-первых, для всех очевиден фактор неблагоприятной ситуации – это низкие мировые цены на энергоресурсы. На международном рынке на сегодняшний день предложения, особенно нефти, превышают спрос. При этом огромный запас нефтяных продуктов имеется в Иране, который после снятия санкций, в 2016 году, будет активным игроком на нефтяном рынке. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия в свои бюджеты заложили цену нефти на 2016 год около 25 долларов за баррель в пересчете на наши деньги. А значит, пока нет особых геополитических предпосылок резкого роста этого ресурса.

Не все так просто и с газом, Украина повышает цены на транзит и в целом выступает ненадежным партнером в поставке этого ресурса в Европу. Осложнились отношения с Турцией и, соответственно, под вопросом многие энергетические проекты, газопровод, в частности. Более того, многие аналитики отмечают, что вообще традиционные ресурсы постепенно будут сходить с мировой авансцены.

Во-вторых, энергоресурсы – это реальная и ментальная проблема. В первом случае мы видим, что большая часть нашей экономической системы базируется на сырьевой составляющей. Мы привыкли, что только от цен на нефть и газ, от стоимости доллара зависит все в нашей жизни. Это далеко не так. И эта ментальная ловушка мешает нам видеть иные стратегические перспективы развития и концентрироваться на них.

В-третьих, в ближайшие 3-5 лет будет изменяться в целом вся мировая финансовая архитектура, геополитическая расстановка сил и приоритетов. Надеюсь, что эти изменения будут поэтапные, а не радикальные. Сегодня очевиден кризис западноевропейского проекта как единого общего дома и «политического резервуара, основанного на правах человека», как выражался немецкий профессор Юнгер Хабермас. Под большим сомнением американский цивилизационный проект, что может  способствовать формированию альтернативных, умеренных и радикальных, проектов регионального и глобального развития.

Считаю, что российская цивилизация может предложить свой проект. Скептикам отвечу, что в современной действительности устойчивых цивилизаций, существующих более 500 лет, осталось весьма мало. По пальцам можно пересчитать. И эти государства-цивилизации просто не могут быть неуспешными в силу своего исторического и иного опыта. У них есть реальный и культурный капитал и преимущества в глобальной культурной конкуренции. Считаю, что именно культурно-цивилизационный фактор будет одним из доминирующих в ближайшие десятилетия.

В-четвертых, ясно, что должны быть кардинальные изменения и в российской политической и экономической системах. Сегодня многие социологические опросы и аналитические данные фиксируют острую общественную напряженность, которая может выплеснуться в локальные массовые недовольства. Причем и Стабилизационный фонд, и Фонд национального благосостояния, если ничего не предпринять, за один-два года исчезнут, а соответственно, свернуться все социальные программы и финансовая «подушка», обеспечивающая сегодня стабильность правительства. Обратите внимание, что более 80% населения поддерживают прежде всего внешнеполитическую деятельность главы государства, а вот социально-экономическую политику одобряет достаточно небольшой процент россиян.

Градус накала можно снизить только реальными, поэтапными изменениями. Очевидно, что экономическую и социальную ситуацию не улучшить повышением налогов, ставками рефинансирования и прочее. Нужны системные изменения, которые давно назрели.

- Как Вы оцениваете политическую и экономическую ситуацию в Приморье?

– Как более стабильную и перспективную, по сравнению с другими регионами. Меня просто воодушевляют инновационный подход, интенсивность работы мысли и практика их реализации, которые можно наблюдать в Приморье! Во многих регионах существует более традиционный и формальный подход к решению текущих и стратегических вопросов. Это заведомо снижает конкурентные преимущества политического и экономического процессов в этих регионах. Кроме того, жизнь и все процессы Приморья достаточно прочно «вшиты» в Азиатско-Тихоокеанский регион, который, по заключению многих аналитиков, в будущем будет центром культур-цивилизационного, социально-экономического и политико-правового развития. Мы уже видим, как потихоньку «затухают» огни былого величия западноевропейской «ойкумены», сдает по многим позициям и англосаксонская цивилизация. Уверяю, в ближайшем будущем наш взор, наше сознание, а за ними – ресурсы и надежды будут все сильнее поворачиваться именно в  направлении АТР. Поэтому, безусловно, Приморье находится в выгодном стратегическом положении.

–  Современное российское законодательство часто упрекают в несовершенстве. Так ли это?

– А нет ничего совершенного! Если кто-то Вас убеждает, что где-то что-то идеально и совершенно, и лишь достаточно «списать» те или иные юридические институты и все чудесным образом обустроится, то это, конечно, лукавство. Нет ничего совершенного, есть лишь поэтапный вдумчивый процесс качественного улучшения, адекватной адаптации к изменениям, и т.п. Все эти слова в полной мере справедливы и для национальной правовой системы, и действующего российского законодательства.

Я считаю, что в правовом плане мы совершили за последнее время просто рывок – «юридическую телепортацию» из правового состояния «А» в правовую действительность «Б». Давайте просто вспомним, какой «юридический путь» мы прошли от полного и радикального отказа от советской правовой системы и чуть более за 20 лет сформировали российскую (или постсоветскую) правовую систему. Если вдуматься, то это, по меркам истории, небывалый, резкий и крупномасштабный правовой проект.

Но, конечно, есть сферы общественных отношений, которые нуждаются в качественном совершенствовании. Не в количественном, поскольку простое умножение действующих нормативных правовых актов к ощутимым результатам не приведет, а именно в качественном. Это формирование адекватных социальным отношениям юридических институтов, эффективных правовых режимов развития отдельных сфер общественной жизнедеятельности.

Кроме того, ряд сфер нуждается в системной правовой регламентации, например, информационное право. Студентам я постоянно напоминаю, что сфера информационно-коммуникативного взаимодействия, «юридического кодирования» виртуальной реальности и прочего сейчас остро нуждается в профессиональном юристе. Здесь можно быстро и успешно построить свою карьеру, занять так называемую профессиональную нишу.  

­