Основной заботой руководства турклуба «Сплав ВГУЭС» этим летом было испытание новичков на серьезной реке.
Основной заботой руководства турклуба «Сплав ВГУЭС» этим летом было испытание новичков на серьезной реке. Как это происходило в нынешнем сезоне, рассказал руководитель клуба водного туризма «Сплав ВГУЭС», доцент кафедры ФОСР Геннадий Кариков, на днях вернувшийся из автопробега по Амурской области:
– Костяк группы турклуба «Сплав ВГУЭС» в летнем походе по стремительным рекам Хабаровского края составили опытные водники – Михаил Степанов (член клуба с 1993 г.), Дмитрий Лысенко (в клубе 2009 г., выпускник ВГУЭС), участник легендарного «Кодар-Супер-1995» Олег Слугин (в клубе с 1993 года, преподаватель ВГУЭС) и Анастасия Балаева (гр. БГД-12-01). Среди молодежи – Владимир Лапп (гр. БИС-12-01), Андрей Новоселов (гр. БИС-12-01), Екатерина Козырева (гр. БЭУ-12-БУ-2) и прошедшая Кему Дина Сайгак (в клубе с 2013 г.) Сроки выбрали с 25 июля по 10 августа – в это время на нашей любимой Акишме в Хабаровском крае самая хорошая вода.
Сборы в клубе, расфасовка продуктов и подготовка катамаранов закончились. Вечерним поездом до Хабаровска, там культбросок по музеям и достопримечательностям – и снова вечерний поезд – до Чегдомына. Там у перрона уже ожидал заказанный заранее КамАЗ-вахтовка. Восемь часов по вполне приличной грунтовке, мимо поселка золотобытчиков Софийска, и вот она, Акишма! Встретила радугой во все небо (!) и комарами. Каркасы катамаранов с собой не брали и вечер посвятили их изготовлению из лиственницы.
С погодой нельзя сказать, что повезло: лишь дня три за весь поход были солнечными. Первые дни экипажи срабатывались. На входе в первый серьезный порог Аполлон новичкам устроили учёбу: проход за бортом с веслом «самосплавом», под присмотром друзей на кате – очень помогает в случае реального ЧП.
Дальше начинаются сложные пороги: Разбойник, Апперкот, хитрая Безымянка. Справа, в устье реки Олона водники из Чегдомына и Хабаровска – «Чехабы» - оборудовали прекрасную стоянку: настоящая баня, беседка, банджо из банного тазика, сушилка для одежды, даже «Энциклопедия сплава» обнаружилась.
После Олоны первый порог – Слон, традиционно с его «головы» (5-7 м) все прыгают в воду, а внизу друзья на кате страхуют. Последний порог каньона – Атланты – самый сложный. Прикинули как кто пойдет: где фотографы, где спасатели. Но всю ночь шел дождь, вода поднялась на метр, и пришлось проходить не по центру, а вдоль левого берега. Плюс сильный туман, видимость около 10 метров и постоянно ухудшалась. Но прошли все и красиво! Расстроились только фотографы.
Вода продолжала подниматься, и на простеньком пороге Казан произошло ЧП: катамаран-двоечка влетел в «бочку» и перевернулся! Помог экипаж спасателей, но у них сломались поперечины, одна гондола легла на бок и искупала рюкзаки (благо, всё привязано и в гермомешках). Выскочили в реку Ниман, покатались на 4-метровых валах и на паводочной волне и побежали дальше. Грибов по берегам – уйма: натащили и на обед, и на ужин!
Впереди – Нижний коридор Нимана. На валах катамараны швыряло, впереди грохотало, и дальше 5 метров в тумане ничего не видать! Но прошли все благополучно, пролетели по быстрой Бурее и вот он – БАМовский мост – маршрут закончен! Бросили в воду руководителя – традиция такая. Год не прошёл даром!
Не обессудьте ребята, не получилось у меня в этом году сходить с вами. Но затосковал старый турист и решил «ударить автопробегом» по маршрутам молодости. Сел за руль – и в путь, на Бурейскую ГЭС. Был я в Амурской области в 1983 году – еще и стройки толком не было, только плавкран на воду спустили. Сейчас-же – красавица плотина, прекрасное теплое Бурейское море: вода чистая, теплая, пляж с крупным песочком, и никаких комаров! Фото на память – и в дорогу!
Следующий пункт – космодром «Восточный», где трудится один из наших бывших турклубовцев. Прекрасная трасса «Амур» шелестит под колесами. Миную красивый железнодорожный вокзал с закрытым городком, указатель: «Космодром Восточный – 22 км». По бокам трассы – сплошная стройка, впереди – шлагбаум – фотографировать нечего и думать!
Дальше – на Зейскую ГЭС: впечатляющая плотина, уютный городок Зея. А в 1971 здесь только половина реки была перегорожена…
Дальше по пути решил заехать посмотреть русский Клондайк начала 20-го века – Перевоз Гилюй – каких-то 100 км по грунтовке. Всё здесь пронизано духом золотоискателей – одни названия притоков чего стоят: Фартовый, Миллионный, Удачный. Сплавлялись тогда по «золотому» Гилюю на байдарке, от одних названий порогов холодело внутри: Малый Пушкарь, Большой Пушкарь, Первый Людоед, Второй Людоед, Чертова мельница. Ничего, прорвались… Мокрые вещи сушили на летней эстраде.
А сегодня здесь новенький паром перевозит блестящие фуры, но вода в реке мутная – по всем притокам вновь моют золото…
Переночевали, поели бруснички с кустика. Фото на память, и – пора домой!