Маршруты лета: большой сплав и автопробег до космодрома

31 августа 2015

Основной заботой руководства турклуба «Сплав ВГУЭС» этим летом было испытание новичков на серьезной реке.

Маршруты лета: большой сплав и автопробег до космодрома

Основной заботой руководства турклуба «Сплав ВГУЭС» этим летом было испытание новичков на серьезной реке. Как это происходило в нынешнем сезоне, рассказал руководитель клуба водного туризма «Сплав ВГУЭС», доцент кафедры ФОСР Геннадий Кариков, на днях вернувшийся из автопробега по Амурской области:

– Костяк группы турклуба «Сплав ВГУЭС» в летнем походе по стремительным рекам Хабаровского края составили опытные водники – Михаил Степанов (член клуба с 1993 г.), Дмитрий Лысенко (в клубе 2009 г., выпускник ВГУЭС), участник легендарного «Кодар-Супер-1995» Олег Слугин (в клубе с 1993 года, преподаватель ВГУЭС) и Анастасия Балаева (гр. БГД-12-01). Среди молодежи – Владимир Лапп (гр. БИС-12-01), Андрей Новоселов (гр. БИС-12-01), Екатерина Козырева (гр. БЭУ-12-БУ-2) и прошедшая Кему Дина Сайгак (в клубе с 2013 г.) Сроки выбрали с 25 июля по 10 августа – в это время на нашей любимой Акишме в Хабаровском крае самая хорошая вода.

Сборы в клубе, расфасовка продуктов и подготовка катамаранов закончились. Вечерним поездом до Хабаровска, там культбросок по музеям и достопримечательностям – и снова вечерний поезд – до Чегдомына. Там у перрона уже ожидал заказанный заранее КамАЗ-вахтовка. Восемь часов по вполне приличной грунтовке, мимо поселка золотобытчиков Софийска, и вот она, Акишма! Встретила радугой во все небо (!) и комарами. Каркасы катамаранов с собой не брали и вечер посвятили их изготовлению из лиственницы.

С погодой нельзя сказать, что повезло: лишь дня три за весь поход были солнечными. Первые дни экипажи срабатывались. На входе в первый серьезный порог Аполлон новичкам устроили учёбу: проход за бортом с веслом «самосплавом», под присмотром друзей на кате – очень помогает в случае реального ЧП.

Дальше начинаются сложные пороги: Разбойник, Апперкот, хитрая Безымянка. Справа, в устье реки Олона водники из Чегдомына и Хабаровска – «Чехабы» - оборудовали прекрасную стоянку: настоящая баня, беседка, банджо из банного тазика, сушилка для одежды, даже «Энциклопедия сплава» обнаружилась.

После Олоны первый порог – Слон, традиционно с его «головы» (5-7 м) все прыгают в воду, а внизу друзья на кате страхуют. Последний порог каньона – Атланты – самый сложный. Прикинули как кто пойдет: где фотографы, где спасатели. Но всю ночь шел дождь, вода поднялась на метр, и пришлось проходить не по центру, а вдоль левого берега. Плюс сильный туман, видимость около 10 метров и постоянно ухудшалась. Но прошли все и красиво! Расстроились только фотографы.

Вода продолжала подниматься, и на простеньком пороге Казан произошло ЧП: катамаран-двоечка влетел в «бочку» и перевернулся! Помог экипаж спасателей, но у них сломались поперечины, одна гондола легла на бок и искупала рюкзаки (благо, всё привязано и в гермомешках). Выскочили в реку Ниман, покатались на 4-метровых валах и на паводочной волне и побежали дальше. Грибов по берегам – уйма: натащили и на обед, и на ужин!

Впереди – Нижний коридор Нимана. На валах катамараны швыряло, впереди грохотало, и дальше 5 метров в тумане ничего не видать! Но прошли все благополучно, пролетели по быстрой Бурее и вот он – БАМовский мост – маршрут закончен! Бросили в воду руководителя – традиция такая. Год не прошёл даром!

Не обессудьте ребята, не получилось у меня в этом году сходить с вами. Но затосковал старый турист и решил «ударить автопробегом» по маршрутам молодости. Сел за руль – и в путь, на Бурейскую ГЭС. Был я в Амурской области в 1983 году – еще и стройки толком не было, только плавкран на воду спустили. Сейчас-же – красавица плотина, прекрасное теплое Бурейское море: вода чистая, теплая, пляж с крупным песочком, и никаких комаров! Фото на память – и в дорогу!

Следующий пункт – космодром «Восточный», где трудится один из наших бывших турклубовцев. Прекрасная трасса «Амур» шелестит под колесами. Миную красивый железнодорожный вокзал с закрытым  городком, указатель: «Космодром Восточный – 22 км». По бокам трассы – сплошная стройка, впереди – шлагбаум – фотографировать нечего и думать!

Дальше – на Зейскую ГЭС: впечатляющая плотина, уютный городок Зея. А в 1971 здесь только половина реки была перегорожена…

Дальше по пути решил заехать посмотреть русский Клондайк начала 20-го века – Перевоз Гилюй – каких-то 100 км по грунтовке. Всё здесь пронизано духом золотоискателей – одни названия притоков чего стоят: Фартовый, Миллионный, Удачный. Сплавлялись тогда по «золотому» Гилюю на байдарке, от одних названий порогов холодело внутри: Малый Пушкарь, Большой Пушкарь, Первый Людоед, Второй Людоед, Чертова мельница. Ничего, прорвались… Мокрые вещи сушили на летней эстраде.

А сегодня здесь новенький паром перевозит блестящие фуры, но вода в реке мутная – по всем притокам вновь моют золото…

Переночевали, поели бруснички с кустика. Фото на память, и – пора домой!