Победитель стипендиального конкурса В. Потанина магистрант ВГУЭС Илья Долматов: «Участвуйте в конкурсе на Потанинскую стипендию – это того стоит!»

9 апреля 2015 Жизнь вуза
Победитель стипендиального конкурса В. Потанина магистрант ВГУЭС Илья Долматов:  «Участвуйте в конкурсе на Потанинскую стипендию – это того стоит!»

В прошлом году в числе победителей Стипендиального конкурса Владимира Потанина было двое магистрантов ВГУЭС – Дарья Гриднева и Илья Синенко. В этом году нашего полку – победителей ВГУЭС в этом конкурсе – прибыло.

Трое магистрантов ВГУЭС: Виолетта Шкуропацкая (профиль «Инновационные технологии в проектировании изделий и предприятий индустрии моды»), Николай Юрченко («Инновационные технологии в туристской деятельности») и Илья Долматов («Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг») стали стипендиатами программы Фонда В. Потанина, тем самым заработав к своей магистерской стипендии дополнительно 15 тысяч рублей Потанинской – вплоть до завершения обучения в магистратуре.

Один из троих победителей конкурса 2015 года магистрант Илья Долматов раньше уже был потанинским стипендиатом – на пятом курсе специалитета. Но первая попытка участия Ильи в конкурсе в качестве магистранта в прошлом году не увенчалась успехом. Поэтому естественно было спросить, какие уроки он учел, чтобы стать, наконец, победителем?

– Первый тур в магистерском конкурсе – заочный: это мотивационное письмо: почему именно ты должен участвовать, и плюс отзыв о научной работе. В прошлом году я был очень уверен в себе – возможно, эта уверенность меня и подвела. Может быть, слишком эмоциональными были мои опусы. В этот раз я не волновался и прошел первый тур –порадовался – и второй тур прошел «на ура».

Магистерский конкурс – это совсем другой формат, по сравнению с тем, в которых мы прежде участвовали. Там были студенты – от первого до последнего курса, а здесь – люди серьезные, и колоссальный разброс по возрасту. К тому же, очень много приезжих: Иркутск, Новосибирск… И каждый раз, как меняется задание, – новые люди, буквально, может быть, лишь с тремя участниками я пересекся больше одного раза, а с некоторыми так и совсем работать не довелось.

– Сколько дней вы соревновались?

– Второй – очный тур проходил один день в университетском кампусе на Русском. Вначале регистрируешься, клеишь свой номер на футболку, получаешь маршрутный лист – и начинаешь проходить отмеченные пункты: разные задания у разных тренеров – именно так называют экспертов, выставляющих оценки.

Если студентами мы, например, весь день могли строить пиратский корабль, то здесь не было какой-то одной темы. Началось все с деловой игры и закончилось представлением и защитой спонтанно придуманного социального проекта.

– Какие это были задания?

– Все задания были групповые – и всё строго регламентировано по времени. Первое задание было часа на полтора-два,  остальные – по полчаса. Пять минут на подготовку, три – на представление – и поехали дальше. Заканчиваешь в одной группе здесь – идешь по своему маршруту дальше.

Когда я выиграл стипендию в бытность студентом, после победы нас просто посадили за стол и сказали: «Ну, давайте теперь проекты!» – это было для меня немного неожиданно. Тут было проще. Нас было человек 18, нам предложили разбиться самостоятельно на команды по принципу: «Тебе нравится наша идея? Давай к нам!». Мы скооперировались и представляли проекты группами – многие участники сразу выдавали готовые наброски: кто-то уже пытается воплощать свой план.

– Какой проект вы представляли?

– Первые три идеи я набросал сразу же – по опыту прошлой летней школы и материалам своей магистерской диссертации. Но мы остановились на другом варианте – он мне сразу понравился своим нестандартным подходом. Это был проект «Развитие киберспортивного центра»: создание вузовской кафедры киберспортивной дисциплины по подготовке спортсменов для представления города, края и страны на международном уровне. Потому что киберспорт, являясь, по сути, национальным видом спорта в Корее, совсем не развит у нас в стране. И нашим менталитетом воспринимается как детские непонятные игрушки, хотя люди зарабатывают этим на жизнь, активно это продвигают, и это один из вариантов развития отрасли. Помимо того, была идея приобщать игроков к здоровому образу жизни – в противовес малоподвижному образу жизни и увлечению фаст-фудом.

Я сам спортсмен, но в свое время увлекался киберспортом. У нас был если не самый лучший проект, то, во всяком случае, самый необычный и самый интересный.

Мы неплохо развили эту идею, и, если ее одобрят, на летней школе я бы поучаствовал в попытке выиграть грант на реализацию проекта.

Чтобы поехать на летнюю школу, нужно представить социально направленные проекты: повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями, студенческое самоуправление и т.д. И, если они будут заочно одобрены, вас приглашают на летнюю школу, где вы после посещения занятий дорабатываете и представляете готовый проект с экономическими выкладками – весь смысл в выигрыше гранта на реализацию проекта.

Мне уже поступают предложения. Есть также вариант попасть на летнюю школу через event-группу или участвовать в организации «оболочки» мероприятия: к примеру, регулярно освещать события дня. Для этого нужны ведущие, корреспонденты. А я как раз параллельно во ВГУЭС закончил профиль «Психологическая школа телеведущего».

При мне на одной из летних школ наши ребята успешно защитили проект «Зеленый пакет» и реализовали его во Владивостоке.

– А сами задания были похожи на прежние?

– В этой магистерском конкурсе совсем нет заданий на какие-то физические скоординированные действия. Т.е. если в студенчестве мы то нитки распутывали, то пытались на бегу мячик на дырявой скатерке перенести, то в этот раз ничего подобного не было. Основной акцент был сделан на командообразование, лидерство, бизнес-кейсы.

В первой бизнес-игре у нас была своя «страна», в пользу которой, помимо общей цели, каждому из трех-четырех участников нужно было выполнить индивидуальные. Здесь я поступил не очень рационально: сперва добился общей цели, затем стал помогать всем остальным участникам своей команды и только потом, в самом конце, умудрился достичь своей цели, что было тоже очень важно.

– Вы видели, что судьи следят за вами, как-то учитывают ваши достижения?

– В каждом конкурсе у экспертов были свои критерии оценки, но какие они, мы не знали - никто их не показывал и никто не знал, за что: за артистичность, быстроту реакции, дикцию, в конце концов? Совершенно не предсказуемо, не понятно, поэтому приходилось додумывать самому, где убавить, где прибавить, чтобы максимально показать себя.

Вполне возможно, что в одном моменте моя судьба и решилась, когда было задание на эрудицию – вариант брейн-ринга: «Что, где когда?» В большом зале мы сами разбились на команды, нам давался вопрос и время на обсуждение. (А у каждого тренера было по два стола, и на любой вопрос, по его желанию, можно было объединить команды). И был один очень интересный вопрос: «Путешественник N приехал из Мурманска в Одессу и был дико поражен. Чем?» И вот мне пришлось настоять на том, что это – незамерзающее море – в итоге обе команды получили удвоенные очки – может быть, тренер заметил меня там.

– Что именно помогло проявить себя: уверенность в своих силах, настрой на победу?

– Я думаю, опыт. Непосредственно во втором туре я участвовал два раза. После прохождения первого тура, фактически зная, что от меня требуется (после обучения на летней школе я делился с ребятами, и мне было понятно, чего от меня хотят). Неоднократно участвовал в тренингах и понимал, как себя вести: не форсировал, знал некоторые нюансы, фишки, беря на себя, может быть, чуть больше, чем другие, но при этом, не выделяясь. Следил за временем, например, в той же самой игре «Что, где когда?» старался организовать участников, когда каждый начинал кричать и ситуация заходила в тупик. Может быть, мой управленческий опыт работы в «Доме тенниса» помог.

– То есть, ты на себя взял роль неформального лидера?

В целом – да, потому что в команде «Что, где, когда?» я уже был капитаном. Если хочешь Потанинскую стипендию выиграть, это не конкурс тех, кто громче выскажет свою позицию, это конкурс тех, кто все организует, и в этом проявлять себя можно по-разному. Просто когда я видел, что ситуация начинает выходить из-под контроля, старался вернуть обсуждение в нужное русло и продолжить его, где-то распределяя роли, где-то проявляя нестандартный подход.

– Илья, ты в этом году заканчиваешь магистратуру. Что посоветуешь своим последователям в стипендиальном потанинском конкурсе?

– Во-первых: стремитесь пробиться во второй тур. Это того стоит! Кроме незабываемых ощущений и моря эмоций это возможные какие-то знакомства, хотя в режиме магистратуры это гораздо сложнее. Люди совершенно разные, с разными интересами. У меня в команде был один инженер и один психолог, когда мы проект представляли – было довольно сложно.

– Тема твоей магистерской диссертации?

– «Развитие «Дома тенниса», который организовала моя сокурсница Дарья Гриднева. Имеется в виду всестороннее развитие, привлечение новых участников тренировок: это и организация имиджевых мероприятий, которые мы сами придумываем, и проведение каких-то маркетинговых исследований, и прочее – этим я занимаюсь – «Дому тенниса» есть куда расти.

– Кем ты себя видишь после окончания магистратуры?

– В «Доме тенниса» я и администратор, и тренер, и дизайнер (рекламные проспекты, аутентичные грамоты за соревнования, визитки). Самостоятельно изучил Photoshop, хотя для новичков это не очень дружественная программа, но владение английским и японским языками позволяет с легкостью осваивать новые виды деятельности.

Конечно, я шел в магистратуру на коммерцию, чтобы получить предпринимательские навыки и попробовать организовать что-то свое. Сейчас работа управляющего меня полностью устраивает, но со временем, когда возможности личностного роста будут исчерпаны, начну искать новый вызов!