Светлана Клименко, директор Центра «Абитуриент» ВГУЭС: «Мы обеспечиваем качественный набор, формируем компетенции, помогаем реализовать амбиции»

29 октября 2014
Светлана Клименко, директор Центра «Абитуриент» ВГУЭС: «Мы обеспечиваем качественный набор, формируем компетенции, помогаем реализовать амбиции»

Этой осенью исполняется 10 лет Центру ВГУЭС «Абитуриент». Все эти годы, с самого начала его бессменным руководителем является Светлана Клименко, ответственный секретарь приемной комиссии ВГУЭС.  Она рассказала, с какой целью создавался Центр, как совершенствовалась его работа в соответствии со стратегией развития университета, отвечающей запросам рынка трудоустройства.

– Светлана Афанасьевна, какой необходимостью было вызвано создание Центра «Абитуриент» и какие задачи перед ним ставились?

– Мы понимали, что начинать нужно со школы, чтобы от успешного школьника, а затем успешного абитуриента прийти в конечном итоге к успешному студенту и успешному специалисту. В связи с этим возник вопрос о том, кто должен сформировать успешного школьника, успешного абитуриента, чья это миссия в – университете, или  за его пределами? И тогда было предложено создать новую структуру, которая с  этой задачей могла бы справиться и для которой эта задача была бы главной.

До 2000 года университет реализовывал проекты «ВГУЭС – школам Приморья» и «Многопрофлильный лицей». В 2000 году, когда коллектив работал над стратегией развития университета, мы сформулировали миссию предпринимательского университета, где ставка была сделана на то, что университет в конечном итоге должен стать элитным – готовить  успешных студентов, обладающих очень большим количеством компетенций, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда.

На одну из сессий стратегического планирования мы пригласили представителей образовательной общественности: представителей довузовского образования, управления образования. В общей сложности в формировании той структуры, которая сегодня называется Центр «Абитуриент» и Образовательный округ, принимало участие около 300 человек. В результате 10 лет назад был образован Центр «Абитуриент», перед которым была поставлена задача провести учащихся именно по ступенькам «от успешного школьника – к успешному специалисту». Т.е. от прямой профориентационной работы – от работы со школьниками в направлении профориентации и привлечения  в университет – мы пришли к более глубокому пониманию своей миссии в школе. Мы решили, что совместно со школой через реализацию интереснейших проектов, которые были рассчитаны на формирование лидерских качеств, на формирование успешности, в хорошем смысле амбициозности школьников, мы должны были не просто привлечь ребят в университет, а сформировать их на школьном уровне как личность.

Кроме того, была еще задача, которая требовала определенного решения. Это, прежде всего, правильный выбор профессии –  в силу того, что в крае образовался переизбыток специалистов определенных видов деятельности, и в то же время очень многие предприятия задыхались от кадрового голода.

– Кого же Вы взяли в союзники?

– Нам нужно было, во-первых,  учесть интересы регионального рынка труда, во вторых, учесть интересы самого школьника, его внутренний потенциал и наши возможности. Сделать это было возможно только совместно со школами, с родителями. Поэтому мы посещали родительские собрания, занимались родительскими лекториями, что и сейчас продолжаем делать, обучением родителей, приглашали психологов, рассматривали вопросы взаимодействия семьи, школы и университета. Т. е. мы постоянно вовлекали родителей в процесс формирования успешного школьника.

Во-вторых, мы очень много работали со школьными учителями, потому что школа закладывает основы, а  мы ставили перед собой задачи, которые  в силу занятости выходили за ее рамки – это воспитательные функции, формирование компетенций, расширение кругозора, воспитание лидерских качеств.

В результате у нас значительно  улучшился качественный состав абитуриентского набора. Когда была введена система поступления по ЕГЭ, стало  хорошо видно, что мы удерживаем очень хороший средний балл.  Сегодня эта работа продолжается в виде привлечения высокобалльников и мотивации их на обучение. Это все и было решением тех задач, которые помогли университету получить очень качественных абитуриентов.

Кроме того, мы очень резко снизили у себя процент миграции детей со специальности на специальность. Благодаря тому, что на базе Центра «Абитуриент» был создан Центр профтестирования, куда мы привлекаем детей, работая на всей территории Дальнего Востока, в том числе и по дистанционным технологиям. В конечном итоге это все помогло нам получить тех абитуриентов, которые приходят сюда, точно зная, чего они в жизни хотят.

Конечно, это все благодаря тому, что мы очень тесно работаем  с Приморским краевым  Институтом развития образования, Департаментом и Управлением образования, участвуем во всех форумах, конференциях города и края, которые  они проводят. И самое главное, что мы создали структуру – Образовательный округ – на паритетных правах, когда все равны и у всех нас единая цель. Поэтому в округе у нас сегодня 90 школ, с которыми мы тесно сотрудничаем, подписали договоры и которые оказывают нам реальную помощь, потому что и учителя у нас часто учатся – в Центре дополнительного образования «Академия профессионального роста», в магистратуре, и мы у них учимся.

Судя по этому году, можно сказать, что все это время с задачами своими мы справлялись. Действительно, все, о чем мы думали, сбылось.

– Какие приоритеты у Центра «Абитуриент» сегодня?

– Сегодня мы идем уже дальше  – создаем Ресурсную региональную площадку для работы с педагогами, потому что уже имеем определенный опыт. Сегодня мы очень тесно сотрудничаем с Центром тестирования и развития МГУ им. М.В. Ломоносова, где мы постоянно обучаемся, повышаем квалификацию, у нас создан Центр профтестирования.

Начинаем мы сегодня работать с учащимися 7-8-го класса - нам нужно определить возможности ребенка, помочь ему сформировать интерес, который у него есть к будущей профессии, либо к тому виду деятельности, которым он будет заниматься, потому что это не всегда обязательно высшее образование. Можно начать со среднего образования с дальнейшим выходом на рынок  труда.

Сегодня у нас много интереснейших программ, которые мы предлагаем абитуриентам и которые реализуем исключительно усилиями преподавателей кафедр, которые прекрасно умеют этим заниматься. Мы взяли на себя обязанность подготовки ребят к ЕГЭ. За эти 10 лет существования Образовательного круга, деятельности  Центра «Абитуриент» мы действительно осуществили очень многое из того, о чем мечтали, и можно сказать, что планов у нас гораздо больше. Оценивая прошлый опыт, мы видим,  как много предстоит еще сделать.

Сегодня на уровне Правительства и Минобра много говорят о профориентации. Потому что с введением правил и порядка приема по ЕГЭ очень часто происходит следующее: процентов 70 школьников наступают на горло собственной песне, отказываются от стремления получить профессию, о которой мечтают, только  потому, что боятся не сдать тот или иной ЕГЭ. Это стало большой проблемой: это плохо для страны, если выпускник сдает биологию и идет в мединститут только потому, что он боится не сдать обществознание или историю, потому что хорошим специалистом можно стать только по призванию, по способностям.

Нужно, чтобы ребенок сначала выбирал будущий род деятельности по своим наклонностям и в соответствии с этим сдавал ЕГЭ. В этом направлении предстоит очень много работать, ребят убеждать, и поэтому мы включились в  процесс по подготовке к ЕГЭ. Она обеспечивает не просто подготовку к предметам и обучение технологии сдачи ЕГЭ. Мы еще подключаем к этой работе психологов, потому что ребенок должен быть уверен, что он, во-первых, делает правильно – выбирает тот предмет, который ему нужен в жизни, а во-вторых, что он его обязательно сдаст при определенных усилиях.

– В Центре «Абитуриент» появилось не так давно  новое направление работы с талантливой молодежью …

– Сегодня университет сделал ставку на работу с талантливой молодежью – это не случайно. Во-первых, потому что мы хотим занять свою нишу. Мы являемся первым региональным вузом и по количеству заявлений, и по среднему баллу ЕГЭ, и по интересу абитуриентов к университету. И это очень важно. Мы хотим стать хорошим элитным региональным вузом экономики и сервиса.

Но чтобы стать элитным, нужно иметь качественный состав абитуриентов. Поэтому мы сделали ставку на работу с высокобалльниками. Очень обидно, когда в университет поступают ребята на одно и то же направление и при этом у одного 150 баллов, а у другого 250. Преподаватель ориентируется на среднего студента.  А хочется и дальше помочь на этом этапе тем студентам, которые уже достигли определенного уровня, чтобы эту высокую планку удержать.

У нас появились программы «Умные каникулы», учебно- тренировочные сборы, летние лагеря для высокобалльников, подготовка к олимпиадам. Все это для того, чтобы улучшить качественно абитуриентский состав и повысить средний уровень ЕГЭ, который мы удерживаем. Это новое направление Центра «Абитуриент», но оно уже дает свои результаты: очень много работ мы представляем на научные конференции школьников и студентов, имеем победителей конкурсов, олимпиад – университет удерживает достаточно хорошую позицию в этом направлении.

У нас очень много различных традиционных программ, которые мы просто наполняем  новым содержанием. Если, например, Малая компьютерная академия, которой мы уже тоже отмечали 10 лет, раньше ставила своей задачей приобщить ребенка к информационным технологиям, элементарно обучить его, то сегодня информационная культура  так возросла, что проект ушел далеко вперед. Ребята работают со сложнейшими программными продуктами, сами создают определенные программы, занимаются веб-дизайном, компьютерной графикой – они уже на той ступени, которая поднимает их фактически на уровень студентов 2-3-го курсов.

Большой заслугой наших Центра и Округа является то, что мы очень много работаем на территории края. В частности, в октябре наша  мобильная группа преподавателей по физике и математике провела  учебно-тренировочные сборы со школьниками Арсеньева для их подготовки к олимпиадам, к участию в конкурсах. Сегодня это очень важно, потому что в новом порядке приема в вуз учитывается портфолио. И каждый вуз вправе определить, за какие достижения он будет давать до 10 дополнительных баллов. Поэтому участие в олимпиадах и конкурсах для школьников становится престижным, важным и практически необходимым.

У нас была также задача собрать молодежную команду Центра «Абитуриент». Сегодня она практически выполнена. Потому что ребята легче адаптируются к тем, кто молоды, в ком они ощущают почти ровесников. Мы шли разными путями: брали стажеров – студентов 3-го курса с нашей кафедры психологии – они в качестве волонтеров работали. И сегодня мы сотрудничаем со студентами старших курсов – они очень активно участвуют в наших проектах. В этом году в наш коллектив пришла выпускница педагогического института из Таганрога и уже активно включилась в работу. Наши сотрудники растут профессионально –  учатся в магистратуре, аспирантуре, защищают  диссертации.

Мы подсчитали: в наших проектах –  программах дополнительно образования, для одаренных детей, профильных сменах и т.д.  – каждый год участвуют от 3 до 3,5 тысяч ребят. Если учесть, что мы в этом году приняли на бюджет 550 человек, нам есть из кого выбирать.