«Мост на Запад»: от Владивостока до Санкт-Петербурга

22 октября 2014 Жизнь вуза

Выставка международной ассоциации женщин-художников «Цветы мира» в рамках акции «Мост на Запад», поддержанной фондом «Русский мир», состоялась в галерее «Моховая, 18» в Санкт-Петербурге с 6 по 20 октября. Следует отметить, что предыдущая выставка ассоциации проходила во в июне 2014 года в Музейно-выставочном комплексе ВГУЭС, представила которую куратор музея, кандидат искусствоведения Ольга Зотова. Тогда же на открытии и был проанонсирован петербургский проект.

«Мост на Запад»: от Владивостока до Санкт-Петербурга

Выставка международной ассоциации женщин-художников «Цветы мира»  в рамках акции «Мост на Запад», поддержанной фондом «Русский мир»,  состоялась в  галерее «Моховая, 18» в Санкт-Петербурге с 6 по 20 октября. Следует отметить, что предыдущая выставка ассоциации проходила в июне 2014 года в Музейно-выставочном комплексе ВГУЭС, представила которую куратор музея, кандидат искусствоведения Ольга Зотова. Тогда же на открытии и был проанонсирован петербургский проект.

Подготовка к выставке длилась около полугода, так в выставке кроме российских  художниц – Ольги Никитчик, Лидии Козьминой, Марии Холмогоровой, Людмилы Убираевой, Аллы Гринченко, Анны Щеголевой – приняли  участие художницы из Республики Корея, Японии, Вьетнама, КНР. Период формирования выставки показал, что интерес к  России у художников стран Азиатско-Тихоокеанского региона огромен, особенно к той части России, где проявляются глубокие корни русской культуры. Это побудило организаторов выставки сделать ее в Санкт-Петербурге, культурной столице России.

На открытии выставки слова благодарности по этому поводу звучали из уст представителей каждой из стран. Также об этом сказал в приветственном слове консул по культуре Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге. Теплая атмосфера царила на вечернем ужине после открытия выставки, художники разных стран вместе пели русские песни «Катюша», «Подмосковные вечера», которые любимы в КНР и Японии.
Но не только выставка была проведена  в ходе визита. Русские художники подготовили для своих коллег большую культурную программу, которая начала реализовываться  после открытия. 6 октября было днем посещения Русского музея. Художники из Японии, Республики Корея, КНР стремились увидеть работы И. Репина, И. Айвазовского, И. Шишкина, специально уделив внимание этим залам. В залах корпуса А. Бенуа очень внимательно слушали об искусстве ХХ века, в частности таких мастерах как П. Филонов, К. Петров-Водкин. А. Дейнека. Привлек внимание период 1960-х, связанных с «суровым стилем» и творчеством таких мастеров как А.  Левитин, В. Гаврилов.  Один из дней стал музейным днем:  художники с огромным интересом посетили выставочные залы Союза художников Санкт-Петербурга, где  проходили  выставки А. Левитина и П. Фролова. Подлинные работы Левитина 1960-х годов японские  художники  приняли с особым теплом, так как в Токийском национальном музее есть его работы в постоянной экспозиции.
Огромный интерес вызвали графические листы П. Фролова, художника из Перми, в частности, те, которые были выполнены к циклу «Русский алфавит».  В целом художники оценили выставку и связанный с ней визит в Санкт-Петербург, как возможность узнать страну не с туристической стороны, но гораздо глубже, так как все эти дни их сопровождали русские художники.

Куратор выставки Ольга Зотова подчеркнула:

- Возвращаясь к выставке, хотелось бы сказать, что по многочисленным откликам она оказалась чрезвычайно привлекательной  и интересной.

Вот лишь несколько отзывов в адрес организаторов и художников  из Книги отзывов галереи: «Спасибо Вам ! Помогаете видеть, узнавать, чувствовать. Много нового, интересного. Спасибо», «Большое спасибо за выставку. Получили огромное впечатление. Разнообразие тем и техник исполнения соединяются со стремлением передать красоту природы и человека», «Большое спасибо, что показали свои работы в Санкт-Петербурге. Спасибо организаторам».  Но  не только обычным зрителям выставка показалась  достойной внимания, но и для тех, кто причастен к Востоку в профессиональной деятельности.

В частности, по просьбе профессора восточного факультета Санкт-Петербургского университета А. М.  Фарзалиева в рамках выставки состоялась встреча преподавателей факультета и художников Японии и КНР.  На встрече отмечалось, что возможность увидеть современное искусство стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге представляется редко, а выставка ассоциации «Цветы мира» такую возможность дает. Кроме того, личное присутствие художников дает ценную возможность непосредственного общения и комментирования своих работ самими художниками. Так, одна из работ японской художницы Акико Кондо, выполненная в технике текстильного коллажа, посвященная теме землетрясения в 2011 году, привлекла большое количество зрителей необычной эстетикой и породила желание узнать у автора, как создавался обобщенный образ трагических событий, связанных с землетрясением и аварией на атомной станции в Фукусиме.

В процессе общения преподаватели факультета живо интересовались историей создания  международной ассоциации женщин-художников, включающей разные страны, и тем, насколько тесным является общение художников в перерывах между выставками. Ведь именно этот процесс – непосредственного общения –  помогает создать новую выставку.

Если говорить  о результатах, имеющих не только художественное, но и общегуманитарное значение,  то главным, пожалуй, является  то, насколько ценным для художников Республики Корея, КНР, Японии, Вьетнама оказалась личная встреча с русской культурой и визит в Санкт-Петербург . Так, японская художница Наоко Морита работает над книгой о другой японской художнице Рин Ямасита. Она была первой японской художницей-иконописицей, чья художественная одаренность проявилась довольно рано и была связана с Санкт-Петербургом. Рин Ямасита приняла православие в Токио, а в 1881 году прибыла в Петербург и поселилась в Новодевичьем монастыре, чтобы изучать основы иконописи.  В ее личном дневнике часто встречается фраза «Хочу рисовать!», что позволяет судить о мере увлеченности художницы, преодолевшей трудности непривычной для нее монастырской жизни. 

Наоко Морита не случайно обратилась к теме творчества Рин Ямасита, так она сама также исповедует православную веру. Визит в Санкт-Петербург позволил ей посетить монастырь, где жила в свое время Рин Ямасита, и отыскать тех, кто поможет японской художнице продолжить работу над книгой.  

Вторая участница выставки Акико Кондо также непосредственно увлечена русской культурой, так как тема, которой она занимается (помимо художественного творчества), связана с Ф. М. Достоевским. Акико Кондо посетила Александро-Невскую лавру, чтобы почтить память русского писателя у его могилы на Тихвинском кладбище.           

Особый интерес китайских художников вызвала редкая по масштабам выставка российских императорских костюмов  в Эрмитаже из коллекций музея.  Впечатление от поездки оказалось столь   сильным, что китайские художники решили непременно поделиться им со своими коллегами в Китае сразу после возвращения.  Россию они назвали страной с теплым сердцем, а русский язык (переводчики, сопровождавшие китайских и японских художников, общались на русском языке) связующим мир звеном.

Выставку положительно оценили и с российской стороны: галерею посетили  директор Санкт-Петербургского филиала фонда «Русский мир» Олег Муковский, проректор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор филологических наук, профессор, председатель наблюдательного совета Российского общества преподавателей русского языка и литературы, заместитель председателя правления Фонда Сергей Богданов, директор «Института искусств» Санкт-Петербургского государственного университета и заместитель генерального директора по научной работе Новгородского объединенного музея-заповедника Татьяна Ласка. По их мнению, «Мост на Запад» (так назывался проект, поддержанный фондом «Русский мир», в рамках которого проводится выставка) состоялся. Итогом выставки стало приглашение русских художников с выставками в Киото на ежегодный арт-фестиваль и Пекин в 2015 году.