Ректор ВГУЭС Геннадий Лазарев: «Курс ВГУЭС – на реальные проекты для рынка труда»

5 декабря 2013 Жизнь вуза

17 ноября исполнилось 25 лет, как ректор Геннадий Лазарев возглавил ВГУЭС (тогда Дальневосточный технологический институт). За годы его руководства ДВТИ превратился в один из престижных университетов Дальнего Востока и страны - ВГУЭС.

Ректор ВГУЭС Геннадий Лазарев: «Курс ВГУЭС – на реальные проекты для рынка труда»

17 ноября исполнилось 25 лет, как ректор Геннадий Лазарев возглавил ВГУЭС (тогда Дальневосточный технологический институт). За годы его руководства ДВТИ превратился в один из престижных университетов Дальнего Востока и страны - ВГУЭС. А в сентябре 2010 года Геннадий Лазарев стал единственным ректором в России, удостоенным награды Международной ассоциации развития менеджмента CEEMAN за «выдающиеся достижения в управлении организацией». Университет полноценно развивается: материальная база ВГУЭС — учебные корпуса, общежития, библиотека, спортивные и развлекательные комплексы — по праву считается наиболее инновационной и социально-ориентированной в регионе. Студентам созданы все условия для учебы, предпринимательства, творческого роста и  здорового образа жизни.

Но не только передовой материальной базой известен ВГУЭС: постоянная адаптация учебного процесса под требования рынка труда создали Лазареву репутацию реформатора в образовании.  Мы попросили Геннадия Лазарева расшифровать его код эффективного управления.

- Геннадий Иннокентьевич, 25 лет пролетели как один день?

- Знаете, с одной стороны, правда, как один день, а с другой – это оказался мега-день очень высокой насыщенности, со множеством событий, преодолением трудностей и решением проблем. За это время и в стране очень многое изменилось, и мы менялись вместе со страной, взрослели, зрели.

- Менялись вместе со страной, но у меня ощущение, что все-таки шли с опережением: страна еще окончательно не перешла к рыночной экономике, а вы уже выбрали направления «сервис» и «экономика» флагманскими для университета. Только-только пошла речь о формировании качества успешности у современных предпринимателей, а вы уже поставили миссией: готовить выпускников к успеху.

- Да, наверное, правильнее говорить, не со страной, а в соответствии с теми трендами, которые сложились в мировом высшем образовании. Мы исходили из того, что если страна пошла по пути рыночных реформ, чтобы стать частью единой мировой экономической системы, то и мы должны начать преобразования.

- Преобразования были на тот момент весьма революционными…

- Ничего сверх оригинального мы не придумывали, мы просто посмотрели на лучшие мировые образцы и постарались внедрить их у себя, используя при этом свой опыт и здравый смысл.

- Вы были первым избранным ректором в Приморском крае, какое чувство было тогда доминирующим: уверенность, что все получится, или опасение, как бы не подвести ожиданий?

- Я припоминаю, что с одной стороны недостаточно понимал, как надо делать, но что надо делать, я понимал точно. И уверенность, что я сдержу свои обещания, у меня была. Потому что в период жизни до университета у меня тоже были хорошие результаты.

- Тогда в самых смелых мечтах вы могли представить то, что есть сейчас?

- Я не строю планы на 20–30 лет. Я считаю, что надо видеть общую перспективу и ставить амбициозные задачи на реальный промежуток времени: на год, на два, на три – максимум. В наше время заглядывать за горизонт более пяти лет – задача нерешаемая и чисто риторическая. Точно знаю, что нельзя останавливаться, потому что пока ты стоял, другие ушли вперед.

- А что это за нововведение - электронная площадка для стратегических партнеров ВГУЭС?

- В рамках практикоориентированного обучения студентов мы разработали новый проект – электронную площадку, с помощью которой университет станет сотрудничать с различными представителями бизнес-среды на новом уровне.

Площадка будет представлять собой электронный каталог, в котором кафедры университета смогут разместить для стратегических партнеров свои предложения по совместной деятельности: аналитика, планирование, проведение исследований, разработка проектов и прочее. Кроме того, связь на электронной площадке будет двусторонняя – компании и организации  также будут иметь возможность оставлять свои заявки на требуемые для их бизнеса услуги.

Разместить на площадке свою заявку сможет каждый преподаватель. В ней будет указываться область проведения предлагаемой работы, ее описание и план проведения. К реализации всех проектов будут привлекаться студенты соответствующих направлений. Данная система позволит студентам приобрести навыки выполнения реальной работы во время получения высшего образования.

Инициатором создания такой системы стала проректор по маркетингу и образовательной политике Оксана Мартыненко. Сама система будет привязана к электронному документообороту СУЭДа и будет иметь те же электронные формы. Сейчас проект находится на финальных стадиях доработки: сотрудники кафедры международного маркетинга и коммерции вносят в систему необходимую информацию, формируют классификатор заявок. Свою деятельность электронная площадка официально начнет 21 ноября 2013 года, в этот день во ВГУЭС пройдет «День карьеры».

Электронная площадка позволит не только осветить возможности ВГУЭС в бизнес-структурах, но и поставит новую планку для практико-ориентированного обучения. Зайти на электронную площадку можно будет с главного сайта ВГУЭС, выбрав раздел «Партнерам». 

- А это стремление двигаться вперед – это унаследованное или приобретенное?

- Наверное, мне от родителей досталась потребность созидания: мне нравится что-то создавать, организовывать, продвигать, строить. И в основе этого желания лежит не зарабатывание денег. Если эффективно работать, то деньги придут. А если ставить в основу финансовый вопрос, то деньги ты заработаешь, но оглянувшись назад, вряд ли увидишь какие-то масштабные свершения. А для жизни очень много денег и не надо, жизнь конечна, и с собой все заработанное не заберешь.

- Как бы вы сами сформулировали ваш подход к управлению?

- Я пришел к выводу, что везде должен быть хозяин. Если есть глава, то будет порядок: в семье, в доме, в университете, в стране. И тому очень много примеров. Когда в Сингапуре Ли Куан Ю пришел к власти, страна состояла из трущоб и по уровню жизни была одной из беднейших. Сейчас Сингапур процветает. То же самое с Китаем: появился Дэн Сяопин - и Китай стал лидером мировой экономики. Эффективный руководитель – организация процветает.

- Вы всегда единолично принимаете решения или прислушиваетесь к советам экспертов?

- Я изначально подбирал себе заместителей с условием, чтобы каждый из них был в своей области сильнее меня. И моя задача – обеспечить им достойные условия работы и стимулы. А их задача – держать меня в форме, чтобы я был сильнее их вместе взятых. При принятии решений я выслушиваю разные мнения, и если я не прав, меняю точку зрения.

- Куда дальше планируете развиваться? Сложно представить, что можно еще что-то построить.

- Потребность в учебных корпусах и социальной инфраструктуре мы действительно закрыли. Сейчас мы организовали жилищный кооператив для преподавателей по сниженным ценам и продолжаем строить общежития. У нас общежития разного уровня комфортности, и все хорошо оборудованы. Но в первую очередь мы нацелены на повышение качества обучения.

- А как его измерить?

- Во всем мире это уже успешно измеряется темпами карьерного роста выпускников. Когда молодой человек оканчивает школу, он выбирает специальность, которая потом поможет ему строить карьеру, достойно зарабатывать и достойно жить. Я давно пришел к выводу: надо формировать у студентов потребность к высокому качеству жизни и учить их, как этого качества достичь.

- И как же?

- На уровне создания комфортной среды. Потому что среда тоже учит. Человек, привыкший за четыре года жить и работать в комфортных условиях, не захочет жить хуже. И наши выпускники этим уже отличаются.

- А как родилась революционная идея поставить интересы студента в центр вузовской системы? Ведь в классических вузах студент занимает положение достаточно подчиненное?

- Можно заставить всех студентов в университете улыбаться, но когда они выйдут за ворота они скажут все, что думают на самом деле. Мы создали такую среду для студентов, где им комфортно жить и куда они приводят друзей, родственников, знакомых. И если человек, побывав у нас в гостях, выйдет положительно заряженным, это пойдет только на пользу университету. Но это очень длительная перспектива, которая требует усилий и времени.

- ВГУЭС изначально позиционировался как открытый вуз. В другие университеты попасть с улицы либо невозможно, либо очень трудно, а к вам можно. Это какая-то особая система безопасности?

- В жилой студенческой зоне - жесткая пропускная система, одна из самых современных на сегодняшний день – интеллектуальная, завязанная на бэйджи и единую базу данных. А в учебные корпуса, в медицинские учреждения, в «Андеграунд», «Чемпион» у нас ходит весь город. Не нужно пропусков, но тоже нужна безопасность. И мы ввели систему видеонаблюдения: более тысячи камер, которые фиксируют все происходящее, и записанная информация еще в течение месяца хранится. Поэтому если что-то случилось, можно найти и посмотреть.

Сегодня у нас самые комфортные общежития, а начинали мы с нищеты и разрухи. И ведь государственное финансирование на начальном этапе было совсем никакое. Я помню, как сюда пришел. Первые дни: нет света. Почему нет света? Лампочек нет. Почему нет? Не купили. Почему не купили? Денег нет. В ноябре начались холода, а в общежитии 38 комнат в течение нескольких лет не отапливались, потому что во время зимних холодов центральное отопление перемерзло. Студенты забивали окна одеялами и открывали двери в коридор, чтобы оттуда поступало тепло.

- Что помогало не впасть в отчаяние?

- Почему отчаяние? Это просто задачи, которые надо было решить. Самое сложное было найти ресурсы, а потом научить людей ресурсами управлять.

- Успешный человек отличается от неуспешного тем, что он видит цель, но не видит препятствий.

- У меня по-другому. Если на пути достижения цели нет препятствий, то главная проблема возникнет тогда, когда ты цели достигнешь. Все, что мне по жизни доставалось в подарок, в результате очень дорого обходилось. Потому я категорически против подарков. Всего нужно достигать трудом, прикладывая усилия.

- Вернемся к стратегии развития университета. Сейчас вы занялись двумя направлениями, которые пока нигде в российских вузах не апробировались. Расскажите о них, пожалуйста, и как планируете реализовывать?

- Мы переходим на очень прагматичный образовательный путь: без академических заданий, но с реальными проектами, которые потом можно применить в бизнесе либо в науке. Первое: выпускников, востребованных современным бизнесом и рынком, могут готовить только подготовленные преподаватели. И учить преподаватель должен не тому, что сам знает, а тому, что нужно работодателю. Второе: студенты, обучающиеся по программе бакалавриата, три года у нас изучают теорию, а последний год работают на предприятии как на производственной практике. Потому что практикант, пришедший работать на три недели, не нужен работодателю. А практикант, пришедший работать на год, и сам всему научится, и организации реальную пользу принесет. А с окончанием вуза у него будет диплом, годовой опыт работы и ясное понимание, как устроен рабочий процесс.

- У вас сейчас вместо двух сессий шесть аттестаций, зачем?

- Введя три промежуточных аттестации, мы приучили наших студентов учиться каждый день. И аттестации студенты проходят через компьютерное тестирование, то есть влияние личностного фактора исключено. Фактической сессии мы оставили всего неделю, и таким образом экономим три полноценных рабочих месяца для учебы. Это простые решения, но никто в высшей школе еще делать этого не пытался.

- Никто не обращает внимание на неэффективность образования?

- Все видят неэффективность существующих образовательных механизмов: и студенты, и преподаватели, и работодатели. Но за год-два эти стереотипы не изжить и на новые рельсы не встать, нужно планомерно работать из года в год. А это возможно, если руководитель хочет получить не быстрые результаты, а готов вкладываться и работать на перспективу.

- Геннадий Иннокентьевич, каждое интервью с вами – это очередной сюрприз. Какой на этот раз?

- Это  новоселье. Накануне Нового года его справят в новом высотном здании, выстроенном и оборудованном  специально под  две новые международные программы – для школьников и студентов. Для учащихся средней школы – это Международная лингвистическая школа, выросшая из международного отделения Школы-интерната для одаренных детей им. Н.Н. Дубинина. А для студентов – это Международная школа гостиничного менеджмента (МШГМ), совместный проект с Тихоокеанской международной школой гостиничного менеджмента (Pacific International Hotel Management School - PIHMS, Новая Зеландия). Учебный процесс в них ведется на английском языке. Это не имеющие аналогов на Дальнем Востоке школы, которые выдают своим выпускникам документы международного образца. Школьники без экзаменов поступают в престижные зарубежные вузы. А за выпускниками бренда PIHMS работодатели международных сетей отелей стоят в очередь.

Для студентов совместного проекта ВГУЭС-PIHMS – это уникальная возможность, живя в гостинице  и работая там, а также в ресторане МГШМ, в ходе практико-ориентированного обучения  освоить все этапы профессии,  начиная с официантов и номерных до позиций топ-менеджмента.

Для школьников кроме элитного образования это еще и возможность развивать свои таланты - в художественной и хореографической школах, театре, мастерских (скульптура, гончарное дело).

Новое здание соединено крытым переходом со спорткомплексом «Чемпион», оборудовано мультимедийным оборудованием, современной системой доступа в аудитории.

Хочется подчеркнуть, что ВГУЭС стал не просто образовательным комплексом, где каждый студент может получать  знания, нужные для будущей профессии, а целой системой, готовящей профессионалов, готовых и способных работать, зарабатывать и строить свое будущее еще до выхода из университетских стен.