КАК ПОБЕДИТЬ НА ОЛИМПИАДЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ?

6 ноября 2013
КАК ПОБЕДИТЬ НА ОЛИМПИАДЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ?

Как победить на олимпиаде по управлению персоналом?

Студентка, Фисенко Ирина Дмитриевна

ВГУЭС ИП УП-09-01,  irishka.fisenko@yandex.ru 

Студентка, Ладыгина Инна Сергеевна

ВГУЭС ИП УП-09-01, ladigina_is@mail.ru

Студентка, Платонова Татьяна Алексеевна

ВГУЭС ИП УП-09-01, platonova_ta@tl.pskb.com

«Как победить на олимпиаде по управлению персоналом?» - этот вопрос мы задали себе весной 2013 года. Всероссийская студенческая олимпиада по управлению персоналом, проводимой под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, а также под эгидой Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» проходила в рамках VI Сибирского кадрового форума «Управление трудом: вызовы времени»  в г. Новосибирске. В апреле 2013 года, нашему ВУЗу предстояло в первый раз принять участие в HR-событии страны. Студенты со всех уголков России собрались в одном месте, в Новосибирском государственном университете экономики и сервиса. Здесь были команды из 19 городов нашей Родины: Москва, Иркутск, Томск, Тюмень, Омск, Красноярск, Новосибирск, Владивосток и другие. Команда Владивостокского государственного университета экономики и сервиса впервые представляла Приморский край на событии такого масштаба.

Формирование команды ВГУЭС происходило методом привлечения активных, ответственных студентов, обучающихся на «отлично». Так три студентки четвертого курса Фисенко Ирина, Ладыгина Инна, Платонова Татьяна под руководством заведующей кафедрой управления персоналом и трудового права, кандидатом социологических наук Горшковой Оксаны Владимировны объединились с общей целью – поехать, достойно выступить и узнать все нюансы мероприятия.

Организаторами форума были предоставлены необходимые документы, где подробно были прописаны условия и задания которые необходимо было выполнить заранее, т.е.  до момента отправления в индустриальный центр Сибири. Съемка видео представления команды – первое задание, к которому мы приступили. Клип должен был не превышать две минуты и отражать аспекты получаемой профессии, сплоченность и особенность команды. Подход к работе был серьезным: белый верх, черный низ, официальный внешний вид, пример отборочного интервью и его успешность - составляющие нашего видео. Подобная идея родилась в процессе «мозгового штурма» в студенческой группе, ее предложила наша коллега и товарищ по учебному процессу Мария-Магдалина. Спасибо, Видео-Центру ВГУЭС, за помощь при съёмках и монтаже короткометражного видео-представления.

Так как до того момента еще никто не участвовал в этой всероссийской олимпиаде, мы не знали к чему готовиться – оставалось только ждать, ждать самого мероприятия.

Путь в город Новосибирск был достаточно продолжительным. Мы летели с пересадками в г. Хабаровске. Что дало нам возможность познакомиться с культурными достопримечательностями города. Вдобавок ко всему, было дополнительное задание, которое было необязательно к выполнению, но мы решили его сделать именно в этом городе. Необходимо было сделать PR-видео «Управление персоналом». Решили это сделать в стиле home-видео, с помощью гаджетов и смекалки. Таким образом, в столице Хабаровского края появились репортеры, опрашивающие прохожих и донимающие их вопросом – а что же такое управление персоналом и как они это понимают. Ответы были разнообразные: от смешных и забавных, до серьезных и философских. Выводом лишь было одно, что этот вопрос серьезный и многие встречные не понимают суть важности данного направления. К тому времени наше пребывание в этом городе подошло к концу, нас ждал самолет Аэрофлота.

Встреча с г. Новосибирском была теплая и удивительная. В аэропорту Толмачево нас встретил преподаватель вуза, в котором проходило мероприятие, и по дороге в гостиницу с удовольствием поведал нам о месте нахождения. Не спав уже более суток, мы наслаждались «ровным» городом и ночными огнями. Для адаптации ко времени (как-никак разница 4 часа), к климату у нас был день, который прошел в подготовке к началу конкурса.

И так, ожидаемое мероприятие началось. Первым этапом нашего конкурса стало знакомство с командами-конкурентами. Представить свою визитку и посмотреть остальные - было очень важно на этом этапе, ведь именно тогда представляешь, с кем имеешь дело и видишь на какие аспекты своей команды нужно обратить внимание. Представления были очень разнообразными: от моделирования HR-процессов до представления команды в виде сказки.

Вступительная речь организаторов разграничили дни олимпиады: индивидуальный, командный, заключительный.

Так как мы ожидали командных заданий, для нас это оказалось сюрпризом. Но привыкшие бороться до конца, мы приняли вызов. Первым этапом индивидуального дня был написание эссе на отвлеченную от управления персоналом тему. Так все присутствующие были разделены на четыре потока, которым соответственно достались темы «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». Участникам нашей команды достались  все темы кроме «Дня». В данном эссе нужно было связать это единственное слово (тему эссе) с нашей специальностью и отразить все аспекты управления персоналом. Не имея возможности посоветоваться и обсудить темы, каждый приступил к творчеству, но все связали их с организацией трудового процесса, времени труда и отдыха персонала.  По прошествии двух часов мы сдали свои работы.

Вторым этапом стала индивидуальная компьютерная игра. Задание которой было увеличение прибыли с 1,5 до 6,5 миллионов посредством управления персоналом в организации, которая производила детские игрушки. Так игрок являлся «новичком» в организации, занимающим позицию менеджера по персоналу. Каждому из нас было дано 40 недель в рамках игровой программы и доступ ко всем кадровым процессам происходящим в организации. Прием, адаптация, обучение, оценка,  высвобождение – инструменты игры. Здесь нужно было аккумулировать все полученные знания в процессе обучения таким образом, чтобы не быть уволенным, наладить отношения как с топ - менеджментом, так и с коллективом. Итогом нашей вовлеченности в игру стало развитие нашего персонажа по всем статьям, выделенным в программе, хорошее отношение с руководством и другим персоналом фабрики, однако мы не достигли заветной цифры 6,5 миллионов рублей. К слову, мало кто из присутствующих достиг поставленной цели, однако они есть, а значит есть ориентир и стремление.

Второй день, как и предыдущий начался в 10 утра. Нам предстояла работа в команде. Первое задание заключалось в решении кейсов и задач. Все команды, принимавшие участие в этом состязании сидели в шахматном порядке, для того, чтобы иметь возможность размышлять отдельно от всех команд, никому при этом не мешая и показать свою силу, подготовленность и потенциал жюри данного конкурса. К слову о жюри, его состав формировался из руководителей команд-участниц, т.е. оценивали нас 19 человек. Для ответов на поставленные вопросы для каждого задания выдавался бланк, подписывать который, естественно, нужно было по номеру, который нам присвоили организаторы в начале второго дня. Наш номер был 12. 

Итак, началось решение кейсов и задач. Всего их было 6, а по времени они занимали от 15 до 30 минут каждый. Например, было такое задание: мы просматривали фрагмент из фильма «Гараж», где герои выбирали людей, которых исключат из кооператива. Суть была в том, чтобы в иерархическом порядке с 1-го по 4-е место распределить, кому все-таки следует остаться в кооперативе, а кто будет исключен. Соответственно, следовало объяснить причины и привести объективные доводы. Помимо того, что правильного ответа здесь нет, так ситуацию осложняла плохая звукозапись. Но, следуя логике и полученным знаниям в ходе обучения, мы справились с этим заданием и уложились вовремя.

Также были задания, где следовало ответить на вопросы по мотивации персонала, предложить варианты решения, разработать программу мотивации сотрудников. Небольшую сложность составило задание по решению задач, т.к. формул у нас с собой не было, вспоминали их мы очень долго. Вот на это при подготовке следует уделить особое внимание. В целом, это испытание длилось приблизительно 2,5 часа.

После часового перерыва, нам предстояло второе задание. Это была игра под названием «Интуиция». Если сказать по-другому, то это всем известная игра «Крокодил», где требуется показать слово, не произнося при этом ни звука. Все команды форума разделили на 4 группы и рассадили по разным аудиториям. Нам составили конкуренцию 4 команды. Организаторы данного конкурса разделили его на несколько этапов. Всего провели 4 круга, в первом кругу давалось 4 минуты на то, чтобы команда угадала слово. Начинали, по традиции, с капитанов. В нашей команде эта была Ирина Фисенко, которая справилась со своими обязанностями капитана на «Ура». Второй круг сократили на минуту, третий и четвертый соответственно. В четвертый раз показывать слово выходил снова капитан, и нам следовало отгадать его за минуту. Помимо того, что с каждым правильным ответом мы набирали баллы, давался бланк, в котором можно было вписать отгаданное слово, которое показывала команда-соперник. Слова были связаны, конечно же, с управлением персоналом, такие как: оценка, льгота, управление, увольнение и т.п. В целом, это задание нам показалось очень легким и довольно веселым. Был один огромный плюс в том, что мы давно знакомы и понимаем друг друга без слов, за исключением некоторых команд, в которых были абсолютно посторонние люди, точнее объединяло их то, что они из одного университета и учатся на управлении персоналом. В таких командах проводился отбор, чтобы принять участие в кадровом форуме. Что касается ВГУЭС, то наш руководитель взяла это на заметку.

На такой позитивной ноте закончился второй конкурсный день.

Помимо конкурсных заданий организаторы мероприятия позаботились об организации свободного времени гостей. Нам показали документальный фильм про город Новосибирск, третий по величине город в России. После просмотра, мы уверены, каждый вынес для себя что-то новое.

На третий день нам предстоял конкурс «Знаток трудового права». Изначально, было некорректно сформулировано задание. Нам следовало внести коррективы в закон о военнообязанных, касаемо льгот отцов-одиночек. Хотя разрешалось пользоваться СПС «Гарант» и СПС «Консультант плюс», практически всех это задание ввело в тупик. Организаторы пытались объяснить, что от нас требовалось в течение 20 – 30 минут. Помимо некорректного задания, именно в этом конкурсе принимали участие молодые люди из военного университета, дабы «блеснуть» знаниями трудового права, с учетом того, что до этого они не принимали участие в форуме.  А вторая часть этого конкурса была в тестовой форме. Было 60 вопросов и давалось 20 минут на ответы. По большей части ответы были на интуитивном уровне, т.к. время текло очень быстро, и погружаться в детали мы не успевали. На наш взгляд это был один из важных конкурсов в силу специфики нашей профессии, но организаторы сообщили, что принимать участие в нем можно по желанию. К тому же, возникло такое чувство, что они не особо хотели его проводить и не рассчитали размеры аудитории. Все сидели впритык, разве что не на головах друг у друга. По времени этот конкурс занял часа полтора и в отличие от предыдущих конкурсных дней он оставил негативный осадок.

Наконец закончились все задания, и на заключительный день все шли с неизгладимым чувством эйфории. Не терпелось узнать результаты, т.к. промежуточных нам не сообщали. И вот нас впустили в аудиторию, где происходило открытие. Большинство команд выглядели празднично, были даже одетые в атрибутику своего вуза, в соответствующих цветах. Этим они, конечно же, выделялись. За время пребывания в Новосибирске мы завязали хорошие отношения с участниками из других городов и эмоционально не стеснялись поддерживать друг друга. Такого рода мероприятия значительно влияют не только на профессиональный уровень студентов, но и завязывают дружественные связи с людьми, с которыми есть общие интересы. Это неоспоримый опыт для начинающих специалистов.

С заключительными речами выступили организаторы данного мероприятия, представитель Сбербанка России, представитель крупного кадрового агентства в г. Новосибирске и др. Помимо этого, мероприятие разбавили выступления творческого характера: танцы и песни. И вот началось награждение.

Участвуя впервые в мероприятии такого крупного масштаба, мы победили в следующих номинациях:

I место в деловой игре «Интуиция»;

II место в стратегической компьютерной игре;

III место в конкурсе «Знаток трудового права».

Помимо этого, участница команды ВГУЭС Платонова Татьяна заняла II место в индивидуальном зачете в конкурсе эссе.

Хотя мы не заняли призовые места в общем рейтинге команд, приятно было осознавать, что I место заняли ребята из Иркутска, за которых мы действительно были рады, и которые как команда составили нам конкуренцию.

А для успешного выступления необходимо уделять значительное внимание обучению, вникать во все аспекты связанные не только с управлением персоналом, но и с сопутствующими дисциплинами. Так же нужно развивать себя, не ограничиваться обучающим процессом, это позволит по-другому и неординарно смотреть на вещи. Проявлять инициативность и креативность. В совокупности это обеспечит победу.

В любом случае, это был огромный опыт, незабываемые эмоции, новые приобретенные знакомства и понимание того, что ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. Ведь мы же УПРАВЛЕНЦЫ!