Предложение по повышению места университета в международном рейтинге Webometrics

17 Октября 2013

Сейчас на мировом рынке образовательных услуг глобальные рейтинги высших учебных заведений приобретают все более важное значение. Участие в мировых рейтингах для российских вузов стало «делом престижа». В условиях глобализации международный рейтинг - один из способов привлечения иностранных студентов, качественных российских абитуриентов, вузов-партнеров и спонсоров.

Предложение по повышению места университета в международном рейтинге Webometrics

В современном мировом рынке образовательных услуг глобальные рейтинги высших учебных заведений приобретают все более важное значение. Участие в мировых рейтингах для российских вузов стало «делом престижа». В условиях глобализации международный рейтинг - один из способов привлечения иностранных студентов, качественных российских абитуриентов, вузов-партнеров и спонсоров. С 2000 года наблюдается положительная динамика численности иностранных граждан, обучающихся в российских вузах. Но в общем объеме доля студентов, обучающихся по международным соглашениям, сегодня остается не более 3 процентов. 

Можно выделить четыре наиболее известных мировых рейтинга: «Academic Ranking of World Universities (ARWU)» (Шанхайский рейтинг лучших университетов мира), «The Times» (The Times Higher Education World University Rankings), QS World University Rankings (Quacquarelli Symonds), «Webometrics» [1].

Рейтинг высших учебных заведений Webometrics, который считается одним из самых авторитетных в мире, анализирует присутствие университета как научно-исследовательского центра в Интернет-пространстве. Данный рейтинг высших учебных заведений мира рассчитывается исследовательской группой Cybermetrics, входящей в состав Национального исследовательского совета (National Research Council, CSIC) Испании.

Первоначальной целью проекта Webometrics было не столько создание рейтинга учебных заведений, сколько стимулирование web-публикационной активности университетов. Основная задача Webometrics — мотивировать научные и учебные заведения выкладывать в публичный доступ свои научные и учебные материалы, он основан на анализе представления вуза в Интернет-пространстве и косвенным образом позволяет оценить образовательные и научно-исследовательские достижения университетов через сравнение их сайтов. 

Webometrics охватывает большее количество учреждений, чем другие аналогичные рейтинги: в июле 2013 года оценивалось более 21 тысяч университетов мира. 1188 российских вузов попали в рейтинг в июле 2013г.

Осознавая важность мировых рейтингов для университетов, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) производит анализ рейтинга Webometrics и разрабатывает рекомендации по повышению места университета в рейтинге Webometrics. Произведенные работы, основанные на этих рекомендациях, позволили ВГУЭС подняться в рейтинге за январь 2013 г. на 56 пунктов в национальном рейтинге университетов по версии Webometrics по сравнению с рейтингом за июль 2012г.

В этой работе представлен анализ рейтинга Webometrics за июль 2013 года и предложены рекомендации, позволяющие повысить место университета в рейтинге.

Показатели оценки

В рейтинге Webometrics за июль 2013 г. произошли изменения по двум показателям - Видимость/Visibility и Открытость/Openness, - по сравнению с рейтингом, вышедшем в январе 2013 года.

  • Visibility/Видимость имеет вес 50%. Видимость сайта - квадратный корень из количества уникальных внешних ссылок на ресурс, умноженное на количество ссылающихся доменов. Требуемые данные собираются при помощи сервисов Majestic SEO и ahrefs. Данные сервисы, основанные на собственной поисковой системе, показывают количество ссылающиеся доменов и ссылок, проиндексированных в их системах. В июльском рейтинге Webometrics 2013 г. исключаются из подсчета 10 активно ссылающихся на сайт университета доменов и внешних ссылок.
  • Activity/Деятельность имеет вес 50%. В показатель входят 3 составляющие, имеющие равный весовой коэффициент:

◦  Excellence/Научное превосходство (1/3) учитывает рейтинговые данные научно-исследовательской группы Scimago (SIR), которая проводит оценку университета по показателям научной продуктивности. Научные работы, опубликованные в компетентных международных журналах, учитываются не все, а лишь 10% наиболее цитируемых в соответствующих областях науки.

◦  Presence/Присутствие (1/3) учитывает количество всех страниц основного домена университета с учетом всех поддоменов и директорий, проиндексированных поисковой системой Google. Проверка с помощью запросов в Google. Форма запроса на примере сайта ВГУЭС "site:vvsu.ru".

◦  Openness/Открытость (1/3) учитывает количество «Rich files»: выложенных и опубликованных документов на сайте вуза. Учитываются файлы форматов - .pdf, .doc, docx, .ppt, pptx, ps&eps. Проверка выполняется с помощью запросов в Google. В июле 2013 г. при расчете рейтинга отказались от Google Scholar и снова вернулись к количеству файлов (без учета их «научности»).

Как видно из показателей оценки, для рейтинга Webometrics за июль 2013 года, важна, как «научность» университета (т.е. результаты научной активности), к которой обеспечен публичный доступ, так и «востребованность» сайта вуза, которая показывает престижность сайта вуза и авторитет цитируемого контента.

Рейтинг Webometrics российских университетов

Для просмотра рейтинга сайтов российских университетов необходимо зайти на сайт http://www.webometrics.info, во вкладке «Europe», выбрать страну «Russian Federation».

В таблице 1 приведен выборочный рейтинг первой пятерки российских вузов: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), а также рейтинг, Новосибирский государственный университет (НГУ), Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет (СПбГПУ), Высшей школы экономики (ВШЭ), Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ)

Таблица 1

Выборочный рейтинг сайтов университетов по версии Webometrics

Нац. рейтинг 07.2013Нац. рейтинг 01.2013 Динамика нац. рейтинга Мировой рейтинг 07.2013 Мировой рейтинг 01.2013  Динамика мирового рейтинга Университет
 1 1 0 102 79 -23 МГУ
 2 2 0

 595

 446 -149 СПбГУ
 3 4 +1 603 710+107 МИФИ
 4 6 +2 806 835 +29 НГУ
 5 9 +4 820 964+144 СПбГПУ
 95 -4 1244 726-518 НИУ ВШЭ
 44 42 -2 2687 2024 -663 ВГУЭС
 84 66 -18 3652 2573 -1079 ПетрГУ
 87 62 -25 3714 2517 -1197 ДВФУ

Анализ рейтинга Webometrics для ВГУЭС

Проанализируем детально показатели рейтинга.

Оценка рейтинга по показателю «Видимость» (Visibility).

Коэффициент корреляции по Спирмену между итоговым показателем и местом сайта в рейтинге по данному показателю составляет -0.9230.

По сравнению с показателями прошлого рейтинга, в рейтинге от 07.2013 по видимости сайта ВГУЭС улучшил свои позиции на 8 пунктов, поднявшись с 1361 места на 1353 в мировом рейтинге, а в национальном рейтинге ухудшил на 9 пунктов, опустившись на 29 место.

Показатель «Научное превосходство». По сравнению с рейтингом за январь 2013 года ВГУЭС в рейтинге за июль 2013 года улучшил свои позиции по рассматриваемому показателю на 123 пункта, поднявшись с 5203 на 5080 место, но в национальном рейтинге ухудшил свою позицию на 243 пункта: с 141 на 384 место.

Оценка рейтинга по показателю «Присутствие»

Коэффициент корреляции по Спирмену между результатами проверки посредством прямых запросов в Google и местом сайта в рейтинге по данному критерию составляет -0.9133.

Несмотря на увеличение количества страниц на 19 тыс., ВГУЭС занимает по этому параметру в международном рейтинге 3435 место, потеряв 720 пунктов, в национальном рейтинге 147 место, потеряв 42 пункта. Указанные данные служат свидетельством того, что несмотря на произведенную работу по сайту, другие университеты провели более интенсивную работу (ВШЭ увеличила количество страниц университета на 3 миллиона 650 тыс. страниц, УрГЭУ на 90 тыс. страниц), из-за чего сайт ВГУЭС потерял указанные пункты в рейтинге.

Оценка рейтинга по показателю «Открытость»

Коэффициент корреляции по Спирмену между результатами проверки по Google и местом сайта в рейтинге по данному критерию составляет -0.9382.

ВГУЭС в международном рейтинге по этому показателю опустился с 1137 на 1683 место, но в национальном рейтинге поднялся на 39 пунктов: с 81 места на 42. 

Рекомендации по улучшению рейтинга вуза

Исходя из анализа рейтинга Webometrics, необходимо провести следующую работу над сайтом для улучшения показателей и, следовательно, для повышения места в рейтинге:

для показателя «Видимость»:

  1. улучшение качества контента сайта: подбор и включение ключевых слов на каждой странице сайта (для объектов корпоративной информационной среды обеспечение автоматической генерации ключевых слов), расширение аналитического материала по научным, инновационным, образовательным и другим проектам университета;
  2.  регистрация в каталогах и справочниках вузов, в том числе международных, участвовать в научных конференциях, интернет-форумах, ссылаясь на материал, размещенный на сайте университета. Публикации сотрудников и преподавателей вуза должны содержать ссылки на материалы и ресурсы вуза, как в содержании, так и в списке литературы;
  3. наличие мультиязычной версии сайта. Для ВГУЭС актуальным является наличие англоязычной и китайской версий сайта, которые должны содержать около 30% русскоязычной версии (по рекомендациям Webometrics), поэтому важно не только переводить информационные тексты основных разделов на английский и китайский языки, но также стимулировать англоязычные/китайские публикации сотрудников университета. На английском и китайском языке должна быть представлена не только главная страница и основные разделы сайта, но и разделы, посвященные исследовательской работе, научным публикациям, обязательно с прикрепленными файлами в формате .pdf, .doc, docx, .ppt, pptx;
  4. предпочтение авторитетным ресурсам, с которого идет ссылка на сайт.

для показателя «Присутствие»:

  1. увеличение количества страниц сайта вуза с уникальным контентом, за счет расширения присутствия на сайте подразделений, проектов, направлений, конференций, мероприятий и разработки версий сайта на других языках;
  2. использование данных корпоративной информационной среды вуза в качестве данных, которые могут быть автоматически опубликованы на сайтах вуза, кафедр, факультетов, структурных подразделений  и направлений. Информация на таких страницах всегда актуальна, и их создание не требует дополнительных усилий со стороны разработчиков контента. Система управления контентом [2], разработанная во ВГУЭС, имеет возможность отображать один и тот же объект как разную страницу, если обращение к нему выполнялось из разного контекста. Это позволяет создавать несколько представлений одного и того же объекта и генерировать несколько страниц. Например, научные публикации представляются в различных страницах, будучи одним объектов, в контексте сайта науки, в разрезе научной работы кафедр, на сайте Электронный кампус (www.e-campus.vvsu.ru) (публикации, связанные с информатизацией университета). Примерами таких объхектоы на сайте вузов могут быть: научные публикации, дисциплины, учебные планы, учебно-методические материалы, научные проекты, сотрудники, аспиранты, студенты и многе другое;

для показателя «Научное превосходство»:

  1. повышение публикационной активности научно-педагогических работников университета в журналах международных баз, в первую очередь Scopus и Web of Scienсe;

для показателя «Открытость»:

  1. открытие научных публикаций и диссертаций сотрудников, учебно-методических материалов преподавателей, материалов журналов, издающихся в университете, материалов проводимых в университете конференций, дипломных и диссертационных работ студентов и магистрантов и т.п., где эти материалы представлены в виде файлов, формата pdf, doc, docx, ppt, pptx. Важно, чтобы файлы были проиндексированы Google, для этого файлы формата pdf должны быть сделаны из текстовых форматов, а не с помощью сканера;
  2. обеспечение на каждой странице сайта файла – копии страницы - в формате pdf;
  3. публикация на сайте нормативно-справочных материалов вуза в присоединенных файлах (регламенты, положения и т.п.);
  4. обеспечение, чтобы ссылки на файлы сайта университета содержали расширение, соответствующее формату файла (pdf, doc, docx, ppt, pptx)

Литература

[1] Ranking Web of Universities: [URL] - (http://www.webometrics.info/).

[2] Шахгельдян К. И. Система управления сложноструктурированным сайтом вуза/ К.И. Шахгельдян, О. Н. Широкова О.Н., Д.В. Гмарь// Информационная среда вуза XXI века. – Петрозаводск, 2010

 © К.И. Шахгельдян, И.А. Трофимчук Предложение по повышению места университета в международном рейтинге Webometrics