Ректор ВГУЭС Геннадий Лазарев: «Три года учебы и год практики – требование времени и работодателя»

17 сентября 2013 Жизнь вуза

Студенты ВГУЭС будут учиться без сессий.

Ректор ВГУЭС Геннадий Лазарев: «Три года учебы и год практики – требование времени и работодателя»

- Министр образования Дмитрий Ливанов сообщил, что Министерство будет требовать от университетов главное – чтобы выпускники были готовы к работе. Во ВГУЭС готовится революционная программа – бакалавриат за три года плюс год практики, это правда?

 - Я считаю, у нас дела обстоят хорошо в значительной степени потому, что те проекты, которые реализуются в нашей стране, получают огласку и развитие через несколько лет после того, как мы в университете начинаем над ними работать.

Беда наших российских университетов состоит в том, что мы продолжаем работать по той идеологии, которую в свое время озвучил Аркадий Райкин: «После окончания университета, забудь все то, чему вас там учили и идите, учитесь по-новому». Наши университеты продолжают учить не тому, что  нужно внешней среде, а учат тому, чему умеют.

Если говорить о ВГУЭС, то у нас созданы все условия, для того чтобы наши преподаватели и научные работники делали то, что должно обеспечить успешность наших выпускников. Мы сейчас перешли на новую программу обучения, давно ушли от сессий, сохранив 17-ти недельные семестры. Мое глубокое убеждение, студент в университете должен готовиться к тому, что ждет его на практике, на работе. А там не будет ни сессий, ни зачетных недель, он должен будет ходить каждый день и выполнять полезную работу. Поэтому и итоги обучения нужно подводить каждый день, тогда не надо будет каждый год тратить целых 6 недель,  а это за три с половиной года обучения - почти целый семестр.

По новой программе наши студенты три года изучают теорию, а на четвертом курсе идут на год на производственную практику. В этом случае студент приходит на практику как желанный сотрудник, ведь он не гость, пришедший максимум на месяц, а постоянный сотрудник, который зарабатывает деньги и может рассматривать место практики как возможное в будущем место работы. От такой практики намного больше толку и для студента, и для университета, и для работодателя. Студент в выигрыше вдвойне, он зарабатывает деньги уже на третьем курсе, получает необходимые знания и готовится к самостоятельной полноценной жизни.

-   Новый закон «Об образовании» подводит университеты к практической работе с предприятиями, поэтому необходимо создание базовых кафедр на базе предприятий, развивать сетевые формы взаимодействия вузов и предприятий,  прикладной бакалавриат. Предложенные изменения в учебном процессе говорят, о том, что вы идете в русле, которое предлагает министр Ливанов. Как  уложить четыре года занятий в три?

 - Подведение итогов идет каждый день, это не простая технология, мы долго к этому шли, сегодня это у нас отработано. Таким образом, без сессий  в течение учебного года освобождается 6 недель, и студенты раньше закончив теоретическое изучение, начинают эти 6 недель изучать дисциплины 2-го курса. Студенты заинтересованы в том, чтобы получить практические знания и самостоятельно зарабатывать деньги. Ведь не секрет, что многие студенты начинают работать с 3-4 курса. В традиционной постановке, они работают полулегально, пропускают занятия, подменяются, где-то ловчат. А зачем это делать? Надо чтобы студент на четвертом курсе полноценно работал.

- Получается, что в декабре вместо сессии начинается второй семестр?

- Совершенно верно, будут еще каникулы, а дальше снова учеба. Летом первый курс заканчивается на 6 недель раньше и начинается изучение материала за второй курс.

- Нужно чтобы предприятия готовы были принять ваших студентов, но сейчас больших промышленных предприятий практически не осталось. Куда пойдут студенты, где они будут проходить практику?

- Я считаю, что это не главное, чтобы студенты шли работать на крупные предприятия. Главное то, что сегодня работодатель будет совершенно по-другому относиться к практиканту, если студент придет на целый день и на целый год. Когда приходят на 2-3 недели, это - головная боль, причем для всех: студента, преподавателя, работодателя и университета. В нашей постановке, студенты первого и второго курсов проходят социальную практику в университете в течение двух недель, а на предприятия по специальности они идут работать уже  целый год. Я думаю, что проблем не будет, мы, прежде чем переходить на эту схему, встречались со многими работодателями, и такой студент-практикант интересует всех.

Основным направлениям новых образовательных технологий во ВГУЭС была посвящена последняя проектная сессия. В зале Ученого совета проректор по учебной и воспитательной работе ВГУЭС, профессор, доктор экономических наук  Ирина Черная  рассказала преподавателям трех институтов – Института права, Института международного бизнеса и экономики и Института сервиса, туризма и дизайна – об оптимизации учебных планов и аудиторной нагрузки преподавателей, способах повышения качества организации самостоятельной работы студентов, внедрении новых образовательных технологий, использовании сетевой формы обучения.  Ведущий специалист учебного отдела ВГУЭС Наталья Коновалова в своем докладе выделила проблемы и трудности, которые могут возникнуть у сотрудников университета при перестройке учебного процесса.