Летняя школа HSE{SUN} бизнес – инкубатора НИУ ВШЭ.

1 Августа 2013Жизнь ВУЗа

БИ_Летняя школа HSE{SUN} бизнес – инкубатора НИУ ВШЭ.

Летняя школа HSE{SUN} бизнес – инкубатора НИУ ВШЭ.

25 июля подвела итоги своей работы Летняя школа HSE{SUN}, которую уже не первый год проводит бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ. Ее главные задачи – развитие предпринимательства, инновационной инфраструктуры, нетворкинга, а также  повышение образования сотрудников бизнес-инкубаторов и технопарков. В этом году в школе приняли участие 45 человек, а знаниями с ними делились не меньше спикеров и экспертов. В рабочей обстановке инкубатора собрались коллеги со всей России, приехали коллеги из Казахстана, Финляндии и Италии чтобы начать 4-дневный марафон по обмену опытом.Четыре дня все вместе работали над созданием модели успешно работающего бизнес-инкубатора и технопарка.

Открыли школу приветствием Алексей Николаев (Intel) и Георгий Гоголев (ОАО «РВК»). Оба они подчеркнули важность развития инновационной экосистемы во всей стране.

-Важнейшей задачей  этой школы организовать правильный обмен опытом. Подчеркнул Георгий Гоголев.

Молчанова Юлия, Куратор стартаповБизнес-инкубатора НИУ ВШЭ, рассказала о том, как строится работа инкубатора и какие задачи решает каждая активность.

Анастасия Тюрина (Управление инновационной деятельности, Инновационный центр НИУ ВШЭ) в своей лекции отметила:

-Важно в работе сотрудников инкубатора с проектами понять истинные потребности и проблемы фаундеров. Часто запрос на решение того или иного вопроса в стартапе является лишь следствием другого, более глобального диссонанса в работе над проектом.

Анастасия рассказала о том, как с применением методики «кругового коучинга» можно помочь самостоятельно расставлять приоритеты и находить правильные пути в решении задач.

Важно понимать, что работа над построением моделей инновационного бизнеса (каким, без сомнения, является и инкубатор с технопарком) представляет собой непрерывный путь проб и ошибок.

Например, участник школы Алексей Серебренников( Нанотехнологический центр г. Зеленограда) сказал:

-Идеальных рецептов в нашей работе нет – важно запоминать опыт несработавших решений, чтобы не повторять их в будущем.

Основным трендом в разговорах о том, как должен работать инкубатор, стало понимание того, что это должна быть смешанная модель: субсидирование (например, государственными программами или вузами) и  самостоятельное зарабатывание денег.

Как раз о таком опыте рассказывала на своем занятии «Как трижды перезапустить инфраструктурный проект и не закрыться»  Маруся Подлеснова(RusBase, Стартап Афиша). Она также провела деловую игру по моделированию ситуационных кейсов для инкубаторов и технопарков, где участники смогли сами ответить на следующие вопросы: «Почему не всегда можно работать с крупным спонсорством? Как заработать государственному технопарку – кроме стереотипной аренды помещений? Как технопарку взаимодействовать с технопарком или венчурным инвестором?»

Следующим этапом Школы стал переезд в пансионат Ершово, где проходили следующие 3 дня образовательной программы, а вечером этого же дня участники в неформальной обстановке познакомились, у каждого из них была возможность рассказать о себе, своем подразделении, обозначить цели и ожидания от школы.

GrowthUp:

-Мы по деятельности похожи на инкубатор Вышки, проводили много конференций и семинаров, мы частная структура. Но всегда оставались независимыми. В настоящий момент остро стоит вопрос повышения эффективности того что мы делаем. 

HSE{Inc}:

-Начавшись как студенческая инициатива, постепенно мы стали полноценной структурой ВШЭ, сделали рывок и пришли к той модели которой мы являемся сейчас. 

Ингрия:

-Изначально был план создать конкурент Сколково - собрать 11 тысяч программистов с кучей бизнес центров в одном районе. Решили на время строительства создать временный проект бизнес-инкубатора. В итоге стройка заброшена, а бизнес-инкубатор успешно функционирует , сейчас там находится 80 резидентов. Сейчас ищем время на самоокупаемость. 

Дружба:

-Мы являемся первым инкубатором, созданным при вузе – в2004году. До сих пор остаемся вузовским, есть также межвузовские проекты. Мы - маленький университет и не можем конкурировать с большими ВУЗами , именно поэтому проблемы с Финансированием , ищем другие каналы , пытаемся стать самоокупаемыми . 

Мы боремся за качество. 

 

Евгений Пелтола рассказал о том, как работает один из лучших в мире студенческих Бизнес-акселераторовStartupSauna, основателем которого он является. Сейчас Финляндии необходимо создание 200 тысяч новых рабочих мест. Акселератор должен способствовать созданию и развитию новых компаний, таким образом, помогая в решении этих проблем. Для вовлечения активной молодежи используются яркие ролики, демонстрирующие обстановку внутри акселератора. Кроме того, что участие для студентов является бесплатным, запускаются такиемотиваторы, как статусность, репутация, влияние. За этим сейчас стремится молодежь.

Среди участников были представители Дирекции по связям с общественностью НИУ ВШЭ – Ольга Косарева и Полина Байбакова. Мы спросили их о результатах летней школы.

Какие темы в этом году актуальны для инновационной инфраструктуры и ее развития?

Полина:

-На мой взгляд, очень актуальна тематика создания мероприятий, знакомящих молодежь с понятием и сущностью предпринимательства – с целью дальнейшего вывода на рынок грамотных предпринимателей. Другими словами, популяризация предпринимательства среди молодежи – одна из ключевых задач развития инновационной инфраструктуры.

Ольга:

-Формирование сообществ интересует и волнует всех, а в регионах это проходит со скрипом. Целесообразно делать даже отдельный блок по этой теме, включив сюда нетворкинги, пиар и т.д.

Отметьте пожалуйста три основных принципа, которые, на ваш взгляд, должны вынести участники школы.

Полина:

- Создание команды, оценка ее компетентности и умение перебороть в себе страх замены одних членов команды на других. Немаловажно и то, что нужно делиться опытом и работать над формированием инфраструктуры в регионе. Заниматься пиаром нужно всем участникам рынка, а не только стартапам, которым важно поднять продажи. Даже если вы продаетесь хорошо, это не значит, что пиар вам не нужен. Просто для каждой организации он свой.

Ольга:

- Для любого стартапа основная движущая сила и главная ценность – не идея, которая многократно может поменяться, а команда. Поэтому нужно больше времени и сил уделять именно ее совершенствованию и лояльности, а также ее оценке.

И, конечно, самым важным активом, который унесли с собой участники HSE{SUN}  - личные знакомства, контакты и договоренности о сотрудничестве.

Директор Бизнес-Инкубатора ВГУЭС,Владимир Снитко, поделился своим мнением:

- Участие в летней школе позволило наладить контакт с ведущими бизнес-инкубаторами страны и получить их опыт. Мы работали над различными практическими кейсами, что позволило максимально приблизить результаты к жизни. Думаю, что многие решения мы внедрим в практику нашего инкубатора. Бизнес-инкубаторы на Западе играют значительную роль в инфраструктуре поддержки предпринимательства. У меня есть все основания, что мы сможем сделать значительный рывок в своем развитии в течение этого года. Все условия во Владивостоке уже созданы, остается только собрать мозаику воедино.