Методология "Шесть сигм" для лидеров или как достичь 3,4 дефекта на миллион возможностей

3 июля 2013
Методология

Про методику «Шесть сигм» написано уже немало, в том числе и на русском языке.

Стоит ли увеличивать перечень литературы очередным произведением?

Этот вопрос неправомерен, потому что жизнь не ждет и не дает нам передышки.

Приходится как можно оперативнее впитывать, осваивать и перерабатывать стремительный поток информации в надежде извлечь из него что-нибудь полезное для отечественного бизнеса. Особенно это важно для лидеров, которые в условиях постоянного дефицита времени решают, какие методы использовать и как это делать. Между тем ошибки, которые они могут совершить при внедрении очередной инициативы, обходятся слишком дорого.

Для того чтобы они захотели услышать и смогли воспринять наиболее существенную  информацию, нужен опытный человек, в нашем случае хорошо разбирающийся во всех нюансах методологии «Шесть сигм» и умеющий излагать свои мысли на специфическом языке лидеров. Такое счастливое сочетание встречается редко, но нам повезло: автор книги, которую мы держим в руках, как раз такой специалист. Грегори Ватсон имеет многолетний опыт собственного лидерства и работы с лидерами ведущих мировых компаний.

Поэтому он легко изъясняется на их языке, который непривычен для простых смертных.

Его слог краток, точен, динамичен: на иное просто нет времени. Именно в этом — основная трудность для тех читателей, которые еще не усвоили новый для них жаргон.

Кроме того, автор известен как один из инициаторов внедрения методологии «Шесть сигм» сначала в США, а потом и по всему миру. Несколько лет назад он провел большой семинар в Москве, собравший сотни слушателей. Уже тогда было ясно, что г-н Ватсон свободно владеет материалом. И это неудивительно, к тому времени он имел «черный пояс» по «Шести сигмам», т. е. сам руководил несколькими проектами, а также консультировал представителей многих компаний. Добавим еще, что он член редколлегии ведущего журнала по методологии «Шесть сигм» Six Sigma Forum Magazine, уже пять лет издаваемого Американским обществом качества.

Книга представляет собой собрание формально не связанных между собой глав, каждая из которых содержит ответ на конкретный вопрос, и это облегчает восприятие читателей. Причем вопросы сформулированы таким образом, чтобы охватить по возможности весь спектр тем, которые стоит изучить в первую очередь при знакомстве с концепцией «Шесть сигм».

В кратком предисловии невозможно рассказать подробно о содержании ответов на типичные вопросы. Однако стоит отметить: в настоящее время ведется острая дискуссия по поводу некоторых аспектов методики «Шесть сигм». Например, ряд известных японских специалистов критикуют отдельные положения этой концепции. Автор активно участвует в полемике и, возможно, именно по этой причине не касается в своей книге спорных вопросов: в частности, японский опыт привлекается им лишь эпизодически. Следует отметить, что существует много общего между методологией «Шесть сигм», подходами Г.Тагути и производственной системой «Тойоты». Этот факт, возможно, станет темой другой книги.

Грегори Ватсон уже опубликовал в США свою следующую работу. Она касается

важнейших аспектов применения «Шести сигм» — проектирования, конструирования и исследований новой продукции и услуг с учетом требований этой концепции. Надеюсь, что российские читатели скоро также смогут прочесть эту новую книгу.

У издания, которое мы держим в руках, есть еще одна интересная и важная особенность: оно универсально. Это значит, что предложенные в нем советы годятся не только для концепции «Шести сигм», поскольку внедрение любой другой широкомасштабной инициативы проходит практически те же самые стадии. Поэтому лидеры бизнеса могут почерпнуть из книги много полезного, например, для внедрения бережливого производства или системы менеджмента качества, а возможно, и чего-либо более экзотичного.

Итак, книга адресована прежде всего первым лицам, лидерам бизнеса, руководите

лям компаний, членам советов директоров, собственникам. Как и в США (где издание стало национальным бестселлером), в России ее можно использовать в качестве учебного пособия для подготовки «черных поясов», «мастеров черного пояса», «спонсоров» и «чемпионов» — одним словом, всех тех, без кого реализация проекта «Шесть сигм» невозможна. Кроме того, книга представляет определенный интерес для студентов и аспирантов в области менеджмента, маркетинга, систем качества и прикладной статистики.