Понятие речевой коммуникации в процессе преподавательской деятельности

30 апреля 2013

Даниловских Т.Е.

Современный процесс обучения направлен на формирование разного рода компетенций, среди которых одно из первых мест занимает коммуникативная компетентность, составляющей частью которой является речевая компетентность. В понятие речевой коммуникативной компетентности включается умение наладить эффективную речевую коммуникацию.

В основе всякой деятельности человека лежит коммуникативная речевая деятельность, поэтому среди профессиональных творческих умений овладение коммуникативными тактиками должно осваиваться в течение всей жизни. Умение спрашивать, говорить, слушать, отвечать - вот те действия, которые помогают человеку на пути к созиданию себя, своей судьбы. Поэтому каждому необходимо учиться  этим действиям, чтобы стать добрым, человечным, доброжелательно и мудро общаться друг с другом.

Убедить, разъяснить что-либо, успокоить, ободрить, призвать - вот обязанности, постоянно налагаемые на нас жизнью. В большей мере это относится к педагогу, который, в сущности, является профессиональным оратором. Хороший педагог не только должен показать, но и убедить, и увлечь своих слушателей. Умение говорить для педагога – вопрос большой и важный.

Статья посвящена рассмотрению процесса речевой коммуникации в преподавательской деятельности. Актуальность рассмотрения этой темы обусловлена ролью словесных методов в обучении (когда источником знаний является устное или печатное слово) и спецификой преподавания (речь идет о лекционно-практической системе обучения) в вузе. Лекция (монологическая речь преподавателя) – это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов. То есть студент вуза встречается со словом и на лекции (устная речь), и в ходе самостоятельной работы (письменная речь), поэтому эффективность работы преподавателя и качество подготовки студента будет зависеть во многом от того, что и как говорит преподаватель на лекции.

Коммуникативные умения, которые включают в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения (например, владение приемами риторики), входят в группу педагогических умений. Риторика - это искусство монологической ораторской речи. Преподавателю необходимо владеть навыками оратора, чтобы заинтересовать аудиторию, увлечь своим предметом, удерживать внимание аудитории в течение лекции. Голос преподавателя должен быть звучным, чистым, его должно быть хорошо слышно. Содержание и форма речи преподавателя на лекции является предметом такой науки, как педагогическая, или академическая, риторика. Педагогическая лингвистика, к примеру, призвана ответить на вопрос: «Что любой преподаватель должен знать о языке и речи, чтобы уметь сделать свою речь понятной, осознавать и решать возникающие в его педагогической деятельности проблемы лингвистической природы?»

Речь преподавателя – это образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками, а значит неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся. Поэтому для всех тех, кто пользуется словом как основным или одним из основных инструментов своей деятельности, а для преподавателя в особенности, важно говорить правильно. Речевой подготовке преподавателя необходимо уделять особое внимание, что вызвано заметным падением общего уровня речевой культуры, которое явилось результатом процесса, начавшегося многие десятилетия раньше. Проблема овладения свободным, подлинно культурным словом актуальна сегодня для любого члена общества. Важно это и для подготовки специалиста, владеющего нормами современного литературного языка, способного воспринимать любую техническую (экономическую) информацию и использовать ее в своей будущей работе. Это возможно лишь при акцентировании культуры речевого общения и лингвистическом ознакомлении студентов с терминологией изучаемых специальных дисциплин.

Преподавание - один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения.

Преподавание - это деятельность педагога по:

  • передаче информации;
  • организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
  • стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся.

Хотя деятельность по передаче информации поставлена на первое место, и именно в этом видится смысл работы преподавателя на лекции, это нисколько не умаляет важности прочих видов деятельности в преподавании.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Весьма актуальна в педагогической деятельности проблема выбора методов обучения. В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. Одна из классификаций методов обучения - по источнику получения знаний. В соответствии с этим подходом выделяют словесные методы (источник - устное или печатное слово), наглядные методы (источник - наблюдение предмета, явления, наглядное пособие), практические методы.

Был период, когда словесные методы являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги выступали против абсолютизации их значения, доказывая необходимость дополнения их другими методами. Сейчас нередко словесные методы называют устаревшими, «неактивными», поэтому к их оценке стоит подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайшие сроки передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память и чувства.

К словесным методам относятся лекция, рассказ, беседа, дискуссия, работа  с книгой. В вузе работа с книгой и учебником важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы студента с печатными источниками.

Среди них можно назвать:

  • конспектирование - краткое изложение прочитанного; составление плана текста;
  • тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного;
  •  цитирование - дословная выдержка из текста;
  • аннотирование - краткое свернутое изложение прочитанного без потери существенного смысла;
  • рецензирование - формулирование краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному;
  • составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного;
  • составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по теме;
  • составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов и явлений в трудах разных авторов.

В общении и совместной с преподавателем познавательной деятельности учащиеся осваивают культурные формы поведения – употребление орудий мышления, то есть овладевают различными языковыми средствами - знаками и их значениями. С помощью знаков преподаватель осуществляет информационное обеспечение лекции. Речь преподавателя характеризует уровень развития его мышления.

Лекция - это способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога со студентами. Она вовлекает обучаемых в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует законченное учебное занятие.

В обучающем аспекте роль лекции проявляется в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия, усвоения студентами объемного материала. Развивающий эффект лекции состоит в формировании у студентов логического мышления, способности анализа. В воспитательном смысле лекция формирует устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы, выяснять непонятное.

В ходе изложения лекции студенты овладевают новым материалом. Для этого они должны подключиться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий, самостоятельная поисковая деятельность. К приемам активизации познавательной деятельности студентов во время лекции можно отнести: придание изложению нового материала проблемного характера, использование преподавателем ярких  примеров и фактов, подключение студентов к их обсуждению, подкрепление тех или иных  теоретических положений примерами. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала преподавателем, умение поддерживать внимание и мыслительную активность. Кроме того, при изложении лекционного материала идет работа по упорядочению и закреплению ранее усвоенного.

Общий структурный каркас любой лекции - это формулировка темы, сообщение плана,  и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем строгое следование плану предложенной работы.

В качестве основных требований к чтению лекций выдвигают:

1)      Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;

2)      Большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;

3)      Доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

4)      Достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов, документов;

5)      Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы студентов по обсуждаемым проблемам;

6)      Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

7)      Выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

8)      Разъяснение вводимых термином и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

9)      Умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;

10)  Применение основных материалов - текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

В учебном процессе лекция должна занимать основное место, так как она организует и направляет работу студента по изучению курса. По своему содержанию курс лекций должен быть прочитан таким образом, чтобы дать представление о системе данной науки, об утвердившихся, не вызывающих споров положениях, а также о возникающих проблемах, требующих самостоятельного творческого решения.

Лекционный курс не должен быть единственным источником знаний для студента. Лекцию следует строить таким образом, чтобы студент был вынужден обращаться к другим источникам (описательный материал и сведения, которые можно прочитать в учебнике).

Теоретическое мышление преподавателя выступает в обучении в качестве образца для учащихся, которые воспроизводят структуру и методы использования различных средств мышления. Факт этого воспроизведения становится возможным благодаря коммуникативной взаимосвязи преподавания и учения, в ходе которой преподаватель вербализует свои знания.

Речь является как средством подражания, так и учения. Речь преподавателя – образец подражания для учащихся, основное условие филологического и умственного развития. В этом процессе овладения филологическими средствами речь преподавателя является не только средством изложения учебной информации, но и средством управления вниманием, средством образования представлений и понятий.

В речи преподаватель выражает всего себя целиком: свою душу, интеллект, волю, эмоции, характер, темперамент, филологические способности, отношение к учащимся и учебному предмету. Учащиеся улавливают в речи преподавателя прежде всего отношения и эмоции. На любовь они отвечают любовью, на равнодушие - равнодушием и т.д. Преподаватель, который любит и умеет (в меру) красиво говорить, побуждает учащихся своим примером к овладению речевыми средствами общения. В речи преподавателя имеют место следующие элементы: информационный, воодушевляющий, убеждающий, призывающий к действию, и развлекающий (уставших) учащихся. Речь может состоять из одного или нескольких перечисленных элементов, которые становятся ее характеристиками. Каждый элемент реализуется в речи с помощью соответствующих методов и приемов, входящих в арсенал педагогического профессионализма преподавателя.

Речь преподавателя вызывает сложную ответную реакцию учащихся, в которой можно выделить интеллектуальную, эмоциональную и волевую составляющие. Воздействие на интеллект достигается путем использования в речи преподавателя логических доводов. Доказательство, убедительность должны быть увлекательны логикой своего обоснования и понятностью изложения. Это достигается при использовании суждений, примеров, статистических данных, компетентных мнений и цитированием авторитетных авторов, доказательства строятся методами индукции и дедукции. Индукция - умозаключение  от частного к общему - бывает трех видов: индуктивное обобщение, аналогия и суждение о причинной зависимости.

Индуктивное обобщение делается на основе анализа типичных случаев изучаемого явления. Оно ограничено перечнем этих случаев. Аналогия - заключение от частного к частному, похожему объекту. Заключение о причинной зависимости бывает трех видов: от причины к следствию, от следствия к причине и от следствия через причину к другому следствию. Следует избегать декларирования утверждений, неприемлемых для слушателей, специально обосновывать критику суждений, ошибочно считающихся правильными, двусмысленных и неопределенных терминов, поспешного обобщения по недостаточным данным, иррациональным доводам.

Дедуктивное рассуждение состоит из трех суждений: общего положения, истинность которого принимается без доказательства - это аксиома, логический вывод из аксиом и других посылок, заключение. 

Эмоциональное воздействие речи преподавателя на учащихся существует объективно, но преподаватель, зная закономерности этого влияния, может направить его в желательном направлении. Эмоции преподавателя взаимодействуют с эмоциями учащихся. Речь преподавателя формирует познавательные установки, мотивы и интересы учащихся. Для этого необходимо возбудить внимание и интерес группы в начале речи, а затем поддерживать мотивацию, сочетая ее с другими элементами речи, развивать познавательный интерес путем сочетания его с конкретными примерами и повторениями. Следует учитывать возрастные и индивидуальные характеристики аудитории, уровень развития учащихся, и в то же время остерегаться пошлости и примитивизма.

Одно из основных условий возбуждения и поддержания познавательного интереса учащихся - глубокое знание преподавателем содержания изучаемого предмета. Обычно, чем лучше преподаватель знает  предмет, тем интереснее и яснее он его излагает. Поверхностное знание приводит к изложению общих мест, объяснение становится путанным, а примеры - примитивными и скучными. Другое основное условие развития интереса - использование средств и методов стимулирования мотивации. Так, общеизвестные истины следует связывать с новыми фактами и современными проблемами, а существенно новую информацию излагать с опорой на жизненный опыт и общеизвестные истины.

Внимание учащихся концентрируется на изучаемой теме, когда преподаватель излагает ее в развитии, когда речь состоит из  связанных между собой предложений, причем выделена логика этой связи, так, что перед учащимися разворачивается последовательная цепь поступательного движения мысли. Если при этом преподаватель перед каждым очередным этапом развития выделяет возможные альтернативы, то возбуждается любознательность - двигатель умственной активности.

Важным средством поддержания познавательного интереса учащихся является юмор, который может быть использован на любом этапе обучения. Умению шутить на уроке нужно долго учиться, чтобы избегать пошлости. По форме различают виды юмора: остроты, иронию, шутки, анекдоты, эпиграммы, поговорки, иносказания. Все они применимы в речи преподавателя.

Речь преподавателя – средство выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся, воспринимая речь, прежде всего, стремятся понять и запомнить мысли и эмоции преподавателя. Но эти стремления учащихся могут осуществиться, только если речь преподавателя удовлетворяет следующим требованиям: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность, оригинальность. Соответствующая стандартам грамматики речь позволяет правильно понять мысль собеседника. Ошибки учащихся в понимании темы часто обусловлены допущенными преподавателем нарушениями морфологии и синтаксиса в объяснении нового материала. Большое влияние на усвоение материала и понимание преподавателя студентами оказывает семантический контекст речи. Качество знаний учащихся зависит от точности формулировок и определений в речи преподавателя. Снижают качество знаний отвлеченные формулировки, смешение родовых и видовых понятий, привычные речевые штампы.

Уместность употребления в речи различных терминов, понятий и сложных предложений зависит от уровня развития учащихся и их возрастных особенностей. Так, преподаватель сокращает объяснение известного, использует (в меру) сленг и эмоциональные слова, технические термины и академические выражения. Сленг - специфические выражения, принятые у отдельных групп населения, придает речи преподавателя свежесть и силу. Но пользоваться сленгом следует осторожно, избегая вульгарных и грубых выражений. Эмоциональные слова обладают аффективной силой, прочными ассоциациями с соответствующими процессами, которым часто подражают, поэтому их иногда называют звукоподражательными. Эмоции, вызываемые словом, могут быть положительными и отрицательными. При объяснении новой темы допустимы только такие слова, которые вызывают только положительные ассоциации, использование научных терминов всегда сочетается с их определением, пояснениями и демонстрацией применения в излагаемой теме.

Экономичность речи проявляется в отсутствии многословия, частого повторения одних и тех же слов и словосочетаний (штампов), высокопарности, слов-паразитов, обилия вводных предложений. Современная экономная речь состоит из коротких простых фраз, соединенных в логические цепочки согласно нормам стилистики.

Оригинальность речи преподавателя отображает оригинальность его мышления, душа образованного человека и ее проявление в речи также неповторимы и индивидуальны, как отпечатки пальцев. Учащиеся ценят в преподавателе, прежде всего самобытность личности. Этому препятствуют штампы – речевые стереотипы, избитые, часто употребляемые выражения. Усиливают самобытность речи, изредка вставляемые, краткие изречения типа лозунга, риторические вопросы, не требующие ответа, иронические замечания, в которых скрыто противоположное утверждение, умолчания, гиперболы, инверсии, антитезы, метафоры, уподобления, пословицы и поговорки, другие выражения из устного народного творчества.

Полезно заранее объявлять тему лекции, план, рекомендовать к прочтению материал в учебнике. Лекция лучше воспринимается, если слушатель уже имеет минимальное представление о вопросе.

Преподаватель должен хорошо готовиться к лекции, продумывать план, подбирать необходимую литературу. Необязательно читать лекцию по готовому, написанному тексту. Если лектор читает лекцию не отрываясь от текста, он теряет связь с аудиторией. Письменная речь отличается от устной, живой речи, и лекция, читаемая по тексту, хуже усваивается студентами, вызывает у них скуку и равнодушие.

Педагогическое общение представляет собой, по существу, одну из форм педагогического взаимодействия в учебном процессе, в который включены как преподаватель, так и студенты. Цели, содержание общения, нравственно-психологический уровень его заранее определены педагогом. Педагогическое общение в большей степени достаточно регламентируемо по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нём отчётливо выделяются ролевые позиции преподавателя.

Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение «втягивает» личность преподавателя и студента в этот процесс. Умение преподавателя выбрать правильный стиль и тон общения, чувство темпа в действиях и решениях, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам студентов называется педагогической техникой и является составной частью педагогического мастерства. Соблюдение речевого этикета – одно из основных требований успешной, эффективной коммуникации педагога и учащегося.

Характер общения преподавателя со студентами обусловлен, прежде всего, его профессионально-предметной подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета, а также в области педагогики, методики и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями. В этом ракурсе его и воспринимают студенты. Речь преподавателя не может быть названа спонтанной, поскольку она в той или иной мере подготовлена - продуманы общая смысловая структура, нередко формальные и смысловые детали, иногда отдельные моменты воспроизводятся по памяти; вместе с тем в деятельности педагога, ситуации, требующие заранее не подготовленной речевой реакции - ситуации «импровизации» - не только не редкость, но правило, можно думать, что от умения адекватно и быстро решать эти «ситуационные речевые задачи» и зависит во многом профессионализм преподавателя.

Перечень использованных источников:

  1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.
  2. Голдановская И.Б. Коммуникативная компетентность с позиции педагогики//Педагогика. -2008. -№ 1. -С.121 -123.
  3. Гринько Е.Н. Риторика (культура речевой коммуникации). Учеб. пособие. Владивосток, ДВГТУ, 1997.
  4. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации.
  5. Иванчикова Т.В. Формирование речевой компетентности студентов экономических специальностей: Монография. Чебоксары, 2009. 359с.
  6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. -М.; Нальчик, 2004.  
  7. Маланчук И.Г.Социальное сознание, формы речи и речевая компетентность педагога в формировании инновационной образовательной культуры.// Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 64-64.
  8. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учебное пособие для студ. пед. университетов и институтов. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  9. Педагогическая риторика/Под общ. Ред. Н.А. Ипполитовой, -М, 2003.
  10. 10.Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989.
  11. 11.Рубина Г.В., Стоян Е.В. Приемы и методы активизации лекционных занятий.// Среднее профессиональное образование, 2000, №4.
  12. 12.Соколова Л.В. Культура человеческого общения, как элемент профессиональной культуры преподавателя высшей школы. М., 1991.
  13. 13.Чернышева М. Л., Шмелева И. Г., Комарова И. С. Формирование речевого этикета как компонента профессиональной компетентности педагога.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 8. С. 263-266.
  14. Чуксина И.Г. Коммуникативно-речевая компетентность в педагогической деятельности // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 76-83.