10 уроков от юного «стартапера»

15 Апреля 2013Жизнь ВУЗа

Винсент ван Левен (Vincent van Leeuwen), основатель стартапа SNTMNT, осуществляющего анализ социальных настроений на финансовых рынках, делится своим опытом в создании собственного интернет-бизнеса.

10 уроков от юного «стартапера»

Автор – Надежда Баловсяк

Винсент ван Левен (Vincent van Leeuwen), основатель стартапа SNTMNT, осуществляющего анализ социальных настроений на финансовых рынках, делится своим опытом в создании собственного интернет-бизнеса.

«В сентябре 2010 года я посетил Startup Weekend, который буквально изменил мою жизнь к лучшему», вспоминает Ван Левен. «В то время я был беспечным юношей, только что закончившим университет и работающим в большом голландском банке. Я не любил свою работу, я был не очень доволен своей жизнью, но не мог сказать, почему», – продолжает автор.

Startup Weekend оказался абсолютным культурным шоком для молодого человека, прежде всего тем, что можно зарабатывать на том, чем ты очень увлечён, а не просто тратить день, чтобы заработать доллар.

Тем не менее, кроме воодушевления пришёл и страх. Страх непонимания другими стремлений и идей. Страх потерять два, так дорого доставшихся мне, диплома об образовании. Страх потерпеть неудачу и не заработать денег в течение следующего десятилетия.

Оценивая свои ощущения, ван Левен сравнил себя с Нео (героем фильма «Матрица»), когда ему предстояло сделать выбор между синей и красной таблеткой, предложенными Морфеем.

В результате собственного двухлетнего опыта работы над стартапом, ван Левен сформулировал десять важных уроков.

1. Следуй за своей страстью. Начни с ответа на вопрос «Почему?»

Как утверждает Саймон Сайнек (Simon Sinek) в своей концепции «Golden Circle», большинство людей и организаций знают, что они делают в бизнесе. Большая часть из них также знает, как они это делают. Но только избранная группа людей точно знают, почему они это делают.

В предпринимательстве последнее условие является основополагающим. Первые годы предпринимательства часто напоминают американские горки – то вверх, то вниз.

Можно похвастаться несколькими успешными проектами, но неудач зачастую бывает гораздо больше. Конечно, эти неудачи очень важны для приобретения опыта на долгосрочную перспективу. Но в краткосрочной перспективе они дают вам беспокойство и бессонные ночи. Чтобы легче переносить неудачи, необходимо всегда помнить, почему вам приходится проходить через все эти неприятности и испытания.

2. Учитесь у мастеров

Начинать путешествие, не зная пути, по меньшей мере, неразумно. Не слушать экспертов, прошедших этот путь раньше вас – просто глупо. Многие стартаперы, начиная своё дело, являются типичными выпускниками университета, наделёнными «академическим знанием об менеджменте в бизнесе», которое не очень полезно, особенно при создании стартапа.

Изменить это можно с помощью правильных книг, среди которых «Четыре шага к озарению» (Four Steps to the Epiphany) Стива Бланка (Steve Blank), «Налегке» (Running Lean) от Аша Мория (Ash Maurya), «Четырёхчасовая рабочая неделя» (The Four Hour Workweek) Тимоти Ферриса (Timothy Ferris) и «Rework» Джейсон Фрайд и Девид Хейнемейер Ханссон (Jason Fried & David Heinemeier Hansson).

3. Жизнь начинается в конце вашей зоны комфорта

Время от времени каждый из нас сталкивается с подобным типом людей, которые работают на крупные корпорации и даже на правительства и ноют о том, что у них есть множество великих идей, о потерянных годах, в течение которых «не нашлось удачного момента для старта».

Эти люди на самом деле просто искали оправдание отсутствию своих попыток начать новое дело.

Одни, например, говорили, что им для начала дела просто не хватает $3 тыс. на привлечение к раскрутке их идеи пиар-агентства.

В 1994 году, когда Джефф Безос (Jeff Bezos) начинал Amazon, он должен был собрать деньги с 22 инвесторов. Инвесторы, ничего не знавшие о книгах, отказывались вкладывать свои средства, считая, наверное, момент неподходящим для этой идеи. Не позволяйте никому говорить вам, что что-то не может быть сделано.

4. Избегайте «гипероптимистов»

Возможно, вам случалось слышать их хвастовство о том, как они близки к подписанию договора с многомиллиардной корпорацией, или о том, что они в двух шагах от получения миллионов долларов инвестиций от известного венчурного фонда.

Такие люди заставляют нас сомневаться в себе и в правильности своего выбора. Для правдивости стоит разделить их достижения на два. Из оставшихся 50% их достижений вычесть их крупнейших клиентов. Это, как правило, и будет тем положением, которого они добились.

5. Не тратьте деньги на правовые услуги, которые вы в состоянии сделать сами

Одна из самых больших ошибок, которые я сделал, пишет ван Левен, была потеря около $10 тыс. в оплату юридических услуг за листок бумаги, который, в конечном счёте, оказался бесполезным, когда два наших соучредителя покинули компанию.

Это был важный урок для меня. Когда появились первые клиенты, мы также нуждались в правовых документах, чтобы определить условия взаимоотношений с ними. На этот раз я нашёл несколько примеров и создал собственный вариант пользовательского соглашения. До сих пор к нему нет претензий со стороны юристов наших клиентов.

6. Добивайтесь сокращения раундов финансирования

У нашей компании есть довольно «крутой» ангел, однако, чтобы договориться о нашем посевном раунде финансирования, мы потратили полгода. Большая часть этого времени была потрачена впустую на перекидывание документов между нашими юристами и юристами инвестора, и обсуждением всех юридических нюансов, которые могут возникнуть при развитии даже самых маловероятных сценариев.

Я считаю, что это пустая трата времени и энергии, которые можно было бы использовать для маркетинга, наращивания продаж и привлечения клиентов и других целей, направленных на продвижение бизнеса.

Как только вам удалось доказать жизнеспособность и надёжность вашей бизнес-модели, переходите на следующий уровень финансирования (конвертируемые облигации/акции).

Примером может быть опыт Favour.it, который обеспечил завершение посевного раунда всего за 2 месяца. Затем они смогли быстро перейти к решению более важных вопросов. Вот к чему нужно стремиться при сборе средств для запуска бизнеса.

7. Относитесь к СМИ, как к друзьям

Заинтересовав СМИ своим продуктом, можно получить клиентов тогда, когда нет денег на рекламу. Это особенно важно в самом начале.

8. Помните о возможных «накладках»

В стартапе существует проблема при подборе команды, которая выльется в отсутствие чёткого распределения ролей, что может привести к потере части команды.

Когда вы запускаете компанию, и думаете привлечь третьего или четвёртого со-основателя, ещё раз взвесьте все за и против работы его в команде. Сможет ли он/она ускорить развитие стартапа в этой фазе, или наоборот, станет его «тормозом».

9. Научитесь основам программирования

Это имеет значение только для учредителей-нетехнарей. Нужно понимать общие принципы программирования, чтобы оценивать конкретные технические проблемы, стоящие перед компанией.

10. Вы не одиноки

Одно из самых приятных в начинающем предпринимательстве – удивительное сообщество, которое существует вокруг стартапов. Будь то на Startup Weekend, Hackers & Founders, Pitchrs или Lean Startup Machine, все эти события свидетельствуют о том же: вы не одиноки.

При этом люди готовы делиться, помогать и сотрудничать. А рядом с этим сообществом существует целый мир, множество людей, чья моральная поддержка никогда не будет лишней для молодого предпринимателя.

В заключение

Со временем эти десять уроков могут превратиться в другие – десять или двадцать. Винсент ван Левен завершает свои размышления так: «Я до сих пор не нашёл применение своим дипломам, которые пылятся в рамках на стене. Мои личные финансы по-прежнему в жалком состоянии. Время от времени я задаюсь вопросом: что бы я сделал, если бы смог вернуться в 2010 год? Остановил бы я свой выбор на красной пилюле снова? Да, я бы сделал это снова и снова…».

Источник – ToWave