Некоторые аспекты методологии перехода к содержательному (риск-ориентированному) надзору

28 февраля 2013

С. В. Кривошапова – к.э.н, доцент « Финансы и налоги» Владивостокского университета экономики и сервиса.

Основой общемировой тенденции в развитии надзора за банками является повышение его эффективности, которое предполагает развитие содержательного компонента банковского надзора и его ориентацию на реальные риски банковской деятельности. Под повышением  эффективности  и  результативности  надзора,  на наш взгляд, следует рассматривать лучшее выполнение им своих основных задач,  то есть повышение функциональной продуктивности. Это должно быть обеспечено разработкой методики банковского регулирования, отвечающей задачам риск-ориентированного надзора, совершенствованием  практических навыков сотрудников, выполняющих надзорные функции, и развитием организационных форм надзора.

В России вплоть до 2002 года применялся формальный подход к надзору. При таком подходе надзорный орган становится беспомощным, а его деятельность по существу сводится к симуляции активности. В условиях формального надзора в 1990-х годах в банковскую систему проникло множество слабых банков, с дефицитом собственного капитала, с «нарисованными» активами, не обладающими реальной стоимостью, с фальсифицированной финансовой отчетностью.[1] Формальный надзор  способствовал  соб­людению внешней формы и порядка,  предпочтение при его осуществлении отдавалось внешней форме в ущерб существу дела. Такой надзор проводится толь­ко по видимости, по форме.  Недостатки формального надзора заключаются:

­    пренебрежением, заданным уровнем норм функционирования, регулярной обратной связью с объектом управления, психологией и реакцией проверяемых;

­    отсутствием системы в оценке деятельности объекта;

­    применением в оценке не точных, а приблизительных измерителей    

­    исследуемых показателей;

­    использованием опосредованной, неточной и запоздалой информации;

­    ориентацией на свершившиеся факты без учёта прогнозных ожиданий, что отражает экстенсивный характер ведения хозяйства.

Отсюда следует, что формальный надзор имеет две стороны. С одной стороны, он смыкается с бесконтрольностью, когда форма его полностью отрывается от содержания. С другой — он соприкасается с реальным  содержательным надзором.

Начиная с  2002 года,  Банк России объявил  о переходе к содержательному банковскому надзору. Сущность реального надзора заключается в том, что он  основан на учете под­линных условий действительности, фактов, соответствует целям практики, оказывает должное воздействие, имеет реальную си­лу. Данный вид надзора отражает  действительное положение вещей,  а не выдаёт желаемое за действительное.   Достоинствами существенного (реального)  надзора,  на наш, взгляд являются:

­    обеспечение заданного уровня норм функционирования;

­    осуществление регулярной и целостной оценки состояния объекта;

­    прогнозный, перспективный характер оценки;

­    использование точных и объективных измерителей оцениваемых показателей;

­    возможность получения достоверной  непосредственно с объекта информации;

­    ориентация на интенсивную форму хозяйствования.

На основе  выше изложенного можно сказать, что формальный надзор может что-то зап­ретить, предписать, остановить ход процессов на объекте конт­роля, но не способен оказать объекту реальную помощь. Содержательный надзор всегда предусматривает запас ресурсов, которые могут быть своевременно брошены на исп­равление положения, устранение узких мест.

Формальный надзор обычно обращен в прошлое.  Содержательный надзор ориентирован преимущественно на будущие события. Он обеспечивает  органы управления информацией о предстоящих событиях. В процессе надзора ход контролируемых событий оценивается  на ранних этапах  оценки и содержит элемент предвидения, что позволяет своев­ременно корректировать действия. Существенный надзор направ­ляет внимание руководителей на достижение запланированной цели в изменяющихся условиях. Таким образом, реальный  надзор всегда динамичен и ориентирован на будущее.

Одновременно реальный надзор учитывает влияние человеческого фактора, его воздействие на результаты деятельности. В конечном счете, именно люди выполняют различные задания и осуществляют надзор, поэтому нельзя забывать о том, как они будут реаги­ровать на него. Это не менее важно, чем своевременное получе­ние информации.

То есть при формальном надзоре традиционно проверка банковской деятельности сводилась в основном к проверке отдельных операций, с целью получить оценку финансовой устойчивости банка, проводимой им внутренней политики, процедур и системы внутреннего контроля. В условиях современного динамичного рынка банковских услуг проверка собственно операций уже не рассматривается как условие, достаточное для обеспечения непрерывной, стабильной и безопасной работы банка. Поэтому надзорный орган обращает повышенное внимание, прежде всего, на понимание отдельно взятым банком принятых рисков и на уверенность в том, что банк располагает инструментами, необходимыми для выявления, измерения, управления и контроля таких рисков.

Необходимо отметить, что банковский надзор в России  находится на переходном этапе от экстенсивной модели надзора к интенсивной. Как утверждает директор Департамента банковского регулирования и контроля Банка России А.Ю. Симановский, «данный  переход характеризуется конкретизацией и с формальной точки зрения сужением объекта надзора». Интенсивная модель надзора базируется на методиках, ориентированных на выделение в деятельности кредитных организаций областей (сфер) повышенного риска и на концентрации ресурсов надзора на этих областях. Данный подход получил название риск-ориентированного, или риск-фокусированного надзора.[2] В широком смысле это - система, которая затрагивает по существу все компоненты надзора, включая анализ отчетности, систему раннего предупреждения, надзорные системы классификации кредитных организаций по степени финансовой устойчивости, а так же подходы к оценке системной устойчивости банковского сектора. В этом и заключается главная цель существенного (риск-ориентированного) надзора. При осуществлении риск-ориентированного надзора главным объектом контроля со стороны надзорного органа является система управления рисками. Развитие риск-ориентированного надзо­ра предполагает переход от оценок уровня конкретных рисков в деятельности кредит­ных организаций на базе сведений о степени соблюдения ими пруденциальных норм, установленных Банком России, к оценкам уров­ней рисков, базирующихся на мотивирован­ном суждении надзорного органа о качестве активов, состоянии обязательств и собствен­ных средств кредитных организаций, качестве их систем управления и внутреннего контроля. В свою очередь, мотивированное суж­дение должно основываться на результатах комплексного анализа деятельности кредит­ных организаций, изучении их стратегии развития, структуры собственности и управления, внутренних документов, регламентирующих организацию внутреннего контроля, а также процедуры осуществления риск-менеджмента.

Риск-ориентированный надзор по своей сути относится к надзору за соблюдением требований качественного характера.. Методы надзора за выполнением установленных требований и методы риск-ориентированного надзора в определенной степени совпадают, однако их главное различие заключается в том, что основное внимание надзорного органа уделяется не проверке выполнения формальных регулирующих требований количественного характера, а проверке соблюдения качественных требований с упором на механизмы и способы управления рисками. В сочетании с информацией, которой располагает надзорный орган в отношении принятых крупных рисков, это позволяет надзорному органу оценить, сможет ли банк и в дальнейшем соответствовать предъявляемым ему требованиям; а также определить, насколько разумную политику по управлению деятельностью банка проводит его руководство и обеспечит ли такая политика устойчивость банка в будущем. Рассмотрим ряд преимуществ применения риск-ориентированного надзора.

– Риск-ориентированный надзор позволяет надзорному органу оценивать общую устойчивость банка к рискам в настоящем и прогнозировать потенциальные риски банка в будущем, обеспечивая тем самым как текущую, так и перспективную оценку соответствия банка надзорным требованиям.

– Более широкое признание важности роли руководства банка и роли принятых в банке процедур позволяет органу банковского надзора своевременно реагировать на выявленные проблемы путем рекомендаций и корректирующих мер.

–Уменьшается нагрузка на надзорный орган, поскольку риск-ориентированный надзор позволяет избежать многоуровневых и всесторонних проверок осуществляемых банком операций на предмет соответствия нормам и требованиям, концентрируясь лишь на проверке операций, несущих в себе повышенный риск.

Применение вышеуказанных подходов предполагает, что надзор будет нацелен в первую очередь на:

— выявление сфер деятельности подразделений банков, которые несут наибольшие риски для данного банка и области, в которых деятельность банка наиболее подтверждена рискам в силу дефектов систем управления, контроля или иных внутрибанковских систем.

— выявление слабых банков и осуществление надзора за ними в более интенсивном режиме, чем за банками, чье состояние не вы­зывает мотивированных опасений.

 Необходимо отметить, что указанные подходы были применены Банком России при оценке кредитных орга­низаций на предмет их соответствия критериям допуска в систему страхования вкла­дов. Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Россий­ской Федерации", а также изданным в его развитие Указанием Банка России от 16.01.2004 № 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов". Предусмотрено использова­ние для оценки деятельности банка наряду с финансовыми показателями, характеризую­щими качество управления банком, его опе­рации и риски, включая показатели про­зрачности структуры собственности, орга­низации системы управления рисками и службы внутреннего контроля. Кроме того, круг оценочных показателей расширен по­казателями, характеризующими рентабель­ность деятельности банка. В настоящее вре­мя работа по совершенствованию методоло­гии оценки финансовой устойчивости кредитных организаций продолжается.

В целях совершенствования развития содержательного надзора Банку России необходимо продолжить осуществлять работу по таким направлениям, как:

— создание системы раннего предупреж­дения, базирующейся на модели развития си­туации в кредитной организации, и внедрение этой системы в надзорную практику;

— совершенствовать надзор на консо­лидированной основе, включая анализ рис­ков, принимаемых кредитными организациями в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, в том числе с кредитными организациями участниками банковских групп и банковских холдингов.

На наш, взгляд развитию риск-ориентированного надзора будет способствовать и внедрение в российскую практику института кураторов кредитных организаций, поскольку только в процессе постоянного контакта между банком и надзорным органом может быть обеспечена должная осведомленность последнего о процессах, происходящих в кредитной организации. Именно куратор, являясь главным контактным лицом надзорного органа во взаимоотношениях с кредитной организа­цией, ее руководством и сотрудниками, аккумулирует всю информацию о её деятельности, что позволяет вести надзор комплексно и практически в режиме реального времени, а также своевременно реагировать на процес­сы, происходящие в деятельности банка.

Развитие содержательной компоненты надзора должно иметь надлежащую законо­дательную основу. Необходимо законодательно закрепить право Банка России оценивать деятельность кредитных организаций и принимать решения надзорного характера на основе профессионального (содержательно­го) суждения о качестве и стоимости активов, обязательств и собственных средств (капита­ла), а также качестве корпоративного управ­ления, включая внутрибанковские системы управления и контроля за рисками, прозрач­ности структуры собственности.[3]

Подводя итог выше изложенному следует отметить, что банковский надзор все больше и больше принимает превентивный характер, при котором во главу угла ставится обеспечение безопасной и стабильной деятельности банков. Для органов банковского надзора уже недостаточно полагаться на выполнение банками количественных и качественных требований, они должны быть уверены, что банки в будущем смогут избежать принятия на себя значительных рисков или же покрыть потенциальные убытки, связанные с ними, если такие риски будут иметь место.

 Библиографический список:

 1. Дмитрий Тулин. Следователь не должен быть судьёй / Мониторинг банковской прессы //Газета время новостей 2007г.

2. Симановский.А.Ю. Текущий банковский надзор. Международные тенденции развития и некоторые вопросы совершенствования практики / А.Ю. Симановский //Деньги и кредит № 2/2002г.

3. Батырева С.В. Тенденции развития банковского надзора в России и в странах ЕС/ С.В. Батырева// газета Бизнес и банки №5 / 2007г.