Двое шведов "делают" 2% ВВП России

26 февраля 2013 Жизнь вуза
Двое шведов

Участники: Филип Энгельберт, исполнительный директор и соучредитель AVITO.ru Гость: Николай Евдокимов, руководитель проекта SeoPult, основатель интернет-холдинга UnMedia. Тема беседы: Маркетинг интернет-компании – довериться профессионалам или справляться собственными силами. В какой момент нужно задуматься о продвижении? Какие типичные ошибки совершают предприниматели? Как автоматизировать рекламные процессы?

Когда-то даже сломанные вещи в нашей стране было принято «склеивать». Сегодня склеивать мы уже разучились, но вот выкинуть даже старое и бесполезное - пока не готовы. И если одни шведы, развернувшие свой ритейл в России – предлагают спрятать лишние вещи в большие шкафы, другие уверены - что «все в наших домах стоит денег, и мы легко можем избавиться от ненужного, еще и прилично заработав».

В Россию основатели доски объявлений Avito попали почти случайно. Хотя у каждого из них в родной Швеции уже были похожие проекты: Йонас Нордландер владел онлайн-аукционом Tradera.com, который продал американскому eBay за 50 млн долларов. Причем уговор был таким, что Йонас не будет создавать нового конкурента в тех странах, где работает eBay. На карте ближпайшей страной, где eBay не работает, оказалась Россия. А Филип Энгельберт передал управление сервисом продажи предметов роскоши своему партнеру и вложился в акции шведского холдинга Kontaкt East Holding, дочерняя компания которого в 2007 году приобрела российские «Желтый страницы». Где-то на стадии запуска онлайн-версии справочника (которая, кстати, не удалась) Йонас и Филипп познакомились и решили открыть российский сайт бесплатных объявлений.

Филип Энгельберт, исполнительный директор и соучредитель Avito.ru: «Мы стартовали в 2007 году. Но первое время мы не понимали, что делаем. Была неправильно выбрана стратегия, не было понимания российской специфики. Бюрократия есть в любой стране – но не все бюрократические машины работают одинаково. Для такой площадки, как Avito, важно, чтобы было достаточное количество продавцов и покупателей. Собрать их вместе оказалось очень сложно. Мы раньше были связаны с «Желтыми страницами» и мы сказали примерно тысяче людей – если вы выставите 10 товаров – вы получите по 700 рублей. Но этого оказалось недостаточно. Люди не понимали – зачем им продавать свои вещи. Тогда я собрал у себя дома в кучу все, что мне было ненужно и возил по офисам показывал: смотрите – все это вы можете продать. И только в 2009 году удалось привлечь правильных людей».

Сервис максимально прост. Стандартная бесплатная регистрация, после которой нужно выбрать город, категорию товара, описать продаваемый предмет, установить на него цену и ждать откликов.

150 тысяч человек каждый день предлагают на авито около 300 тысяч новых товаров. Сервисом можно воспользоваться во всех регионах России и ежедневно его посещают 6 млн человек.

При таком трафике и разнообразии любое объявление легко может затеряться. И вот тут начинается заработок «авито» – компания предлагает ряд услуг по продвижению «товара» - возможность загрузить фото, разместить публикацию на более выгодных и видных позициях, тем самым увеличить количество просмотров лота, завести свой магазин и т.д. Соотношение платных и бесплатных объявлений — примерно 60 на 40.

Филип Энгельберт, исполнительный директор и соучредитель Avito.ru: «В 2011 году, когда мы начали монетизировать услуги наш оборот составил 10 миллионов долларов, в 2012 – 30 миллионов долларов. При этом на нашем сайте, когда человек снимает свое объявление – есть пункт – «почему». Так вот, мы подсчитали те варианты, когда пользователь говорил – «товар продан» - сумма таких операций за 2012й год составила 1 трлн рублей. Это 2% российского ВВП»

Модель и бизнес-идея Avito - «доска частных объявлений» – уже хорошо зарекомендовала себя в других странах, и иностранцы довольно быстро привлекли инвестиции. Причем от известных фондов. К примеру Baring Vostok известен рядом успешных вложений, среди которых «СТС Медиа», «Яндекс», «Озон». Accel Partners инвестировал в Facebook, Groupon, Kayak, Angry Birds, KupiVIP, Ostrovok.  Контрольный пакет акций компании принадлежит Vostok Nafta и (AB) Kinnevick Investments.

Филип Энгельберт, исполнительный директор и соучредитель Avito.ru: «Мы поверили в продукт. Следующим вопросом было – достать деньги. Инвестиции за весь период составили 100 миллионов долларов. У нас небольшой пакет акций, но бизнесом Avito.ru в России управляем полностью мы»

Бесплатное размещение объявлений и вложения в мощную рекламную компанию. Вот, пожалуй, основные удачные решения, позволившие обойти конкурентов - «Из рук в руки», «Молоток», Сландо и других игроков. Сейчас основное «авитонаправление" -  с2с (это порядка 80% пользователей) но в планах увеличивать и b2с сегмент: на сервисе, к примеру, уже торгуются автодилеры. В целом, по словам Энгельберта, компания пока реализовала лишь 5% от своих планов и возможностей.

«Доской объявлений» в онлайне сейчас никого не удивишь. Но для раскрутки бренда владельцы Avito не пожалели средств — агрессивная маркетинговая компания, помогла обойти конкурентов. Это были не траты, а инвестиции – говорят основатели…

Источник – Expert.ru