Человек и его дело. Молодые преподаватели ВГУЭС - о своей работе в университете.

8 Февраля 2013Жизнь ВУЗа

Во ВГУЭС работает много молодых и целеустремленных преподавателей. Они стараются применять свои силы и знания на пользу образования студентов и развитие российской науки.

Человек и его дело. Молодые преподаватели ВГУЭС - о своей работе в университете.

Во ВГУЭС работает много молодых и целеустремленных преподавателей. Они стараются применять свои силы и знания на пользу образования студентов и развитие российской науки. Александра Пигинешева и Леонид Козлов решили рассказать о деятельности в вузе, о необходимости получения грантов и своей  работе со студентами.

Доцент ВГУЭС, кандидат исторических наук Александра Пигинешева

Место работы:

  • кафедра мировой экономики и международных отношений ВГУЭС.

Читаемые курсы:

  • Культурно-религиозные традиции в международных отношениях, Международные отношения и внешняя политика США и Канады, Процесс формирования внешней политики и дипломатия в АТР.

Профессиональные достижения:

  • грант Фонда Сороса, краткосрочная программа ЦЕУ (Венгрия, 2008 г.), грант им. Фулбрайта по программе FFDP (США, 2011 -2012 гг.)

Во ВГУЭС я работаю уже шесть лет, а если прибавить еще годы учебы, то с университетом я не расстаюсь более десяти лет.  До сих пор помню тот день, когда первый раз пришла во ВГУЭС. В приёмной комиссии меня встретили сам директор Института международных отношений и социальных технологий Михаил Юрьевич Шинковский и его заместитель, а сейчас проректор по учебной и воспитательной работе Ирина Петровна Черная. Они обо всем рассказали мне, помогли убедиться в правильности выбранной специальности. Во ВГУЭС мне сразу понравилось. Настолько современного и комфортного вуза в то время в городе больше не было, да и сейчас нет.

Еще одним человеком, сыгравшим большую роль в моем профессиональном становлении, является профессор кафедры мировой экономики и международных отношений ВГУЭС Лариса Николаевна Гарусова. Она мне сказала: «У тебя есть потенциал». Я решила поступить в аспирантуру, начать преподавательскую деятельность. В прошлом году я успешно защитила диссертацию.

Может это звучит наивно, но у меня всегда было желание внести свой вклад в развитие российского общества. Для меня важно не только передавать студентам свои знания, умения и опыт, но и развивать их как личности, как социально-активных людей. Внеучебная деятельность – важная часть моей работы. Благо во ВГУЭС есть чем заинтересовать молодежь – в Центре волонтеров они могут проявить свои человеческие и даже профессиональные качества, в Молодежном центре – таланты.

Преподаватели должны любить людей, в особенности, если они его студенты. Я работаю в университете ради студентов, иначе и быть не может. А еще я всегда говорю им: «Не бойтесь задавать вопросы, даже если они на первый взгляд глупые. Только так можно избавиться от сомнений и окончательно убедиться в чем-то. Проявляйте инициативу, поверьте, преподаватели это ценят».  А еще преподаватели должны постоянно повышать свою квалификацию – непрерывное образование должны получать и те, кто его дают.

Я выезжала на стажировки и подготовку своих проектов в европейские, азиатские страны и США. В каждой стране, где я побывала, существует очень уважительное отношение к учителю и преподавателю. Например, в Южной Корее студенты кланяются присутствующему преподавателю – это знак почтения и уважения. В США преподавателем быть очень престижно, несмотря на то, что они жалуются на невысокий уровень дохода. Общение между студентами и преподавателями очень открытое и дружественное - даже маститые профессора готовы к открытому диалогу. Это все обусловлено национальными, культурными и исторически сложившимися особенностями. Лично мне ближе американская модель общения преподавателя и студента. Там нет полной свободы действий, но преподаватель является другом, глубоко уважаемым другом.

Я советую студентам и коллегам участвовать в грантовых программах. Повышение профессиональных компетенций, усовершенствование уровня иностранного языка, развитие социальных контактов – главные преимущества грантов. В 2011 году я выиграла грант программы имени Фулбрайта и  отправилась на годичную научно-исследовательскую стажировку в Техасский университет в городе Эль-Пасо (США). Важной частью стажировки я считаю общение с авторитетными американскими экспертами и политическими деятелями, с которыми я обсуждала свои исследования. Самой запоминающейся встречей стала беседа с конгрессменом от демократической партии Бето О'Рурком, представляющим Конгресс США в Техасе, куда входит город Эль-Пасо. В будущем планирую провести с ним видео-конференцию – пусть поделится своим опытом с моими студентами.

Многие меня спрашивают: «Как выиграть престижный грант?». Для начала поставьте себе цель – выиграть его, дальше приступайте к реализации задуманного. Во-первых, выбирайте грант по тому профилю, по которому учитесь или работаете – шансов будут больше. Во-вторых, внимательно читайте условия и дайте грантодателю именно то, что ему нужно. В-третьих,  идея проекта должна быть оригинальной  и четко сформулированной. К тому же,  знание языков - большое подспорье при участии в иностранных грантах, которые, как правило, субсидируются лучше отечественных. Сейчас много грантов, каждый найдет тот, который подходит именно ему.

Доцент ВГУЭС, кандидат политических наук Леонид Козлов

Место работы:

  • кафедра мировой экономики и международных отношений ВГУЭС.

Читаемые курсы:

  • История дипломатии, Мировая политика, Процесс принятия внешнеполитических решений в РФ, Современная внешняя политика РФ в контексте нового миропорядка, Содружество независимых государств.

Профессиональные достижения:

  • грант Российского гуманитарного научного фонда, грант совместной программы «Иммануил Кант» Германской службы академических обменов и Минобрнауки РФ,
  • победитель в номинациях «Молодой преподаватель» и «Преподаватель-исследователь» конкурса «Лучший преподаватель ВГУЭС 2012»,
  • стипендиат благотворительного фонда В. Потанина по программе молодых преподавателей 2006, 2009, 2011, 2012 годов.

Преподавателем я работаю уже 10 лет, все годы я преподаю во ВГУЭС. Кстати, этот рубеж я перешагнул буквально в прошлом месяце. А закончил я истфак Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского в 2001 году. Почему я туда поступил? Во-первых, я увлекался историей, во-вторых, университет считался и до сих пор считается очень престижным в регионе, ну а в-третьих, он был в пяти минутах ходьбы от моего дома. Немецкий язык я учил в специальной школе с углублённым изучением немецкого языка, со второго класса, потом ещё пять лет учил его в вузе. Английский целенаправленно не учил нигде, но почерпнул некоторые знания из трансляций «Евроспорта», британской рок-музыки и научных конференций по международным отношениям.

Дело происходило в середине 90-х, и на тот момент я представлял себе будущее в мрачном свете, так как педагоги тогда находились в довольно бедственном положении.

Сегодня преподаватели не находятся на грани выживания. Занимаясь научной и педагогической деятельностью, и в то же время, подрабатывая в коммерческой сфере можно выйти на комфортный уровень дохода. Я общаюсь и с сельскими жителями, и с работниками промышленности, и вижу, что по сравнению с ними, мы зарабатываем деньги более легко. Я имею в виду то, что у нас нет больших физических нагрузок, тяжелых климатических условий

Вообще, Россия - страна больших возможностей. Даже иностранные коллеги порой заявляют мне, что завидуют социальным достижениям наших педагогов. На мой взгляд, даже возможности карьерного роста у них более ограничены.

Преподаватели ВГУЭС по сравнению с коллегами из других вузов - экономят время. Нам не нужно перемещаться в разные части города, все находится в одном месте, в одном кампусе. Знаю многих коллег в Москве, которые тратят несколько часов в день, чтобы охватить студентов из разных корпусов.  Еще одним плюсом является информационная система расписания занятий и мероприятий. Я знаю о своем расписании за месяц до начала семестра. А если мне нужно уехать в командировку, я отправляю заявку, и все изменяется автоматически. Опять же, исходя из опыта своих коллег, знаю: в других вузах до такого прогресса дело еще не дошло. Там стирают ненужные строчки ластиком или замазкой, и новое дописывают от руки.

Я обладатель шести личных грантов. Самый дорогой и престижный грант – грант президента. Он, кстати, был первым в моей карьере. Гранты позволяются заниматься наукой, а это обязательно нужно делать, чтобы не «закиснуть». Еще можно бесплатно публиковать итоги собственных исследований в лучших журналах.  Среди мотивирующих плюсов – существенная прибавка к зарплате.  

Обычная западная практика - подавать шесть-восемь заявок на гранты, и хотя бы одна обязательно выстрелит. За границей очень большая конкуренция. Сейчас я подаю по две заявки, и одна из них обычно проходит. Важно делать работы на актуальные темы – они малоисследованы, объемом – в среднем сорок тысяч печатных знаков. Молодые преподаватели должны быть готовы к кропотливой работе, результат которой неизвестен и не гарантирован. Придется в определенной степени рисковать. Немаловажен и теоретический багаж, если в университете или аспирантуре профессора вас чему-то не научили, занимайтесь самообразованием. Мне с педагогами повезло.