О Саммите глав государств и правительств АТЭС, состоявшемся во Владивосток в сентябре 2012

16 Ноября 2012

Встреча глав государств и правительств стран – участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), представителей  международного бизнеса и общественных организаций в сентябре 2012г. в городе Владивостоке  имела глобальное значение для России и ее Дальнего Востока.

Государства, входящие в организацию «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в бассейне Тихого океана, развиваются более высокими темпами по сравнению со странами Европейского союза (EC), Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и другими интеграционными блоками. Вместе с тем, Россия, располагаясь на большой территории в Европе и Азии, в целях преодоления сырьевой зависимости, привлечения инвестиций и роста народонаселения обширных Дальневосточных регионов страны, хотела бы выровнять баланс товарооборота с учетом взаимных интересов.

Отметим, что потребление в странах «старого света» существенно выше среднего в мире, однако для его обеспечения требуется переход на качественно новый технологический уровень производства, управления окружающей средой, инжиниринга, теории экономической политики, кризисного менеджмента, стратегии и структуры регионального развития. В конечном счете, требуются формирование человека нового типа, активизация регионов, обеспечение городской и сельской безопасности. Бытующие до сих пор теории монетаризма: «накачивания» экономик стран денежными средствами и их суррогатами (акциями, деривативами, облигациями, бондами и т.д.), необеспеченными договорами и услугами, потребительскими стоимостями, создают преференции одним и приводят к сокращению бюджетов и банкротству других.

В сфере производственных отношений и производительных сил технологический прорыв не происходит. Структурная политика инвестиций остается прежней, направленной к экспансии и стабилизации достигнутого положения. Известно, что нельзя богатство страны увеличить, только напечатав деньги и издав соответствующие указы и законы. Интеграционные блоки, разного рода научные, культурные и общественные связи представляют собой более открытую «вертикальную» систему. Такие формы организации доступны руководству в схемах «власть-собственность» и способствуют регионализации, управлению социальным и экономическим развитием территории.

В этой связи обеспечение транспортного коридора грузопотоков стран АТЭС через Россию в Европу, использование Северного морского пути, позволят сократить издержки на перевозку товаров, создать социально-инженерную инфраструктуру слабоосвоенных территорий Сибири и Дальнего Востока, улучшить качество жизни населения и демографическую ситуацию.

В Приморском крае в процессе подготовки к Саммиту АТЭС были построены уникальные сооружения: вантовые мосты через бухту «Золотой рог» и пролив «Босфор Восточный», входящие в пятерку крупнейших в мире. Возведены кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) с перспективой освоения острова Русский, новый международный аэропорт, низководный мост через Амурский залив, автомобильные трассы «Аэропорт-Владивосток», поселок Новый – Седанка – Патрокл - о. Русский, жилой микрорайон «Снеговая падь» на 70 тыс. чел., многоэтажные гостиницы, очистные сооружения г. Владивостока. На финальных этапах - строительство оперного театра, океанариума, аквапарка, игорной зоны в б. Черепахи. Выполнены перевод ТЭЦ на газ, ведется газификация районов Приморского края, ликвидированы городская свалка в бухте Горностай и золоотвалы у моря. Модернизируются предприятия судоремонта и судостроения, промышленности, строительства, торговли и сферы услуг. Реконструированы набережные, парки, скверы, отремонтированы морские фасады жилых домов и зданий.

Это - часть главных инфраструктурных проектов развития Владивостока и роста экономики Дальнего Востока России. Не менее важными являются межотраслевые отношения и связи предприятий на территории. Выборочный рост отдельных отраслей нередко приводит к упадку других в результате перетока трудовых и материальных ресурсов, а также нарушению экологии окружающей среды вследствие антропогенного вмешательства в ландшафты и деградации почв. Уровень благосостояния населения, доходы территории и региональный валовый продукт не повышаются соответствующим образом.

К примерам можно отнести БАМ (Байкало-Амурскую магистраль). Выполняя важную роль второй после Транссиба железной дороги для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, её строительство не сопровождалось комплексным освоением природных  ископаемых, созданием социальной инфраструктуры привлечения трудовой миграции. В условиях перестройки БАМ была забыта и деградировала.                

Горнодобывающие и перерабатывающие предприятия в процессе передела собственности в рыночных условиях и избавления от непрофильных активов социальной сферы до сих пор не вышли на уровень производства 90-х годов прошлого века. В сельском хозяйстве страны не используется до 40 млн. га ценных сельхозугодий, поделенных на земельные доли желающим, которые не имеют специальной подготовки и сельскохозяйственного образования. Количество поголовья крупного рогатого скота уменьшилось в 3-4 раза. Импорт сельхозпродукции на Дальнем Востоке вырос с 50 до 70% и более. Северные районы Дальнего Востока покинуло примерно 50% населения.

Судостроение и военно-промышленный комплекс, в частности, вертолетостроение (г.Арсеньев, Приморский край) в результате реформ и распределения компетенций ограничены в интеллектуальных факторах развития. Не имеют научно-исследовательских и опытно-конструкторских институтов и бюро по проектированию перспективных образцов техники. Технологические поставки стали, комплектующих материалов и оборудования регулируются объединенными корпорациями. В компетенцию местных предприятий самостоятельные связи по заказу и реализации продукции не входят.

На Сахалине по договору «О разделе продукции» до 85% сжиженного газа уже десятилетие вывозится за пределы страны странами-инвесторами. Сахалинская область,  направляя значительную часть налоговых поступлений в бюджет в Дальневосточном федеральном округе, не может существенно улучшить свою социальную инфраструктуру, создать горнолыжную базу для подготовки к Олимпийским играм в Южной Корее, и другие объекты социально-бытового и культурного назначения.

Кампус ДВФУ, объединенного из трех крупнейших университетов (г. Владивосток) и педагогического института (г.Уссурийск), оказался недостаточно подготовленным к учебному году 2012-2013гг. Так, Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ) без лабораторной базы конструкций материалов, машин и механизмов, специального оборудования не может вести подготовку кадров инженерных специальностей. Пока эта база только проектируется.

Кроме того, на острове Русский отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение. Водопровод будет построен ориентировочно через два года. Распродажа объектов недвижимости университетов, учебных корпусов и общежитий в центре Владивостока связана с дополнительными операционными издержками  и потерями. Экономически выгоднее использовать имеющиеся основные фонды, в которые уже вложен овеществленный труд.

Конечно, в меру эффекта отраслей народного хозяйства Приморского края такие объекты создать не представляется возможным без участия федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. На практике, по окончании Саммита АТЭС, бюджет края испытывает большой дефицит по причине задолженности федерального заказчика за выполненные работы и возросших расходов на содержание, обслуживание и эксплуатацию вновь введенных в действие объектов.

Динамика импорта продукции и технологического оборудования остается положительной, экспорт Дальнего Востока представлен сырьем, необработанным лесом, замороженной рыбой, т.е. капиталоемкой продукцией с минимальными трудозатратами и рентабельностью производства. При низкой плотности населения - около 1 чел/км² (для сравнения - в Китае - 375 чел/км², в Южной Корее - 545 чел/км²), существующих ставках единого социального взноса (ЕСН) на заработную плату и налога на добавленную стоимость продукции, Тихоокеанские регионы Дальнего Востока России нуждаются в государственном регулировании не только социально-инженерного обустройства территории, но и всевозможном льготном кредитовании отдельных отраслей и видов продукции, энергоэффективности, инновационного развития технологий и экономических механизмов хозяйствования путем создания свободных торговых зон, технопарков, совместных предприятий, организационно-экономических систем управления развитием территории.

Проведенный успешно Саммит глав государств и правительств АТЭС во Владивостоке послужит решению проблем социально-экономического развития страны в целом, росту товарооборота России в АТР, укреплению национальной безопасности и международного сотрудничества. Созданные инфраструктурные объекты являются площадкой дальнейшего роста трудового потенциала и экономики Приморского края, перехода на новый уровень технологического развития, международного бизнеса и экономического взаимодействия.

 

доктор экономических наук, профессор Носовский В.С.